Остров Свободы

Игорь Васильевич Руденко
Каждый раз по приезде в Коктебель меня охватывает необъяснимое чувство легкости. Будто с души свалился лишний груз, и она медленно поднимается вверх, пытаясь воспарить над суетой. Признаюсь сразу – не курю. Вообще ничего и того, что вы подумали, в частности. Но место такое, что поневоле становишься пассивным курильщиком, получая свою дозу счастья от одного присутствия там. Ах, этот сладкий запах свободы... Морской целебный воздух, ласковое солнце есть и в других местах, нет там одного – тех удивительных людей, что наводняют поселок с приходом тепла и являются его лицом, визитной карточкой, душою, наконец! Именно в их окружении я чувствую себя свободно и легко. О них этот рассказ.

В конце шестидесятых Коктебель и окрестные бухты облюбовали хиппи. До сих пор здесь можно встретить сохранившихся со времен «системы» динозавров. Длинные нечесаные волосы, седая борода, немного грустный, но вовсе не потухший взгляд, холщовая сумка через плечо, хайратник, чтоб не срывало крышу, потрепанная гитара за спиной – вот типичный портрет коктебельского хиппи. Правда, гораздо чаще встречаются новообращенные «дети цветов», едва успевшие окончить школу, но уже густо увешанные фенечками и немытые, кажется, с последнего школьного звонка. Лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной!» довольно успешно претворяется ими в жизнь, судя по большому количеству совсем еще юных мам с младенцами в колясках, а то и просто в подоле. Как и их родители, дети с головы до ног украшены яркими хипповыми аксессуарами.

Не менее колоритно, чем «дети цветов», выглядят и «дети травы» – доморощенные последователи Растафари, облаченные в традиционные наряды желтого, зеленого и красного цветов. Я уж не знаю, есть ли среди них истинные растаманы с богом Джа и Сионом в душе, но поклонников регги, дредов и плана – хоть отбавляй! Неофиты предпочитают курить не просто так, а с неким философским смыслом. Хотя уже после пары затяжек музыка Боба Марли сплетается у них с философией всеобщей любви в один непрерывный поток сознания, уносящийся куда-то в космос, чтобы оттуда осчастливить всех живущих на Земле.

Украшением яркого букета из трав и цветов коктебельских «конфессий» являются кришнаиты – оранжево-шумные, ставшие непременным атрибутом не только Коктебеля, но и других, отнюдь не курортных городов. Кришнаиты надеются освободить человечество от всех тревог и печалей, повторяя тысячу раз имя бога Кришны. Растаманы обещают достичь того же результата, покуривая коноплю, а хиппи, занимаясь любовью. С удовольствием предался бы этим занятиям, особенно с целью спасения человечества, но у меня есть и свой проверенный метод достижения гармонии во Вселенной. Недаром Коктебель называют «Страной Коньяков».

Возможно, самым большим раздражителем для приверженцев строгой морали являются нудисты. В Коктебеле они не заморачиваются поиском уединенных мест, демонстрируя свои прелести почти повсеместно. Понимаю возмущение некоторых товарищей и сам немало возмущен, но... не нравится – не смотри, нечем похвастаться – не показывай. Руководствуясь этими нехитрыми принципами и философией жизни в гармонии с природой, нудисты чувствуют себя вполне комфортно среди обычных «непросветленных» туристов. А те, в свою очередь, совсем не против единения с природой своих экстравагантных соседей по пляжу.

Впервые попавший в объятия Коктебеля турист рискует получить кислородное отравление, надышавшись с непривычки воздухом свободы. Поборов головокружение, он медленно приходит в себя и начинает оглядываться по сторонам. На набережной ему бросается в глаза ватага уличных торговцев, что продают буквально всё: от полотняных сумок хиппи до модных шляпок и парео, от причудливых морских раковин до старинных монет и орденов, от трофейной губной гармошки до африканских тамтамов неопределенного возраста и сомнительного происхождения. Неизменным спросом пользуются фенечки, платья и футболки с изображением конопли и яркие растаманские шапочки. При этом места хватает всем, и никто никого не гоняет за незаконную торговлю.

– А где же магнитики? – истерично вскричит наш турист.

– Не боись! – спокойно ответит стихийный коктебельский рынок. – Для таких пассажиров, как ты, нам и магнитики завезли.

Кого только не встретишь на набережной Коктебеля: бродячие циркачи и уличные музыканты, самодеятельные поэты и художники-передвижники, которые с наступлением сезона толпами «передвигаются» из каменных джунглей своих городов к теплому морю. За ваши деньги они исполнят что угодно, как угодно и в каком угодно месте, даже в самом интимном и на виду у всех (это о мастерах тату, разрисовавших моих спутниц-распутниц в следующей части повествования). Самые талантливые обитатели набережной могут быть одновременно философами и торговцами, поэтами и попрошайками, хиппи и растаманами, а если поймают приход, то в порядке межконфессионального обмена могут и с кришнаитами пройтись под звуки бубна. И, конечно, все здесь поголовно музыканты. Даже если бог не дал ни слуха, ни голоса, то под рукой всегда есть барабан! Коктебель не случайно стал местом проведения сразу двух международных джазовых фестивалей – Live in Blue Bay и Jazz Koktebel. Живая музыка в Коктебеле звучит на каждом углу, во всех кафе и ресторанах, на набережных и пляжах. В любой уважающей себя забегаловке есть свой ансамбль, на худой конец исполнитель под минусовку. Жанры представлены все – от старого доброго рок-н-ролла до современного джаза, от авторской песни до тяжелого рока. Нет лишь шансона: «правильные» пацаны оттягиваются на более пафосных курортах, понты в Коктебеле не катят. Зато доброжелательное отношение друг к другу и чувство юмора приветствуется всегда.

Как-то раз в глубине поселка я набрел на живописный кемпинг «Ранчо», стилизованный под Дикий Запад. Из его ворот вышли двое импозантных мужчин и направились в мою сторону. Не задумываясь, спросил их:

– Мужики, вы с ранчо?

«Мужики» переглянулись, оценивая некоторую двусмысленность вопроса, и, улыбаясь, ответили:

– В каком-то смысле – «сранчо».

Раньше я слышал много рассказов о том, как из Питера и Москвы приезжали в Коктебель вполне состоятельные люди, бизнесмены и на месяц-другой превращались в настоящих бомжей. Они полностью отключались от мирской суеты, напряженной работы и прочих условностей, рабами которых им приходилось быть в остальное время. Общение с природой, полный релакс и никаких телефонов, интернетов и других раздражителей – такая форма психологической разгрузки, думаю, предпочтительнее комнаты с чучелом шефа, на котором вымещают эмоции сотрудники западных фирм. А кроме того, Коктебель – это не только эмоционально-психологическая, но и физическая разгрузка: здесь можно легко отказаться от тяжелой пищи, крепкого спиртного, антидепрессантов, наконец! Солнечные ванны, водные процедуры, многокилометровые прогулки, чашка кофе с утра и бокал вина вечером – это все, что вам нужно знать о бодрости духа и стройной фигуре. Здесь легко можно сбросить унылую маску менеджера среднего звена, а заодно и груз ответственности перед клиентами, кредиторами и прочими кровопийцами. Можно больше не притворяться незаменимым работником, послать подальше опостылевший дресс-код и весь корпоративный этикет. Но если вы не в силах сразу распрощаться с атрибутами офисной жизни, то можно расставаться с ними постепенно: к примеру, выйти на пляж в своем любимом галстуке и... только в нем одном!

А иногда на набережной Коктебеля можно встретить даму в вечернем платье и на каблуках под руку с представительным мужчиной в шляпе и костюме. Навстречу им с большой долей вероятности может шагать утомленный солнцем и долгим отдыхом турист в одной панаме, без ложной скромности и без одежды. При этом обе стороны будут чувствовать себя вполне комфортно и легко. А завтра не исключено, что дама сбросит каблуки, уляжется на берегу под камнем, подставив утренним лучам свое упругое нагое тело, и будет пить из горлышка вино, слегка попыхивая травкой. Все это Коктебель!

Коктебель, в котором фрики всех мастей, попрошайки и бродяги никогда не считались отбросами общества. Наоборот, на свалке истории оказалась «новая историческая общность» опрятно одетых и аккуратно подстриженных советских людей, так самозабвенно строивших коммунизм в одной, отдельно взятой и благополучно канувшей в лету, стране. Вся та коммунистическая идеология и ханжеская мораль, которую насаждали большевистские шаманы, танцуя с бубном вокруг мумии вождя, оказалась обыкновенным духовным мусором, призванным узаконить их власть над нами.

И коли речь зашла о «мусоре», не могу не отметить терпимость коктебельской милиции к местной публике. Такого больше нет нигде в Крыму! На набережной Ялты, например, патрульные свинтили парня лишь за то, что тот курил и пил из банки пиво. А в Коктебеле пей хоть из горла коньяк и пыхай косячком при всех – никто тебя не тронет! Конечно, если ты не будешь трогать никого в процессе погружения в нирвану.

Удивительную атмосферу счастья и любви, царящую повсюду в Коктебеле, незримо осеняет дух свободы. Не только внешней, но прежде всего свободы внутренней, которая возвышает человека, раскрепощает его, позволяя делать все, что не ограничивает права окружающих. Такая степень свободы была присуща Вудстоку и Казантипу, но там она привязана не к месту, а к событию и существовала лишь во время фестиваля. Коктебель же стал постоянным источником свободы, ярким и неиссякаемым, настоящим Островом Свободы в огромном человеческом море.

< Продолжение: http://www.proza.ru/2016/05/30/968 >