, или Этюд Тотального Помешательства.
"Это мы только что убили шестерых ваших друзей-приятелей. Сейчас мы едем убивать вас." (Приснилось).
"Падая с балкона 22 этажа, я рылся по карманам в поисках сигарет и спичек - а вдруг еще успею покурить
перед смертью?"
Блюйон - тошнотворный бульон (франц.)
***
Широкая общественность поручила нам с Игорем, моим приятелем, привезти из штата Колорадо в наш Солт-Лейк артистку по имени Яна, гастролирующую по Америке. Дело было в пятницу, Яна в это время готовилась к своему субботнему выступлению на туристском слете неподалеку от Денвера (штат Колорадо), а в воскресенье вечером мы должны были доставить ее в Солт-Лейк. Прояснились подробности: на одном из автобусов, курсировавших между Денвером и Солт-Лейком, произошел теракт, Яна испугалась и позвонила нам, чтобы кто-то привез ее в Солт-Лейк на машине. Самыми удобными кандидатами для этого мероприятия оказались мы с Игорем.
Выяснилось также, что за дорогу Яна платит не из общественной казны, а из собственного родного кармана. Поэтому, движимые соображениями гуманности и любви к ближнему, решили а) расходы на заправку поделить на троих, б) использовать мою машину, а не игоревскую, как более экономную по горючке. О том, что в моей старой колымаге отсутствуют некоторые удобства, типа кондиционера, как-то не подумали.
Тронулись и доехали до места событий без происшествий, если не считать, что в дороге подозрительно помигивала лампочка заряда батареи. Я не придал этому факту особого значения, так как ранее машина бегала без проблем очень долго, а до того, как я ее купил, находилась в хороших и заботливых руках. Скорее всего, с генератором было все в порядке, а просто лампочка подавала ложный сигнал. Даже если что и с генератором, то имелся надежный аварийный ход: купить новую батарею, отключить к чертовой матери все потребители и на всех парах домчать на одном заряде до Солт-Лейка. А если батарея заранее начнет киснуть - подзарядить ее в каком-нибудь автомагазине или ремонтной мастерской, что грозило потерей не более двух-трех часов. А после возвращения в Солт Лейк вернуть купленную батарею в магазин — это вполне легальная и часто практикуемая процедура в США.
Оттачиваем стратегию возвращения. Стоял август, светлого времени на обратный путь было более чем достаточно (семь часов езды плюс три аварийных часа на зарядку, итого десять). Если назавтра тронемся с места упомянутого туристского слета в пять-шесть утра, то засветло закончим наш рейс.
Добрались с мигающей лампочкой до места. Красивый лес, костры, песни, выпивка. О подробностях концерта, как не имеющего прямого отношения к описываемым событиям, не рассказываю. А рассказываю о том, что в наш блестящий план начали одна за другой вклиниваться досадные помехи.
Во-первых, после проведенной короткой инспекции (слабый гудок, тусклый свет фар) обнаружилось, что генератор действительно сдох и заряда в аккумуляторе осталось очень мало. Но это обстоятельство, так сказать, входило в наш аварийный план. Позвонили в Денвер друзьям — участникам слета, объяснили ситуацию и попросили немедленно привезти в лагерь свежую батарею.
Во-вторых, ранний выезд (с очевидностью необходимый при подобных обстоятельствах) оказался под угрозой срыва по двум причинам:
— после концерта наша пассажирка не осталась в лагере, а укатила на ночевку к упомянутым друзьям в Денвер (это около ста километров от места описываемых событий).
— несмотря на очевидность ситуации, означенные друзья не врубились, что надо привезти батарею НЕМЕДЛЕННО, ДО начала концерта, дабы тронуться назавтра ранним утром. Сами появились, но батарею не привезли — завтра, мол, вместе с Яной. Магазины в городе открываются в восемь утра, а это - потеря минимум трех часов светлого времени, когда можно ехать без включенных фар.
Самое главное и самое нелепое было "в третьих". Но об этом потом, после описания череды прочих случившихся нелепостей, нумеровать которые, думаю, нет смысла.
Договорились с денверскими мужиками встретиться в девять утра на полпути от лагеря до Денвера. В девять были на месте, и этот момент в точности совпал с полным и бесповоротным разрядом нашей батареи. Спасителей наших и пассажирки еще не было. Встали на обочине дороги, и дабы скоротать время ожидания, пытались что-то сделать: ковырялись в контактах цепи, проверяли натяжку приводного ремня и чистили тряпкой этот ремень вместе со шкивами - понятно, без разборки (авось поможет?) Не помогло. Единственный результат - моя полуободранная и полуобожженная горячим металлом рука. Начало припекать солнышко.
К десяти часам никого из наших спасителей еще не было. В одиннадцать - та же картина. Позвонили - оказалось, только-только потягиваются и просыпаются. Светлого времени на дорогу остался минимум миниморум - десять часов. Нам с потенциальной пассажиркой грозила новая ночевка неизвестно когда и в каком месте пути. Не исключена была полуслепая ночная езда, что намного хуже в смысле перспективы остаться в живых. План пришлось корректировать: в дороге покупаем дополнительное к имеющемуся зарядное устройство и, заряжая две батареи попеременно, урываем у судьбы час-другой для движения в сумерках. А дальше - как Бог пошлет. Драгоценное светлое время с каждой минутой неумолимо укорачивалось, как шагреневая кожа.
Опуская подробности нашего дальнейшего ожидания, а также матерные выражения, коими густо насыщена была наша с Игорем речь в данный напряженный период, скажу одно: публика явилась нам с купленной в магазине батареей в 3 часа дня, в разгар солнечного пекла и в пик голодухи и жажды (понятно, что было не до еды-питья). Предстоящая ночевка в пути превратилась из угрозы в неизбежность. Палатка на троих есть, но спальных мешков с подстилками только два комплекта, и кому-то из нас двоих надо будет ночевать на свежем и прохладном (а если это произойдет в горах - на холодном) воздухе. Не оставлять же бабу без спальника!
Ну, и как уважаемый читатель представляет себе дальнейшие события? Судорожная переброска багажа, лихорадочная замена батареи, секундное прощание, рык мотора, град камней вперемешку с дымом из-под колес и вперед? Хрен там. Уделю несколько минут описанию клинического коллективного помешательства, по уровню глупости достойного книги Дарвина. Подчеркиваю: речь идет не об одноклеточных пэтэушниках, не о хрониках, состоящих на психиатрическом учете, не о выживших из ума старых маразматиках, оправляющихся мимо горшка, а о пяти вроде бы сравнительно молодых и ментально здоровых людях, трое из которых имеют высшее образование, а один даже кандидат наук. Короче: вместо того, чтобы сорваться с места и поехать, все мы неспешным шагом двинулись на прогулку, обозревать красоты окрестностей города Денвер. Тьфу. На этой прогулке мы просрали еще один драгоценный час.
Вы думаете, это я описал многообещанный раздел "в третьих", которого с нетерпением ждет истосковавшийся читатель? Да вовсе и нет. Но теперь подошло самое время описать это долгожданное "в третьих".
Тронулись в сторону Солт Лейка на двух машинах, мы с Игорем - на нашей кровной, а пассажирка на ихней. А почему так? А потому, что в ихней машине имелся кондиционер, а Яна - больной человек, не переносящий жары. Если для нас с Игорем, задубелых аборигенов американского Запада, понятие "жара" начинается где-то с сорока пяти выше нуля, то для Яны - с двадцати. Я говорил, что в нашем старом тарантасе нет даже легкого намека на кондиционер. Вот публика и решила завезти артистку повыше в горы, под перевал — а дальше, мол, дело к вечеру и ей будет легко ехать при открытых окошках.
Дорога №70. Пересадка в городишке под перевалом с попутным бродяжничеством артистки и ее друзей по магазинам заняла еще час. Солнце клонилось к западу. Светлого времени оставалось не более трех-четырех часов. Нечего было и думать, что мы вернемся в Сотл Лейк засветло.
Сидя за рулем, я уже не спешил. Часом раньше, часом позже - ничего нас не избавляло от альтернативы вынужденная ночевка на природе / ночная езда. Проехали перевал. По мере спуска вниз забортная температура поехала вверх. И когда она достигла, по моей умозрительной прикидке, двадцати пяти градусов Цельсия, я услышал из уст Яны фразу: "Все. Я умираю."
Правда, умирала Яна тоже как-то по-дурацки - в полном соответствии с режиссурой всего этого идиотского спектакля. "Итак, мой час настал - я упадаю / И умираю, всеми не любим" — цитата из монолога малоизвестного и не шибко талантливого артиста Аскольда Перцева-Задницына. Создавалось впечатление, что Яна очень хочет сама себя доконать. Или испытать мазохистский кайф от процесса собственного умирания. Нормальный человек, в каком бы печальном состоянии ни находился, принимает меры, чтобы облегчить свои страдания и выжить. Как минимум, у артистки имелся платок, который можно было бы намотать на голову, предварительно смочив водой (ее у нас было в достатке) - первобытный способ спасения от жары, знакомый каждому здравомыслящему субъекту. Этот способ страдалицей почему-то самостоятельно не был применен и пришлось силком направить умирающую на спасительный путь. Ну, а если жертве колорадской жары дают бесплатную возможность охладиться и обрести здравый разум, то вряд ли в мире отыщется идиот, который пренебрег бы такой ошеломительной перспективой. Когда мы остановились в зоне отдыха и я обнаружил, что в уборной блестяще работает кондиционер, счастью моему не было предела. И что бы вы думали?? Артистка ненадолго зашла в помещение с буквой "ж" и тотчас вернулась на солнышко, застыв как изваяние и пялясь на нас с Игорем осоловелым взглядом. На естественный вопрос "Вы уже в порядке?" Яна с этаким нескрываемым возмущением отвечает: "А что, я там вечно торчать буду?"
Значит, плохо умирает. Сели в машину, поехали дальше. Жрица Мельпомены снова театрально заумирала, а я, не искушенный в тонкостях системы Мейерхольда-Станиславского-Немировича-Данченко, отчаялся уразуметь, всерьез это или нет.
Когда солнце коснулось горизонта, остановились возле какого-то кафе, вытащили полумертвую лицедейку из машины и повели ее освежать. Но в кафе кондиционер не работал. Переехать на машине к другому подобному заведению - это значит либо включить стартер, что сожрет изрядную порцию электрозапаса, либо завести машину "с толкача". Как назло, встали под горкой носом к тротуару. По такому случаю парочка ушла на поиски кондиционера пешком, а я остался при машине. "Мы вернемся через двадцать минут", - уводя страдалицу, сказал Игорь. (Припомнилось недавнее: "А что, я там вечно сидеть буду?") Двадцати или менее минут мне хватит разве что для фотосъемки заката, но увы - не для зарядки резервного аккумулятора. Для этого нужен минимум час. Досадно, что условия для зарядки были воистину блестящие - народу вокруг не наблюдалось, а на внешней стенке здания торчала розетка.
Не теряя времени, воткнул в розетку зарядник и прицепил клеммы к аккумулятору. Сфотографировал закат, покурил, повалялся на травке, а парочки еще нет. В наступивших сумерках из кафе выползло двуногое существо непонятного пола и уставилось на меня полуосмысленным взглядом. Было бы посветлее, с отличной от нуля вероятностью это двуногое я мог бы принять за бабу. "Хищники выползают из нор ночью", почему-то подумал я. Затем из уст существа исторглась фраза на английском языке, означающая: вали отсюда на х. В ответ я послал это человекообразное туда, откуда оно вылезло. Потом описанная сцена стала назойливо повторяться: существо выползало, грозилось и возвращалось в нору. Яны с Игорем не было уже сорок минут.
При очередном появлении человекообразной твари я решил-таки свалить, ибо знаю по опыту: приедет полиция, а ее послать туда, откуда она появилась, будет неизмеримо труднее. Дабы не расходовать драгоценный энергозапас, стартер я не включал, отпихивал машину руками, и в общем-то успешно оттолкал ее на полсотни метров, на парковку, даже исхитрился поставить меж двумя желтыми полосками. Жаль - пришлось прервать процесс зарядки аккумулятора.
Яны с Игорем не было уже два часа. Кафе закрылось, двуногое село в машину и укатило. Пыхтя от натуги, ибо дорога была чуть в горку, я перекатил машину на старое место и снова воткнулся в розетку. И как раз в этот момент в тусклом свете уличного фонаря нарисовалась долгожданная парочка.
Артистка, вроде, ожила, но теперь она ужасно хочет спать, совсем умирает. И не менее ужасно хочет нормально поужинать в каком-нибудь ресторане. Спрашиваю Игоря - рвануть дальше на свой страх и риск, или продолжить зарядку аккумулятора. Игорь безмолвно и чуть заметно делает жест в сторону умирающей лицедейки. Ситуация ясна - рвем домой, надеясь на Господа.
Ехать ночью без фар, скажу я вам, это слегка ужасновато. И даже не слегка. Это просто ужасно. Ужасно тем, что мы могли разбиться. В лучшем случае — нарваться на штраф за опасную езду и тормознуться в кутузке до утра. Но выбора у нас не было, надо ехать, ибо у артистки завтра концерт, билеты проданы и помещение оплачено. Если жрице Мельпомены самой захочется в это время поваляться в мягкой постельке перед кондиционером или отобедать в престижном ресторане - это ее проблема. А наша проблема - доставить "груз двести" в срок.
Езда ночью без фар привела к потере нужного поворота. Проехали лишних миль двадцать, сотворили грубое нарушение, развернувшись на скоростном шоссе в обратном направлении.
Чуть позже определилась правильная методика езды без фар: устраиваешься в полусотне метров за хвостом большого фургона и едешь, ориентируясь на его хвостовые огни. Таким манером удалось безаварийно преодолеть половину пути от вышеописанного кафе до Солт-Лейка. Аккумулятор сдох, мы остановились в три часа ночи в каком-то рудничном поселке - слава Богу, рядом с автостанцией, в помещении которой имелась розетка с вожделенным американским напряжением сто десять вольт. Отвинчиваю аккумулятор, тащу на зарядку. Артистка плачет. Она хочет спать, просто умирает. В "чужой" спальник залезать баба категорически отказывается. Она грозится подать на нас с Игорем в суд.
Худо-бедно за пару часов зарядились. По моей прикидке, заряда аккумулятора (если ехать без света) должно до Солт-Лейка хватить. К счастью, так оно и получилось.
И представляете, вышло даже так, что Яна не сорвала свой концерт. (Аплодисменты мне и Игорю).