От звуковой мимикрии к огню 5 часть

Юрий Турлыков
 

На протяжении сотен миллионов лет природа  ваяла причудливых  животных от миниатюрных до гигантских. Первоначально, при поиске совершенства, эволюцией
был выбран  путь нагромождения   мышечной массы, увеличения  размеров, а следовательно неуязвимости создаваемых монстров.

Словно подгоняя размеры травоядных колоссов, природный ваятель  создавал  и громады хищных чудовищ. Эволюция перемещала их из водной стихии на сушу, экспериментировала с освоением воздушной стихии и  возвращала обратно в пучины 
вод.
 
Но вот эволюция сделала крутой вираж, присмотревшись к тонкому стебельку жизни,  превращая вчерашнего изгоя  в  венец творения и чудовище. У  физически слабого скитальца все внутренние силы были направлены  на приспособление к относительно быстро меняющейся среде  обитания, одновременно ообусловив переход к новому рациону питания.  История ускорила ход движения маятника времени.  Относительно быстро менялось все, климат, рельеф,  ландшафт, флора и фауна.
 
Другие виды животных, достигшие физического совершенства в привычной  среде обитания, именно благодаря своему совершенству вымирали, не выдержав быстротекущих изменений.

 Появление разума у избранных на Земле существ произошло благодаря появлению у них осознанных   трудовых действий, направленных на видоизменение объектов

живой и неживой природы, которые можно назвать:
-1) объектами труда, на которых направленно воздействие;
-2) орудиями  или средствами труда,  с помощью которых происходит воздействие на объекты труда..

Способность к осмысленному труду  у превращаемого в человека существа появилась при обретении  им такого внутреннего качества или "идеального" свойства, как предвосхищение   плана трудовых действий для  получении
будущего результата.

Природа словно наблюдала, как этот слабый, практически беззащитный вид приматов будет адаптироваться, и одновременно оценивала, сравнивая  с более мощными собратьями, - гигантопитеками, питекантропами и другими ветвями гоминид.

Первый этап  обретения человеческих качеств  был сделан  под влиянием  резкого  потепления климата - как приспособление к внешним условиям.  При наступлении температурного максимума  водная стихия завоевала
огромные пространства суши, что привело к значительному сокращению площади, где произрастала растительность.
 
В результате   обеднения флоры,  как источника пищи возросла конкуренция со стороны таких же потребителей  растительной пищи, но более многочисленных и

злобных.  Древние древолазы оказались изгнанными из древесных кущ. Изгои  были вынуждены спуститься на землю  и удалиться от  привычной среды обитания, где вкушали ее плоды. Но куда направиться, где возможно выжить?    Открытые пространства ойкумены  уже  были обжиты степными обитателями, ревниво

охраняющими свои территории от конкурентов. Огромную  опасность для неуклюжих древолазов представляли хищники саванн, подстерегающие прежде

всего легкую добычу.  Эти жесткие аргументы поставили изгнанников перед альтернативой, - погибнуть или  найти относительно безопасную среду обитания
и приспособиться к ней. Перед поставленным выбором дальний прапредок человека выбрал  стихию болот, озер и речных заливов, недоступную для прежних врагов. Обретенная стихия предоставила изгнанникам новые, гораздо более питательные, чем прежние источники растительной и белковой пищи.Здесь росла сочная, питательная растительность,кишила множеством моллюсков и земноводных.

Болота с избытком заполнены легко доступной для питания лягушачьей икрой.
 Древопитеки становились гидропитеками.

Существование в мелководье  оказало благоприятное воздействие на появление у

гидропитеков биологических особенностей, выделивших их из общего животного ряда. В целом они образуют  комплекс анатомических, физиологических, поведенческих  признаков, которые  именуются "биологическими предпосылками

сознания".  К ним в первую очередь относится способность к прямохождению - бипетализм, развитый мозг, развитая кисть руки, характерная анатомия лица, обусловливающая возможность артикуляции, и ряд других признаков. Благодаря
именно этим признакам ископаемые прапредки оказались единственным видом  во

всем животном мире, способным принять от природы ее царский дар - разум.

Первым трудовым шагом стало умение находить нужные объекты труда,  - камни, палки, кости, переносить их  и использовать для разбивания  раковин, панцирей черепах и черепов погибших обитателей водной стихии. 

Вторым трудовым шагом стала примитивная обработка предметов, с целью получения  удобных для использования орудий. Гидропитеки освоили навыки 

разбивания камней, раковин и костей о камни для получения острых сколов,  расщепление и обгрызание палок для их заострения. С их помощью добывать питательные внутренности моллюсков, рыб и других обитателей болот. Дриопилеки приобщались к поеданнию пресноводной пдоти.-животных белков

Эти первые шаги были животнообразными, инстинктивными действиями, которые способны проделывать некоторые животные.

Второй  этап обретения человеческих качеств, как и первый   произошел при резком изменении климата, - похолодании.

Из за понижения температуры  произошло аккумулирование воды в ледяных шапках на полюсах Земли и вершинах гор.   Водная стихия  не только вернула  права суше, но и стала малодоступной для добычи пропитания. Времена мелководий канули в прошлое.

Во первых, ленты рек уже не могли быть вполне доступным источником белковой пищи. Разбуженные стремительными потоками,  реки ойкумены обрели мощное течение,

крутые берега каньонов окружали    глубокие русла, а поймы сузились, где трудно  найти привычное  пропитание.

Изменение климата вынудила речных гоминид спустится к руслу рек на побережья морей.  На мелководьях морских лагун продолжалась адаптация гоминид, ставших морскими жителями. Здесь, на приливно- отливной зоне, мелководье  кишило устрицами, крабами, ракушками и другой легкодоступной живностью.

На третьем этапе  произошло мощное тектоническое движение земной коры,грандиозная катастрофа  для всего живого. В результате активировалась вулканическая
деятельность, Земля содрогалась от землетрясений и тайфунов.   Жизнь на побережье стала смертельно опасной от накатов цунами.
Приморские гоминиды двинулись в глубь материков к истокам рек. Но водная стихия уже была не столь гостепреимна, мелководье рек стала значительно опасней морских лагун, хотя и существовали речные заводи, где на отмелях можно  относительно легко добыть сочную растительность, рыбу,
земноводных, моллюсков.

 Поэтому гидропитеки вынуждено покинули прежнюю нишу обитания,  перебравшись на сушу.

Освоенный водный образ жизни привел не только к появлению биологических особенностей, но и к значительному увеличению численности гоминид. Это уже были не жалкие  стайки изгнанников, а многочисленные  сообщества с развитой
социальной структурой,  строгой иерархией и дисциплиной.

Прежняя жизнь в относительной удаленности от превратностей сухопутного существования способствовала значительному увеличению численности гоминид. 


 Просуществовав миллионы лет на мелководьях континентальных бассейнов и в  литоральной зоне морских лагун, гидропитеки привыкли к высококалорийной  плоти обитатклей водной стихии.. И вновь перед  прапредками  встала дилемма: - как выжить.

Довольно скоро  выход был найден,- богатая протеином пища содержалась в мясе сухопутных животных. Но странное дело, они миллионы лет. как хищники  добывали  м питались мясом , но не обрели характерных признаков плотоядных. У гидропитеков не отрасли клыки и когти для терзания плоти, как у природных хищников. И даже как у всех
травоядных приматов, у которых клыки не меньше. чем у хищников, Поедание моллюсков и лягушачьей икры не способствовали обретению мощных челюстей.

Во первых, это говорит о том, что эта ветвь отделилась от остальных приматов на самых ранних стадиях эволюции. То есть до того, как все остальные родственники стали "вооружаться" острыми клыками. Во вторых, это говорит и о
том, что прапредки человека были изначально миролюбивыми созданиями природы.

Да и по внешнему виду это было субтильные существа.
На убийство  теплокровных животных в их природе было наложено табу. И в третьих, значит эволюция
уготовила плотоядным предкам другой путь развития.
 
Если   история   есть   развитие,   если   развитие   есть  превращение противоположностей, то из животного возникало нечто противоположное тому, что развивалось  в ходе истории. Наступило время, когда по ойкумене рассыпались потомки  бывших гидропитеков, становяшихся венцом
творения, самым прекрасным, нежным изобретательным, умным, хитрым, жадным и жестоким существом на планете Земля.

 

Но теперь альтернативное  пропитание, - плоды флоры и источники белковой пищи в виде насекомых и их личинок не удовлетворяли потребностей древних
гоминид.  Поэтому нужда заставила обратить внимание на другой источник белковой пищи, - мясо мертвых травоядных, часто погибающих в реке или убитых
хищниками на побережье.  На этом этапе развилось поедание не только мозга, разбиванием черепа булыжниками, но и плоти, попеременно деля трапезу с мелкими хищниками и отгоняя   пернатых падальщиков. При появлении крупных
хищников гоминиды убегали.



Туши  находили по запаху разложения и стаям кружащих  стервятников. Гоминиды старались как можно быстрей приблизиться к павшей, или недоеденной крупным хищником добычи, отгоняя палками, криками и рычанием грифов, коршунов и шакалов. Особенно везло, когда удавалось найти  крупное млекопитающее. 

Слаженно набрасывались на тушу, умело раскраивали череп, расчленяли связки, отделяли  крупные мозговые кости и куски мяса, раздвигали и ребра посредством крепких рычагов, в виде плечевых, бедренных и большеберцовые
костей крупных животных, палок из крепкого дерева. Все это надо было успеть сделать до появления крупных кошачьих, медведей  и стай гиен и волков и  как можно быстрей унести или отволочь их с собой, удаляясь к территорию
проживания. Обычно путь обратно был продолжительным, во время коротких передышек самцы успевали насытиться. Оставшуюся добычу они приносили в лагерь самок.

Опасные походы за добычей с избытком сопровождались стрессовыми ситуациями, а великое стремление выжить способствовала включению инстинктов адаптации.

Гоминиды внимательно наблюдали за опасным миром хищников, главное за межвидовыми и внутривидовыми  взаимоотношениями.

Особенным достижением гоминид стала способность к воспроизведению звуков животного мира, - звуковая мимикрия. Это один из мощнейших инструментов адаптации — свойство живого организма приспосабливаться к окружающей среде. Они научились использовать  межвидовую вражду хищников подражанием их голосам и сигналам. Еще не говоривший предок человека уже обладал неисчислимыми голосовыми возможностями, и можно сказать, что его мозг разрастался вместе с его подражательными способностями. А голос его вобрал в себя все звуки зверья.

Звуки  животных в зависимости от ситуации имеют различный тембр и силу звучания, передавая различные сигналы:  - призыв детеныша, угроза вселяющая ужас,  ярость, подчинение более сильному собрату, поиск партнера во время
брачного периода и т.д.  Подражание способствовало их невообразимой пригнанности  к животным, в том числе и к хищникам.    Еще не обладая членораздельной речью , гоминиды могли адресовать каким-либо животным зримые, слышимые или даже образные тормозные сигналы типа "кыш", "фу", "брысь", и даже "спокойно, я свой". Отгоняя назойливых шакалов могли издавать грозный рык царей хищного мира, саблезубых кошек, пещерных львов и медведей.

Возросшая численность и высокая организация сообществ, а главное  хлынувшая на гоминид все новая и новая информация постепенно привели к потребности общаться.

Между собой гоминиды научились общаться  с помощью мимики лица и жестов рук.

 Слово "рука" в русском языке, созвучно слову "рукав реки", "изрекать", "речь". А слово "лицо" - "чело", это часть лица от глаз до волос, это челобитничать,  кланяться,  жаловаться, то есть  обращаться с просьбой.
Слово "кривой" созвучно слову "рев", "реветь" когда человек делает страшным свое лицо,   передразнивает кого-то.

Мимика лица и общение  жестами  рук дополнялись  освоенными звуками природы.

Но  имитационная мимикрия  не просто развивала воображение. Умение подражать голосам животных требовало не только сноровки, но и особого "вживания" в образ, т.е внутреннего разыгрывания   желаемого поведения.

Образный посыл информации стал языком общения не только с миром животных, но и телепатическим языком общения между гоминидами. Такие средства восприятия и передачи образной информации требовали огромных затрат психической
энергии. Сама передача образных картин и ее внутреннее видение стала мощным генератором мыслительной деятельности. Это средство коммуникации развивалось до освоения звукового общения, а с появлением членораздельной речи стала ее
частью.

Таким образом, еще не обладая членораздельной речью, гоминиды общались  с помощью мимики, жестов, в совершенстве владели звуковой мимикрией для передачи информации, и обладали телепатическими способностями. 

Глаза гоминид наполнялись искрящимся светом разума.

В греческой мифологии  олицетворением мысли, мудрости была богиня Метида (в переводе  "мысль")- дочь водных титанов,-отца  Океана и матери Тефиды -стихии моря. Метида  была первой супругой царя богов  Зевса,- повелителя
грозовых тучь и молний. Миф интерпретирует связь водной стихии с появлением у людей первых искор разума.

Будучи еще совсем юным  Зевс воспылал страстью к своей воспитательнице Метиде. Та относилась к нему вначале с материнской заботой, но осознав сколь серьезны его
намерения, стала избегать Зевса, принимая различные образы. 
   
Уступив настойчивости Зевса и став его женой, Метида забеременела. Когда Зевс, узнав от Геи и Урана, что Метида родит сначала дочь, а потом сына, которому судьбой предназначена власть, Зевс проглотил беременную жену, после чего из его головы родилась Афина. С тех пор Зевсу нечего уже было опасаться Метиды, так как, приняв ее в себя, он получал от нее возвещения добра и зла  В мифе о Метиде и Зевсе отразились представления о мудрости как сочетании стихийного женского и мужского организующего начала. Афина уже не дочь непосредственно Метиды, a преимущественно Зевса; в ней соединилась мудрость матери и отца.

Наступал революционный этап в жизни наших предков, этап активного  влияния на мир живой природы. Гоминиды уже научились оказывать влияние на хищников, используя подражанию их голосам. Но существовал и более грозный враг.

Для них, как и для всех живых существ самым опасным врагом  был огонь, пожирающий во время пожара все на своем пути. Он наводил ужас и на огромных травоядных, и на могучих хищников.

Однако не могли не заметить и некоторую пользу, которую приносила  стихия огня. После пожара на дымящейся земле лежали обугленные останки погибших животных. Попробовав опаленную плоть, наши предки не могли не сделать вывод, что 
эта еда для них. Кроме клыков и когтей  гоминиды не приобрели пищеварительную 

систему  плотоядных.  Поэтому как не влекла их плоть,  поедание сырого мяса вызывало значительный дискомфорт.

Отведав один раз зажаренное мясо, наши предки отметили не только вкус, но и преимущество перед сырым. Они ждали повторения пожара, его грозных последствий, а после затухания  языков пламени  с вожделением бросались  в
пепелище.  Там, где  еще недавно торжествовал  самый грозный убийца, поглощая свою добычу,  было тихо, лишь потрескивали догорающие угли. Хищники не могли преодолеть инстинктивного страха перед могучей стихией.

 А для субтильных гоминид наступил еще один шанс выжить, во второй  раз оценив  безопасность во враждебной  стихии. Здесь, бродя среди опаленных деревьев, они не только не боялись нападения хищников, но и осознали безобидность  затухающих головней.

Они научились выносить из пожарищ   дымящиеся угли и поддерживать  огонь на костре. На огне не только зажаривали мясо. Прирученное пламя явилось центром жизни гоминид, согревая их теплом и  защищая от нападающих хищников. 

Поэтому одной из важных задач стало сохранять его горение, ведь он стал главным хранителем спокойствия, тепла и уюта.  Овладение огнем было особенным  событием,  а не инстинктивным, животнообразным.  Это  был объект их
труда, на который оказывали осознанное воздействие, храня и поддерживая  горение.

В то же время огонь стал и могучим орудием труда, с помощью которого зажаривали мясо, согревались и защищались от хищников.

С помощью огня гоминиды научились укреплять заостренные концы палок, обугливая их над пламенем, освоили мастерство изготовления глиняной посуды для варки мяса и твердых клубней кореньев. В огонь бросали пучки пахучих
трав, для отпугивания назойливых насекомых.

 Огонь, как объект   осознанного труда и как орудие труда оказывал огромное влияние и на участников  труда,  поскольку  главным участником осознанного труда, его результатом является человек.