Как бы герой

Ан Леере
                Памяти А.Вайды
     Герой в художественном произведении или кинофильме может быть как положительным, так и отрицательным (антигероем). Положительный главный персонаж или герой, как правило, это мужественный человек, способный на подвиг или уже, в ходе повествования, совершивший его. Поэтому героем, как человеком восхищаются и на него хотят быть похожими и прежде всего не потому, что подвиг героя принес ему какую-то выгоды, нет. Подвиг - это особенный поступок, который достойный человек делает по зову сердца потому, что по-другому он просто поступить не может в силу воспитания, в силу того, что он человек достойный и его понимание самого понятия "достоинство" не позволяет ему поступать иначе.
      В понимании большинства, герой, (лат. persona — персона, лицо, маска) – это активный участник тех или иных событий в произведении литературы или кино. Его жизнь прослеживается в ходе всего произведения или кинофильма, его действия, поступки и сама жизнь составляют сюжет произведении или кинофильме и составляют череду событий, которые и составляют суть самого произведения или кинофильма. Кроме этого, в сюжет, как правило, вплетены размышления героя по поводу тех или иных событий, его душевные, страдания и радости, что делает само произведение или кинофильм более увлекательным и близким, понятным читателю или зрителю.
     Надо заметить, что не менее важно для читателя то место действа, в котором предстоит действовать герою. Место действа – это та территория, то пространство, где герой совершает свои поступки и действия, совершает то, что в итоге или возвышает его или приводит к поражению, заставляя читателя или зрителя восхищаться его уму, мужеству, способностям или ужасаться его низменным качествам, если героем произведения стал антигерой, который претерпевая какие-то коллизии превратился в антигероя.
     В этой связи интересен герой, или точнее, по нашему определению, «как бы герой» фильма Анджея Вайды «Пепел и алмаз», который показан в последние дни Второй мировой войны. В ходе борьбы с фашистской оккупацией поляков объединяла борьба с общей бедой и общим врагом  – фашистами, к концу войны противоречия между разными группами разделили их и теперь поляки убивают друг друга. Политические взгляды разных групп на будущее страны важнее самой правды. Как бы за кадром событий в стране «освободители» на танках, которые убивают тех, кто не хочет признавать новую власть. 
     Место действия фильма обозначено как освобожденная от немцев Польша, 8 мая 1945 года. Героем фильма является боец Армии Крайовой Мацек, второстепенным действующим лицом - его командир Анджей. Оба действующих лица, знакомы по Варшавскому восстанию, которое для многих поляков является героическим мифом, что накладывает на действующих лиц некую мифологичность. Мацек имеет задание убить секретаря обкома ПРП Щуку, который зрителями должен ассоциироваться с антигероем. Полунамек автора фильма на то, что это Щука антигерой прослеживается в том, как главные действующие лица обсуждают свое задание. Однако, по воле случайного стечения обстоятельств, герои по ошибке расстреливают рабочих цементного завода около придорожной часовни. То есть, фактически из героев, Мацек и Анджей становятся «как бы героями» или «не совсем героями». Мацек свободный от обязательств молодой человек, который убежден в своей правоте и правильности тех действий, которые он совершает. Расстрел рабочих цементного завода заставляет его усомниться в собственной правоте и правильности того, что он, ориентируясь на высокие лозунги борьбы с оккупантами, совершает. Но, сомнения героя поверхностны, он не хочет вникать в суть изменений в жизни, которые уже произошли, ему не хочется менять того, что сложилось в ходе борьбы за свободу, для него уже все до этого было понятно, мир - это свои и чужие. Смена расклада в разделении людей на две группы отрицается им тем, что для него само действо, важнее правды.
      В основу кинофильма положен роман Ежи Анджеевского, в котором описывается последний день второй мировой войны. Суть главного противоречия, которое должно разрешиться состоит в том. Что враг побежден, но победители не уверены в своей победе: польские коммунисты и националисты осознают, что их альянс закончил свое существование.
      Главные герои возвращаются в город и приходят в ресторан отеля, чтобы сообщить о ходе операции своему руководителю. К ним приходит понимание того, что их действия, поступки, которые, еще недавно, при немецкой оккупации, воспринимались, как героический поступок, теперь воспринимаются совсем иначе. Убийство, какими бы лозунгами оно не прикрывалось – это убийство. Однако, режиссер, продолжая свое повествование, пытается убедить зрителя в том, что его герои, даже совершив ужасное, остаются героями потому, что у них за спиной много героического, которое где-то вне действия повествования. У зрителя, понимающего то, что остается за рамками киноповествования,   должно возникнуть ощущение того, что герой, с активной позицией, из героя, превратился в «как бы героя», это произошло не потому, что герой стал хуже или лучше, то есть изменились его качества, а потому, что изменяющаяся обстановка, не повлияла не героя, его мировоззрение, его восприятие жизни.
      Возвратившись в город Мацек и Анджей  в ресторане они узнают, что Щука жив. Там же Мацек знакомится с барменшей Кристиной. В разговоре с Кристиной Мацек объясняет, почему он носит очки с большими темными стеклами. Он с грустной иронией сообщает, что это от «неразделенной любви к Родине». Мацек с Кристиной, нежен и это его отношение воспринимается как-то особенно потому, что он кажется зрителю еще более одиноким и уязвимым. Есть в Мацеке что-то от ребячества и мальчишеского безрассудства. И хотя война уже закончилась, однако, ее жестокие правила уже перетекли в новую жизнь, став частью мирной жизни. Правда, одно дело бороться с врагом, оккупировавшим страну, и совсем другое с властью, которая лишь некоторой часть населения воспринимается, как не законная. Борьба, которая стала частью жизни Мацека, начинает терять свой смысл потому, что эта борьбы не всеми воспринимается как справедливая. Что-то в этой борьбе не совсем правильно. Жить в такой обстановке не просто и даже страшно. Мацек начинает ощущать, что в его борьбе не так, как должно было бы быть, если она справедливая. Он чувствует себя как обманутый наивный ребенок. Фальш во взаимоотношениях с соратниками не дает Мацеку покоя, в разговоре с Кристиной он беспомощно вздыхает: «Страшно». Война закончена, но послевоенная неразбериха, не позволяет планировать будущее. Страшно жить дальше, страшно будущего, призрачность счастья не дает покоя. Возможна ли она – нормальная жизнь, если правила и принципы остались прежними и люди, как и вчера, делятся на своих и врагов. Борьба за власть не позволяет людям быть другими, человеческие амбиции вынуждают поступать не так, как хотелось бы. Настоящая жизнь продолжается, а вовлеченные в борьбу с новой властью молодые люди вынуждены отказаться от настоящей жизни. Мацек воспринимается как уставший от борьбы молодой человек, который не выглядит запутавшимся или слабым, скорее всего он просто устал от бесконечной борьбы в которой трудно быть правым. Кажется странным то, что молодой, красивый и умный молодой человек не может найти своего места в жизни, которая наступила после войны, длительной и кровопролитной.
      Мацек снимает комнату в отеле по соседству с комнатой Щуки и приглашает туда Кристину. В это время, антигерой, Щука пытается выяснить судьбу своего сына у сестры жены Станевич. В это время в ресторане гостиницы проводится празднование Дня Победы (капитуляции нацистской Германии) и назначения мэра Свецкого министром здравоохранения. Празднование омрачается поведением секретаря мэра Древновского (также осведомителя Мацека и Анджея), которого напоил давний знакомый мэра редактор газеты Пененжек. Поступки и действия героев полны противоречий, сомнений и непредсказуемости.
        Мацек и Кристина встречаются в номере, занимаются любовью, гуляют по ночному городу. Они заходят в полуразрушенный костел, где на надгробии читают стихи Циприана Норвида (цитатой из них озаглавлен фильм). В этом же костеле они видят тела рабочих цементного завода. Оценивая свои поступки, герой повествования, Мацек, начинает понимать, что его понимание героического разбилось о случайность, у зрителя должно бы возникнуть ощущение, что герой страдает и бунтует против самого себя. Рассуждения, мысли и переживания Мацека говорят о том, что он хочет изменить судьбу. В разговоре с Кристиной он предельно искренен и взволнован. Он понимает, что война окончена и настало время меняться ему. Вспыхнувшее чувство грозит выполнению задания. Однако, режиссер заставляет зрителя усомниться в том, что его герой, сделает такой выбор и сможет вписаться в новые обстоятельства.
 Щука узнает, что его сына схватили при уничтожении группы Армии Крайовой, которой командовал капитан Вилк. Анджей назначен на место Вилка.  Он говорит Мацеку, что тот должен исполнить приказ. Создается впечатление, что все рассуждения Мацека о пересмотре своего отношения к изменениям в стране, это всего лишь рассуждения, которые еще не вызвали в его душе потребности изменяться. Для того, чтобы такое произошло в душе такого, как Мацек, «как бы героя» должно что-то произойти.
         Щука идет на встречу с сыном. За ним следует Мацек и убивает его. Наступает утро. В гостинице продолжается празднование с исполнением полонезов Шопена A major, Op. 40 (при этом оркестр сильно фальшивит) и Огинского «Прощание с Родиной».
         Фактически режиссер, выдвинув в главные действующие лица Мацек, тоже фальшивит, навязывая зрителю «как бы героя», который действует, не сильно обременяя себя душевными переживаниями. Похоже, время выдвигает в лидеры именно таких «как бы героев».
         Мацек покидает отель и Кристину. Его уход в «как бы герои» определен. Мацек не останавливается по требованию патруля. В него стреляют и смертельно ранят. Мацек пытается убежать, но умирает на свалке под звуки полонеза Огинского.
Смерть Мацека на свалке символична, время требует героев, если же они не появляются, то появляются творцы, которые могут навыдумывать таких героев, которые будут востребованы жизнью. Думается, Вайда преуспел в этом, в выдумывании «как бы героев».
         Автор фильма показывает борьбу «настоящих» поляков с коммунистическим режимом в послевоенной Польше. Борьба это безжалостная. Правда, какой бы она не была, в фильме как бы по-за его рамками. Борьба с коммунистическим режимом важнее правды.   
         Второстепенные действующие лица в кинокартине Вайды прорисованы схематично. Они введены в сюжет кинофильма с целью, хоть как-то оправдать действия главного действующего лица, «как бы героя», не воспринявшего изменения происшедшие в стране. Режиссер Вайда не хотел говорить прямо то, что ему не нравится. Ему суть важно было полунамеком обозначить свое отношение к существующей власти и вывести в своем фильме «как бы героя», который для него лично был полновесным героем потому, что противостоял своими активными действиями существующей власти, чего не смог делать сам режиссер. Надо заметить, что время «как бы героев» в те времена в Польше еще не наступило, но оно приближалось. В сознание молодых активно внедрялась мысль, что быть «как бы героем» важнее, чем быть героем. Тем более, что героев воспевала идеология господствующей в стране коммунистической власти. И время таких "как бы героев" настало немного погодя, когда гданьский электрик возглавил протесты против власти. "Как бы герой" стал героем Польши, положив завоевания польского народа к ногам господина из Вашингтона. Сейчас в Польше настали времена "как бы героев", быть героем не выгодно потому, что героизм не оплачивается, за него не платят долларами, а плата в злотых уже не интересна ни простому человеку, ни герою.    
         Герой в сознании простого человека, это то, действующее лицо в произведении, действия которого, страдания и переживания на протяжении произведения вызывают у зрителя чувства сопереживания, поддержки и желания подражать ему. Желания подражать «как бы герою» не возникает ни у кого, хотя бунт «как бы героя» и его протест могут воздействовать на зрителя, вызывая у него чувство сожаления и сопереживания тому, что во имя чьих-то корыстных интересов "как бы герой" губит свою молодую жизнь. 
         История Мацека, террориста поневоле, привязанного долгом чести к группе борцов с режимом и сегодня актуальна. Правда Мацека не изменилась, но даже за столь длительное время она не стала более понятной. Кто был более правым – бойцы Армии Краевой или солдаты Армии Людовой – в Польше и сегодня не каждый способен ответить. Тем более, что заложенное войной непонимание между этими группами не устранено. «Как бы герой» - это тот, на кого рассчитывают две противодействующие группы, он должен прийти и сделать дело, которое должно прояснить ситуацию. Но прояснит ли, сделанное «как бы героем», ситуацию. Есть ли правда том, что умирать ради мифической справедливости молодым на свалке стоит?
На многие вопросы и сегодня нет ответа только потому,  что правда не выгодна и сегодня очень и очень многим. Им лучше производить из молодежи «как бы героев», которые не задумываясь будут делать то, что им прикажут. Важно, чтобы они это делали не испытывая угрызений совести, не мучаясь вопросами, что может быть другой вариант действий.  Лучше лгать и уничтожать собственную правду.
        Думается, что сам Вайда в этом преуспел. Если человеку не хочется вникать в то, что есть правда, он выдумывает нечто другое. Можно выдумать, так называемую "польскую правду". Можно. Но будет ли эта, "польская правда" правдой? Я не берусь ответить. Видимо такая правда есть, но правда ли она? Вопрос так и остался без ответа, видимо правда не бывает ни польской, ни русской. Она или есть, или ее нет. Потому то и герои у Польши столько лет все какие то, как бы герои.