Нюточка

Татьяна Калинина
Варвара подняла трубку после пронзительного телефонного звонка и почти выкрикнула:- Да, слушаю!
В трубке раздался взволнованный дрожащий голос сестры: Варенька, Нюточка умерла. Похороны послезавтра. Я очень тебя жду, приезжай, помоги, она никогда, ни о чем нас не просила …
Варвара хмуро выдержала паузу, - буду, -буркнула  и , положила трубку.

 Когда в доме раздался очередной крик ребенка и отцу сообщили, что родилась девочка, он тихо произнес: - Все, точка! Хватит нищету плодить!
И действительно, для  вечно больной матери эти роды стали последними. Три сына и четыре дочери, богатый детьми дом, где каждая копейка на счету, а о куске ситного хлеба, можно было только мечтать. Нюточку назвали в честь бабушки Анной. Анна, Анюта, Нюта, Нюточка, так постепенно она стала Нюточкой, ею и осталась на всю свою жизнь. Маленькая, постоянно болеющая, прозрачная девочка, казалось, рождена была быть незаметной для окружающих. Мать умерла через полтора года после рождения Нюточки. И девочка сразу стала взрослой.  С ней не сюсюкали, отец, был вечно занят, сестры выполняли работу по дому, братья, помогали отцу, как могли. В пять лет Нюточка научилась вязать и, это стало ее обязанностью. Никто, казалось, не замечал, что маленькие пальчики с трудом перехватывали тугие петли шерстяных нитей. Но она не жаловалась. Если ей не доставалось мятного пряника, лучшего праздничного угощенья в семье,  все знали, что Нюточка не будет просить, она найдет корочку хлеба. Если ей перепадет совсем старое платье, Нюточка не только заштопает его, но и украсит вышивкой, да рюшами так, что соседи будут только удивляться.
Единственной радостью тихой девочки стало чтение. Прислушиваясь, да приглядываясь, схватливая Нюточка рано научилась читать и перечитывала все, что попадалось ей на глаза. Она без труда пересказывала долгими зимними вечерами сестрам сказки, да рассказы и казалось, что не она младшая из сестер, а они. Когда пришло время учиться в школе, Нюточка с охотой учила уроки, оттачивала каллиграфию и, с легкостью решала задачки. Училась она легко, играючи и Варвара, старшая из сестер часто завидовала, младшей сестренке. Когда пришло время выходить замуж, Варвара с удивлением обнаружила, что Нюточка нашила ей приданого, за которое не было стыдно в чужой семье. Варваре достался в мужья крутой деревенский мужик, скорый на расправу, и она частенько, битая приползла домой, где Нюточка выхаживала ее по целой неделе и провожала вновь к мужу.
Через пять лет, Варварин муж погиб, попав под сосну, во время заготовки дров  и Варвара вздохнула. Но не прошло и полугода, как отец заговорил о новом замужестве, и подобрал в мужья Варваре вдовца Михаила. Михаил остался один с пятью детьми на руках, и Варвара должна была стать им мачехой. Варвара знала, что Михаил, мало чем отличался от ее погибшего мужа, и новое замужество вовсе не казалось ей счастливым. Именно тогда, никто иной, как  Нюточка. уговорила Варвару сбежать в город. А когда отец узнал, что старшая дочь ослушалась, проявила столько силы и мужества, чтобы отговорить отца от поиска недостойной дочери, что даже братья были удивлены. Лиза, вторая за Варварой дочь вышла замуж более успешно, сосед Николай, не долго думая, засватал ее, все та же Нюточка уговорила отца выдать дочь за Николая. На свадьбе сестры, средний, Алексей и младший брат Николай познакомились с Тамарой и Надеждой и еще через полгода они сыграли свадьбу, сразу на две пары. Хмурый, суровый Дмитрий, старший из братьев, долго ходил бобылем, но Нюточка познакомила его с Катенькой, тихой, такой же хрупкой, как она сама девушкой и суровое сердце брата оттаяло.
 Все дети были пристроены, Нюточке, на тот момент исполнилось 20 лет, и самой большой ее мечтой стал переезд  в город и поступление в институт. Она долго придумывала о том, как сказать об этом отцу,  и в один из дней затеяла непростой разговор, и как же она была удивлена тому, что отец отпустил ее с радостью, а через полгода, когда Нюточка приехала на каникулы, отец, смущаясь как мальчишка, познакомил дочь с Аксиньей. Нюточка поняла, что в жизни отца ей больше не было места.
 Четыре года пролетели быстро, Нюточку распределили работать в городской архив, она получила комнату в коммуналке, которая показалась ей царскими хоромами и стала жить. Кухня на двоих хозяев, маленькая комната и удобства в коридоре. Это целый мир, мир Нюточки. С одной стороны жили муж с женой, казалось, что им было по сто лет, добрые, улыбчивые, они наполняли ее жизнь смыслом, красками, тихой интеллигентной радостью. После их ухода, Нюточка стала счастливой обладательницей всей квартиры. Вся ее жизнь сосредоточилась на любимой работе и желанном доме, где каждый уголок принадлежал только ей, где каждый вечер ее ждали лучшие друзья – книги.
Когда Нюточке исполнилось тридцать, в ее жизнь вошел мужчина. Тихо так, незаметно. Казалось, что без него жизнь остановится, она перестанет существовать. Нюточка стала мечтать о семье, о ребенке. Но, судьба преподнесла ей удар, от которого Нюточка не оправилась до конца своих дней.
Накануне нового года они подали заявление в ЗАГс, ничто не предвещало беды, Нюточка, казалось, летала на крыльях, но в ночь ей позвонили и сообщили, что Иван погиб и ее просят придти на опознание. Мир ушел из-под ее ног, она приехала, ей показали  тело Ивана и, Нюточка умерла вместе с ним. Нет, она осталась жива, но ее больше не было. Хорошо, что работа с документами не требовала суеты, дом больше не радовал, книги перестали интересовать ее. Нюточка превратилась в тень, ее и без того худенькое тельце стало прозрачным как в детстве, она стала тенью. Каждое утро Нюточка протискивалась сквозь плотный поток спешащих прохожих, надевала халат и работала, работала, работала до изнеможения, под любым предлогом она задерживалась в архиве, а если не было работы, придумывала ее и снова работала. Никто из сотрудников не помнил, когда она уходила в отпуск и вообще уходила ли когда-нибудь, так прошло еще долгих 10 лет.
- Сороковник уже, это много, ну, да не расстраивайтесь Анна Ивановна, счастье, если оно есть, его не проспишь, - густым грудным голосом пропела начальник отдела Софья Петровна, - давайте, девочки, поздравим именинницу с днем рождения!
Девочки, подняли чайные чашечки, почти беззвучно соприкоснулись краями   и молча выпили за здоровье коллеги. День рожденья был таким же серым и будничным как все вялотекущие дни в жизни Нюточки. Но она ошиблась…
Домой Нюточка вернулась как всегда поздно и обнаружила сидящую на ступенях, возле ее дверей, худенькую девочку-подростка. Узенькие плечики, пепельные редкие коротко подстриженные волосики, какое-то бесцветное, нелепое платьице. И только большие грустные почти бесцветные голубые, глаза во все лицо, напомнили ей себя саму. Девочка привстала и виновато улыбаясь представилась – Ася, я внучка вашей сестры Варвары. Я приехала учиться в институт, у меня проблемы, домой вернуться не могу, мать с бабушкой убьют, больше идти мне некуда, не прогоняйте…, пожалуйста.
Нюта молча открыла дверь, жестом пригласила проходить в дом. Они проговорили всю ночь. Ася рассказала, что из общаги ее выгнали за неуплату, жить ей негде и не на что, она беременна, а отец ребенка такой же первокурсник, как и Ася, испугался ответственности и бросил ее, отказавшись помогать. Только теперь Нюточка поняла, почему платье было таким нелепо вздернутым спереди, высоко оголяя остренькие коленочки девочки.
  Нюточка сразу вся преобразилась, в ее лице появилась решительность:
-Ася, жить будешь у меня, учиться будем вместе, про ребенка не думай, я помогу, с матерью и бабушкой все решу сама.
Когда Нюточка пришла просить отпуск, на работе все были озадачены, но Нюточка ничего не объяснив ушла в отпуск на целую неделю. За эту бесконечную неделю Нюточка умудрилась решить все Асины проблемы. Они закрытии все долги, в том числе и финансовые, встали на учет в женской консультации, Нюточка сходила и поговорила не только с мальчиком-отцем, но и с его родителями, причем, те согласились дать ребенку  не только фамилию и отчество,  и, даже оказывать помощь и поддержку. Отец юноши предложил сыграть свадьбу, но Нюточка, предложила подождать с серьезным шагом, по крайней мере, до рождения ребенка.
 Самым сложным шагом был разговор с племянницей и сестрой. Но у Нюточки, были такие козыри, что и та и другая быстро поумерили пыл и простили провинившуюся дочь и внучку.
Ася родила дочку летом, светлым солнечным июльским днем  и назвала ее Юлией. С этого дня у Нюточки началась счастливая семейная жизнь. Казалось, что она сама родила этого ангелочка, да и удивительное внешнее сходство роднило Нюточку с внучатой племянницей. Пять лет счастья, безмерного, полного, будто бурлящая пенная чаша жизни. Счастьем этим она жила, она впитывала его и излучала тихой нежной улыбкой. Но всему приходит конец. Ася закончила институт с красным дипломом, ее тут же пригласили работать в другой город, в  НИИ, дали служебную квартиру и место в детском саду. И с отцом ребенка, все как то наладилось за эти годы, начиная с того, что и он и его родители пришли встречать Асю с ребенком в роддом. Долгих пять лет пришлось потом ждать горе-отцу согласия Аси на свадьбу, добиваться ее расположения и согласия, и, наконец стать не только отцом, но и  мужем…
Варвара только сурово молчала, хмурила брови, да качала головой, но не перечила не сестре ни внучке. Так все и уладилось, когда Ася уезжала, Нюточка не проронила ни слова, она тихо улыбалась и целовала то Асю, то Юльку, а девочка так привыкшая видеть бабу Нюту везде и повсюду с собой, все приговаривала: - никуда ехать не надо! Неправильно это! Бабулечка Нюточка должна поехать с нами! Нельзя ее оставлять! Ну, вы, слышите,- обращалась она ко всем, но никто ее не слышал. Все были счастливы и не замечали как Нюточка быстро и незаметно смахивали тихие и горькие слезы с ресниц.
Дом опустел. Старые напольные часы глухо и гулко отбивали время, а Нюточка бродила по опустевшим комнатам и находила то тут, то там вещи Юльки, она собирала их, упаковывала бездумно, механически, складывала в ящик, чтобы отправить по новому адресу своей маленькой принцессочке.
Миновал еще и еще один долгий, почти бесконечный год, скрашиваемый редкими звонками Аси и Юльки. Нюточка, казалось, только ими и была жива.
Когда Нюточка узнала впервые свой диагноз, она, казалось, даже обрадовалась новому своему знанию. Никто не должен был знать о том, что жизнь ее обрела реальные границы. Где-то там, глубоко в ней зрела болезнь, она еще не причиняла ни боли, ни страданий, но она уже была. Нюточка сразу смирилась с ее существованием и приняла безоговорочное решение об отказе, от какого бы то ни было лечения. Врач долго объяснял ей необходимость применения лекарств, химиотерапии, рассказывал случаях выздоровления, но Нюточка только улыбалась и благодарила. Рассказывать о болезни было некому, да и не зачем. Это только ее жизнь. А кроме того, все люди смертны и у каждого есть свой, определенный для него господом час и миг ухода в совсем другой мир, мир, где ее ждала любовь, любовь всей ее жизни, ее Иван, и Нюточка была счастлива от мысли, что встреча это скоро, совсем скоро произойдет. Она свято верила в это.
Пока могла, она работала, заполняя каждую минуту жизни работой. Когда Нюточка  больше не смогла приходить в архив, она стала больше гулять на скамье у самого подъезда своего дома. Когда жизнь ее сузилась сначала до квартиры, а потом и до кровати, только соседка Катя, была посвящена в тайну болезни Нюточки. Нюточка все подробно расписала, что и кому должно было принадлежать после ее ухода. Она продумала все до мелочей. Натариус молча, оформил бумаги, глядя на изможденное болезнью лицо женщины, и спросил, не спешит ли она с оформлением документов, в ответ та, только отрицательно покачала головой.
Все было сделано, Катя знала, что и когда нужно будет сделать и что кому отдать. Для всех Нюточка была жива и здорова.
Но день тот наступил, Катя, будто почувствовав, пришла рано, прибралась и хотела покормить Нюточку, но та прошеплала, что все кончено, и велела Кате уйти, отставив ее одну.
- Я умру сегодня, мама приходила и Иван, они ждут меня…Уходи, придешь завтра. Если не умру, встретимся еще. А сейчас поди, как умру, Лизе позвони, больше никому не звони, дальше они сами. Скажи Асеньке, все здесь ее, но на Юльку записано, поступят как захотят. Люблю, скажи, что вся жизнь моя в них только и была. Скажи, что больше жизни их люблю… Тебе спасибо, что не бросила, сережечки – эти с . Прости, если что ни так, прости Христа ради и  прощай… Поди уже, не рви сердца мне, поди, оставь меня… Утром, придешь…
            Прощаясь Катя плакала тихо, не вытирая слез, шептала – помню все, выучила уж и ты меня прости Хриса ради…изумрудиком тебе, на память , да и за заботу твою.
Оставшись одна, Нюточка закрыла глаза, сколько раз она вот так, лежа, представляла свою смерть, и вот видно он наступил этот долгожданный миг. Нюточка сжала пальцы рук, нет, еще жива, чувствует и слышит.
 Этой ночью приснился сон, мама пришла, села в уголок и заплакала тихо, беззвучно, потом подошла и стала гладить Нюточку по голове, ласково так, что Нюточке вдруг показалось, что она вновь в детстве, и теплые мамины руки касаются воочию ее волос и в ее памяти пролетели лица отца,  братьев, Лизы, Варвары, Аси и маленькой Юльки осветившей всю ее жизнь… И Иван, вот он, стоит молча поодаль и улыбается, он знает, что сегодня он наконец дождется свою любимую  Нюточку. Как долго он ждал ее, как долго она ждала этот миг…
Утром Варвара подняла трубку после пронзительного телефонного звонка и почти выкрикнула:
- Да, слушаю!
В трубке раздался взволнованный дрожащий голос сестры: Варенька, Нюточка умерла. Похороны послезавтра. Я очень тебя жду, приезжай, помоги, она никогда, ни о чем нас не просила …
Варвара хмуро выдержала паузу, - буду,  буркнула  и, положила трубку.
Лиза дождалась сестру у подъезда, где жила Нюточка. Он  обнялись, поприветствовав друг друга.
- Ты знала, что у Нюточки рак был? –спросила Лиза глядя сестре в глаза.
Та отрицательно покачала головой, не произнеся ни слова, потом проговорила в никуда:
 - Прожила жизнь Нюточка, зачем жила???
- Асеньке сообщила, она очень плакала, - проговорила Лиза. Варвара взглянула молча на сестру, ей даже в голову не пришло сообщить внучке о смерти Нюточки.
- Приедет? – коротко спросила Варвара и ревниво добавила - наверно, по мне, так плакать не будет…,
- Нет, Нюточка не велела, Ася не ослушается ее. Нюточка все подписала Юльке, так соседка рассказала вчера.
- Вот и хорошо, промолвила Варвара, - вот и хорошо…
Тихие слезы покатились по ее щекам, Варвара сердилась на них, сердилась на себя, она вовсе не хотела плакать, но они катились  и катились…
-Варенька, а я вот все думаю, жила Нюточка, как Ангел. Она ведь всех нас пристроила, как мамочка, а ведь она – самая младшая..
Варвара промолчала, перед ее глазами пробежала вся жизнь и братьев и сестер, Нюта всех женила и выдала замуж, но никогда она не вмешивалась в их жизнь, и казалось, что Нюты почти не было. Да и не собирались они семьей, как отец женился, у него была своя жизнь, а у них – своя. Сколько лет прошла, а все вместе они так ни разу и не встретились, а ведь могли бы. Варя вдруг подумала, что каждый из их семьи, должен быть благодарен Нюточке. Но ни братьям ни сестрам не приходило и в голову, что если бы ни Нюточка, жизнь каждого из них могла бы сложиться совсем иначе…
- Лиза, пойдем, поспешим, многое для Нюточки нужно сделать, - проговорила Варвара и подумала, - пора долги отдавать!
День похорон выдался тихим, солнечным, что совсем не было характерно для декабря, а когда гроб опускали в могилу, полетела тихая мелкая снежная пыль, и, казалось, что сквозь нее солнце светило как то торжественно и ярко. Варвара взглянула на лицо усопшей сестры и вздрогнула, казалось, что Нюточка улыбалась тихо и мило, так, как умела только она. Варвара перекрестилась украдкой и, нагнувшись, взяла ком мерзлой земли, чтобы отдать дань ушедшей из жизни сестры.