Фотография незнакомки. Часть II

Кристина Заяц
 
             Заранее я купил коробку шоколадных конфет, а в субботу утром – букет белых роз и отправился на долгожданную встречу. Анжелика пришла во время. На ней было красивое серое платье и сиреневый пиджак. Я снова отметил, что она любит и умеет носить платья.
- Отлично выглядишь!
- Спасибо.

            Я был с машиной и вскоре мы уже ехали по трассе в гости к великой балерине.
- Я предупредила бабушку, что буду не одна, и похоже, что она обрадовалась.
- Надеюсь не разочаровать её.

            Мы подъехали к небольшому дому, который смотрелся очень скромно и немного жалко на фоне роскошных, огромных соседних особняков.
- Здесь и живёт моя бабушка, - сказала Анжелика, указывая на дом.

            Когда мы вышли из машины, я услышал, что кто-то играет на фортепиано. Моя спутница постучала в дверь и музыка затихла. На порог вышла пожилая женщина. У меня язык не повернулся бы назвать её бабушкой или старушкой, это была женщина! Более того, глядя на неё нетрудно догадаться о том, что она балерина. Стройная, подтянутая, с завидной осанкой и красивая. Ни морщины, ни седые волосы не смогли уничтожить её красоту. Здесь чувствовалось волнующее сочетание внешней и внутренней красоты. Голубые глаза – ясные, озорные, улыбающиеся. Я подумал, что это глаза счастливого человека. Одета она была элегантно, на ней было скромное, но изящное длинное платье цвета кофе с молоком. И я подумал о том, что Анжелика унаследовала от неё умение носить платья. Седые волосы были немного завиты, лицо едва заметно подкрашено. Чувствовалось, что она с нетерпением ждала гостей.
- Здравствуйте! – поприветствовал её я.
- Здравствуйте!
- Бабушка, знакомься, это Руслан.
- Очень приятно! Лариса Петровна.
- И мне очень приятно.

           Я отметил, что во дворе цветут кусты с белыми розами. И протянул ей свой букет со словами:
- Ещё немного белых роз.
- О! Это моя слабость. Анжелика Вам рассказала о том, что я их люблю?
- Нет, я сам догадался, - обманул я. И достал из пакета конфеты.
- Ну что Вы, не стоило…
- Бабушка, ставь кофе, - перебила её внучка.
- Проходите на веранду, я сейчас приготовлю его.
- Я помогу тебе, - сказала Анжелика. А я подошел к небольшой беседке. В ней стоял столик и плетённые кресла. Беседка была увита виноградом, который создавал тень. Помимо роз на дачном участке росли плодовые деревья. Вишня уже начинала краснеть. Яблони были щедро усыпаны ещё зелёными плодами. Территория была аккуратная и ухоженная.

           Вскоре я услышал волнующий аромат кофе и увидел Анжелику с подносом в руках. На нём стояли очень красивые белые чашки с затейливыми узорами.
- Какой красивый сервиз!
- Это мой любимый, - ответила Лариса Петровна, подходя к беседке.
Я обратил внимание на то, что она внимательно и дружелюбно меня рассматривает.
- Вы так похожи, - отметил я после недолгой паузы.
- Нам часто это говорят, и мы обе этому рады. Когда я смотрю на Анжелику, всегда вспоминаю свою молодость. А Вы давно встречаетесь?
Мы с Анжеликой переглянулись, а потом она неопределённо ответила:
- Не очень.
Я хотел перевести разговор на другую тему, но мне это не удалось.
- А почему ты мне ничего не рассказывала? – обратилась Лариса Петровна к внучке. Та лишь неловко пожала плечами в ответ.
- Интересно, как Вы познакомились?
Довольно долго мы не знали что ответить, а потом я не придумал ничего лучшего, чем честно рассказать историю с фотографией. Утаив, лишь то, что это произошло несколько дней тому назад.
- Невероятно! – воскликнула женщина, услышав мой рассказ. – Какое необычное знакомство! Думаю, что здесь не обошлось без воли судьбы.
- Мне тоже так кажется, - ответил я.
А Анжелика промолчала, красноречиво взглянув на меня.
- Чем Вы занимаетесь? - Спросила Лариса Петровна.
- По профессии я юрист, а по призванию – писатель.
Мне показалось, что она была в восторге от моего ответа.
- Писатель! Как это прекрасно! Мой первый муж был писателем. Удивительный человек!
- Было бы интересно узнать историю Вашей жизни. Мне Анжелика рассказала о том, что в вашей семье почти все танцуют. И я загорелся написать рассказ о Вашей семье, о мире танцев. Если честно, это желание у меня возникло ещё до того, как я познакомился с Вашей внучкой, когда я увидел ту прекрасную фотографию. Я много смотрел на неё, и она подарила мне невероятное вдохновение. А после встречи с Анжеликой, оно стало ещё больше и крепче.
- Так Вы для этого приехали?
Я немного растерялся, но потом ответил.
- Не только для этого, ещё мне хотелось с Вами познакомиться, Анжелика много рассказывала о Вас.
Было похоже, что её удовлетворил мой ответ.
- Ну что ж, я не имею ничего против того, чтобы рассказать Вам о своей жизни. Более того, с удовольствием погружусь в воспоминания, я люблю это. Каждая жизнь неповторима и моя – подтверждение тому.

            Мы допили кофе, и хозяйка спросила:
- Может ещё по чашечке?
- Не откажусь, - ответил я.
- Анжелика, пойди, приготовь.
Когда девушка ушла в дом, Лариса Петровна поведала мне:
- Каждое утро я начинаю с чашечки кофе, музыки и творчества. И благодаря этому чувствую себя счастливой.
- Прекрасно! Расскажите подробнее.
- Я просыпаюсь рано утром, варю кофе и с чашечкой в руках иду в беседку, сажусь в плетённое кресло, делаю маленькие глоточки любимого напитка и приветствую новый день. Потом я возвращаюсь в дом, умываюсь, переодеваюсь и сажусь за фортепиано.
- Так это Вы играли, когда мы подъехали к дому?
- Я, кто ж ещё.
- Так Вы не только танцовщица, а ещё и музыкант!
- Можно и так сказать. Для меня танец и музыка безраздельно связаны. Я не представляю себе танца без музыки, а когда слышу последнюю, мне хочется танцевать. Вот так я часто довольно долго сижу за инструментом и сочиняю новые танцевальные постановки. Я знаю, что их никто никогда не увидит, но поверьте мне, меня это совсем не огорчает, я делаю это для души. Я хорошо знакома со славой, и знаю, что она очень дёшево стоит. Признание толпы не надёжно и не долговечно. Вот Вы, как писатель наверняка жаждете её.
- Боюсь, что я солгу, если скажу, что это не так.
- Послушайте мою историю и поменяйте отношение к творчеству, не гонитесь за славой, пишите прежде всего для души.
- Но так хочется поделиться с кем-нибудь своими творческими открытиями.
- Я Вас понимаю. Но считаю своим долгом предупредить о том, что многие творческие люди, добившись всеобщего признания, попадают в ловушку и становятся его рабами. Когда я только начинала танцевать, я мечтала об аплодисментах, овациях, восхищении, признании. И довольно быстро получила всё это. Я неустанно работала, оттачивала своё мастерство, чтобы удивить, восхитить, поразить. И мне это удавалось. Всё больший и больший успех обрушивался на меня. Он превратился в наркотик, я жила от выступления к выступлению и готова была отдать всё ради восхищения в глазах аплодирующей публики. Меня окружал рой поклонников, я почти не оставалась наедине с самой собой. И если б мне тогда кто то сказал о том, что я буду счастлива, живя в уединении на природе и занимаясь творчеством исключительно для души, я бы рассмеялась. Мне казалось, что я и слава уже не разделимы, но я ошибалась.

            Анжелика принесла кофе, я вдохнул его неповторимый аромат, сделал небольшой глоточек и с трепетом продолжил слушать рассказ великой балерины.
- Довольно долго я танцевала в Большом театре, а когда танцевальный возраст вышел стала балетмейстером. Мои постановки пользовались огромным успехом и я думала, что буду работать до конца своих дней, я не представляла свою жизнь без этого. Но у меня были натянутые отношения с художественным руководителем театра. И когда мне исполнилось пятьдесят, он сделал всё, чтобы я ушла, прикрываясь тем, что я из-за возраста стала хуже работать. Когда меня поставили перед фактом, что я ухожу на пенсию, это был колоссальный стресс. У меня случился нервный срыв, я начала болеть, попала в больницу. Понадобилось много времени, чтобы поменять своё отношение к жизни и творчеству.  Еще моя мама, тоже балерина, говорила мне о том, что балет, в отличие от литературы, живописи, музыки, - искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только здесь и сейчас. И она была права, перестаёшь танцевать, ставить новые композиции и о тебе забывают.   
- Бабушка, что ж ты начала свой рассказ с конца, поведай нам с чего всё начиналось, расскажи о своей любви.
- О любви? Это интересно. У каждого своя история любви. Моя к сожалению довольно печальна. Ну что ж, слушайте, детки.