Экзистенциальный кризис человечества

Владимир Савельев 1
Итак, я хотел бы сейчас поднять очень важную проблему, решение которой предстоит именно нашему поколению молодежи. Этой статьей я хотел бы не просто вызвать отклик в душах читателей, но прежде всего самому подумать над тем, как мы можем выйти из глубокого кризиса, охватившего все человечество. Я не претендую на знание абсолютной истины и не выступаю за создание какой-то доктрины, а лишь хочу показать то состояние, к которому мы пришли и как из этого выйти конструктивным способом. Мои размышления вы имеете право подвергать критике и сомнениям, но я хочу попытаться показать вам, что не надо бояться поднимать такие темы, которые многие хотят лишь держать в себе или делать вид, что этого не происходит.
 
Часть 1. Проблема свободы личности
Мы зачарованы ростом свободы от сил, внешних по отношению к нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными её врагами. (Эрих Фромм "Бегство от свободы")

Итак, начну свои рассуждения о свободе человека в этом мире. Что же такое "свобода"? Пожалуй, нет более неопределенного понятия, которое в то же время вызывает у нас очень положительный отклик в душе. Свобода сейчас стала часто пониматься как прежде всего свобода выбора, возможность выбирать разные варианты чего-то. Также свободу принято делить на   негативную и позитивную, то есть "свободу от" и "свободу для". Под негативным понятием свободы мы обычно понимаем отсутствие каких-либо ограничений для тех действий человека, которые не нарушают чью-то права. Веками человечество подвергалось внешним угнетениям, с которыми необходимо было бороться для освобождения разума от всяких догм. Отдельный человек  вынужден был противостоять силе традиционной общины, консервативной морали, религии, идеологии и тем усвоенным им с детства установкам, которые он впитал в семье для адаптации жизни в существующем порядке. Даже самый примерный почетный гражданин и конформист мог попасть в ситуацию, где побуждения его души и совести вступали бы в противоречия с господствующей догмой и общественным мнением. Люди, отделенные столетиями от нашего времени, не могли обладать даже сколько-нибудь развитой свобода выбора, а вынуждены были жить в рамках какой-то одной идеологии и устоявшихся традиций. Отдельная личность смогла отвоевать себе право на выбор и высвободится из оков авторитарных влияний лишь совсем недавно, при этом это наиболее заметно в развитых странах, в то время как большинство населения Земли живет еще под гнетом традиционных устоев. Но в целом я осмелюсь сказать, что скорее всего уже в нашем 21 веке во всем мире личность получит все необходимые ей права и  сможет самостоятельно распоряжаться своей жизнью без указки каких-либо авторитетов.

Но теперь обратимся к особенно острой проблеме, которая и дальше будет нарастать в мире, а именно к экзистенциальной пустоте человека. Современный человек подвержен огромным соблазнам запутаться в потоке информации и пропаганде разных идей. Реализация той самой "свободы для" и возможность раскрыть свои внутренние силы у людей постиндустриального общества может надолго отойти на задний план, уступив место гедонистическим тенденциям. Достижение всеобщего материального изобилия, автоматизация и вера в науку не спасут человека от проблемы своего "Я", от тех экзистенциальных противоречий, требующих своего разрешения. Разум, некогда несущий освобождение от идеологических заблуждений политики и религии, теперь становится инструментальным, оказываясь приспособленным к технократическому порядку. Так называемое следование "здравому смыслу" у большинства людей означает именно конформизм и нежелание экспериментировать с чем-то новым, создается тенденция уйти в свою "уютный мирок" и предоставить науке как движущей силы прогресса решать все проблемы. Современные СМИ уже все меньше  ставят цели  конкретно  переделать сознание человека в угоду авторитарным лидерам и религиозным авторитетам, но становятся развлекающим спектаклем типичного потребителя, убегающего от самого себя. Масс-медиа лишь удовлетворяют спрос большинства зрителей, поощряя консервацию потребительских отношений и пассивность духа. В информационном веке мы столкнулись с проблемой отчуждения человека от самого себя и тенденцией большинства предоставить прогрессу идти своим путем, а там как говорится "будь что будет". Но в том-то и дело, что перед нами нависла угроза утраты человека своего облика, дегуманизация общества и превращение личности в послушный винтик массового механизма, подчинение вещам и следование примитивным выработанным интеллектуальным схемам.

Часть 2. Необходимость духовной философии
Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет "хлеба и зрелищ".(Владимир Вернадский)

Автор статьи считает, что именно сейчас человечеству нужно критически посмотреть на свою историю и современное состояние, чтобы наметить уже вектор гуманистического развития, приемлемый для каждой личности. Вопрос в том, как всем людям подойти к тому общему, что нас может объединить, поможет без потрясений устранить национальные и религиозные барьеры. Нам сейчас просто необходимо  попытаться преодолеть все границы, вызывающие противопоставление одной группе людей другой, догматическое разделение на материальное и идеальное, а также попробовать конструктивно провести диалог с религиями. Конфликт воинствующего атеизма и религиозного фанатизма, противостояния разных милитаристских держав со своими идеологиями, а также ксенофобия и шовинизм никак не могут решиться лишь на реформистско-политическом плане как это пытались сделать в СССР путем идеологии интернационализма или  попытка создания в лице ООН надправительственного органа для поддержания баланса в современном мире. Необходимо найти то, что сможет постепенно преобразовать отношения людей, обратившись к внутреннему миру каждого отдельного человека. Совсем не обязательно создавать какую-то новую религию, но нужна именно новая идея или духовная философия, которая даст цели для каждой личности и выработает общий гармоничный взгляд на природу и человека.

Итак, в чем же суть новой философии? Прежде всего это будет идея пантеизма и монизма, единство всего существующего, отсутствие жестких разделений на материальное и духовное. Необходимо подняться над извечными спорами  материалистов и идеалистов, а также не создавать какую-то идеологию, претендующей на истину. Истины никто знает, а мир так и останется бесконечно непознаваем, так как он сам бесконечен и мы никогда не постигнем всех его тайн. Агностицизм кажется единственным верным способом перестать искать что-то более "истинное" в разных религиях или философских системах. Новая духовная концепция не будет обращаться к какой-то отдельной религии или нации, а поставит целью именно построение гуманистического мироустройства и поиску конструктивных решений, избегая конфликтов и споров. На гуманистический призыв всеобщего разоружения, отмены всех политических границ и преодоление социального неравенства в мире откликнутся уже довольно  многие ученые, религиозные деятели и гражданские активисты. Идея духовной революции человека, изучение субъективных переживаний личности и внутреннего мира как такового должно стать основным направлением деятельности как научных, так и религиозных исканий. Экзистенциализм как философия существования, проблема положения субъекта (Я) в объективном мире, человека как микрокосмоса и его связью с другими людьми ( проблема "Я и Другого" у Сартра) должна вдохновить многих гуманистов, ученых и мистиков. "Человек" должен  пониматься именно как проект, который он сам создает своими усилиями, своей творческой самореализацией, а потому современные религиозные и социально-политические реформаторы должны работать именно над созданием благоприятных социально-экономических условий для этого. Эта новая философия станет очень гибкой, открытой к диалогу с разными идеями и возьмет от них все самое прогрессивное, но при этом всегда будет отсекать именно все реакционное и сеющее вражду между людьми по признаку веры или нации. Конечно же, базой для возникновения такого духовного объединения человечества должна стать мировая ресурсно-ориентированная экономика, светское общество и  гражданская демократия. Таким образом, мы сейчас имеем все возможности к преодолению войн и пещерного ура-патриотизма, религиозного мракобесия и технократической дегуманизации, сделав выбор на пути общего духовно-материального развития человечества, каким его хотели видеть ученые-космисты вроде Циолковского и Вернадского, мистики Николай Рерих и Даниил Андреев ("Роза мира"), социальные мыслители как Эрих Фромм или гражданский активист Мартин Лютер Кинг.