Пусси Райт как зеркало русской религиозности

Томас Твин
                То, что проделали девушки в балаклавах 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя, вызвало столь
                негативную реакцию православной общественности, что и сегодня, спустя 4 года страсти не утихают.
                Еще бы! Они ведь осквернили святое место, опорочили важнейшие христианские ценности! 
                В таких условиях апеллировать к разуму трудно, но попробовать все-таки стоит.

                * * * * * * * * * * * * * *



                Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
                Ин 8:7

                Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших.
                Лк 6:27



Едва ли кого-то из верующих поставит в тупик вопрос: «Что для вас важнее – учение или ритуал?»  Конечно же, учение, Слово Божие.

Иначе и быть не может, ведь первое (учение) возвестил сам Сын Божий, а второе (ритуал) разрабатывали люди, его последователи.

        Первое – суть, второе – форма и один (только один!) из путей постижения сути.
        Первое, так сказать, первично, второе – вторично.
        Первое едино для всех христиан, второе варьируется в разных христианских конфессиях.

В общем, при таких посылках выбор кажется нам очевидным, но очевиден он лишь на словах. В реальности мы наблюдаем нечто совсем иное: людские привычки и склонности, возможно, неискоренимые, легко уживаются с ритуалом и оттесняют в сторону неудобные положения христианского учения.

К примеру, кулич, крестный ход, пост, крещение, венчание и отпевание (все то, чего нет в Евангелиях) практикуются повсеместно, а вот важнейшая заповедь Христа, составляющая основу Его учения, – «любите врагов ваших» - забыта прочно и бесповоротно.

--------------------------------------------------------
             *«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
              (Мф 5:39)
              «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за
                обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44)
                «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте
                проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и
                отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк 6:27-29)
--------------------------------------------------------


Удивляться этому не приходится, если вспомнить, что с этой заповедью не дружили даже апостолы. Иаков и Иоанн запрещали одному из последователей Христа лечить людей (изгонять бесов) и порывались сжечь негостеприимное Самарянское селение. Петр рубил супротивника мечом, допрашивал Ананию с женой с таким пристрастием, что оба померли тут же, на допросе. Павел ослепил Елиму-волхва, поспорившего с ним.

Что же говорить о простых смертных? Они строят церкви, придумывают обряды, толкуют Писание, но, едва столкнувшись с инакомыслящим, инаковерующим, инакоживущим и любящим, немедленно превращают его в ненавистного врага и преследуют со всею возможной яростью.  С давних времен и до наших дней священники церкви христовой – наставники в вере! – организуют гонения на «ведьм» и крестовые походы против «неверных», поощряют погромы, называя их богоугодным делом… Благочестивая паства охотно откликается на призывы – требует физической расправы с обидчицами, одобряет «двушечку», смело хлещет девчонок нагайками и обливает зеленкой с воистину христианским смирением…

Основатель христианства взывает: «Милости хочу, а не жертвы» *, но спустя 2 000 лет ему по-прежнему отвечают: «Если враг не сдается, - его уничтожают!»

---------------------------------------------------------
              *«не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу,
               а не жертвы?" Мф 9:12-13)
---------------------------------------------------------


Вглядимся же повнимательнее в этого врага, так возбудившего священное негодование верующих во Христа. Они выглядят странно, поют-кричат резко, танцуют-скачут расхлябано, ведут себя вызывающе, намеренно эпатируют, намеренно провоцируют…Они возмущают и оскорбляют чувства верующих… Все так, но достаточно ли этого, чтобы безоговорочно и жестко -совсем не по-христиански - осудить их? Быть может непривычная форма застлала нам глаза и заслонила благие намерения «кощуниц»?

В тот злополучный день, 21 февраля 2012 года, незадолго до выступления, они поместили на своем сайте следующее объявление: «Сегодня, во вторник Масленичной Недели, мы - солистки Pussy Riot Гараджа, Тюря, Шумахер, Серафима и Кот позвали всех самых набожных друзей группы на "панк-молебен" в Храм Христа Спасителя» и далее сами пояснили свое намерение: «Мы будем перед Пасхой просить Богородицу поскорее прогнать Путина»

Как видим, эти набожные кощунницы собирались молиться в Доме молитв, молиться необычно, по-своему и о своем, но все-таки молиться. Этому намерению полностью соответствует и начало «действа» - на амвоне они встали на колени, поклонились до земли и осенили себя крестом. Затем, прыгая и дергаясь (на святом-то месте!), они начали выкрикивать слова, обращенные к Богородице, - об ущемлении свобод властью, лицемерии и продажности церкви. Они просили Богородицу вмешаться и оздоровить общество. Просили! Поэтому, несмотря на необычный вид обращения, по своему содержанию оно было все-таки молитвой.   

Итак, Пусси пытались помолиться Деве Марии в храме Христа – желание само по себе вполне законное. Однако воплотили они его эпатажно и, что еще хуже, при этом взошли на амвон, грубо нарушив церковные правила. Многие верующие восприняли это крайне болезненно и чувства их можно понять. И все-таки надо заметить, что недопустимое вторжение в священное пространство время от времени допускали и другие прихожане, однако их дерзость не вызывала бурного возмущения. Почему же? Все дело в том, как вели себя на амвоне эти другие – они устраивали там трогательное представление для детей или произносили прочувственную речь*.
Стало быть, истинной причиной возмущения было даже не осквернение святого места, а именно дерзкая и непривычная форма панк-обряда.

---------------------------------------------------------
                *10 января 2010 года в Москве в православном храме свв. бессребреников и чудотворцев Космы и
                Дамиана в Шубино, настоятелем которого является прот. Александр Борисов, в присутствии зам.
                председателя ОВЦС о. Филиппа (Рябых) состоялось карнавальное действо с участием ряженых и
                женщины в стихаре на солее. Состоялось, но никакого возмущения не вызвало ни у
                священнослужителей, ни у паствы.
                А спустя всего лишь полтора месяца после «кощунства» Пуссек,  8 апреля 2012 года ( в праздник
                Вербного воскресенья ) Филипп  Киркоров обратился с речью к своим гостям прямо с амвона храма Ильи
                Пророка в Обыденском переулке Москвы, что напротив «оскверненного» Храма Христа
                Спасителя. И там тоже обошлось без скандала.
                Приходится констатировать, что самовольное нахождение мирян на амвоне хоть и не приветствуется,
                но не вызывает у церкви и верующих такой сильной реакции отторжения.
                Рискнем предположить, что и после событий в Храме Христа Спасителя градус эмоций был бы
                значительно ниже, если бы Пусси скромно и скорбно исполнили на солее благозвучное четырехголосье.
---------------------------------------------------------


Вот так шаг за шагом и выясняется, что превыше всего православные ставят не общение с Богом в Его Храме, а принятую форму этого общения, канон. Поэтому непривычные наряды и телодвижения набожных «панк-девиц» с точки зрения верующих полностью дискредитируют само желание воззвать к Приснодеве. Как ни печально это признавать, но получается, что для большинства важнее не вера, не дух учения, а буква, традиция, которую Пусси действительно грубо попрали. Зато они воспроизвели другой, более старый обычай славян – рядиться и скоморошничать на Масленицу. По слухам, в один из этих праздничных дней скоморохам даже разрешалось выступить в церкви. Эпатажные панки облокотились на народную культуру, обычаи Масленицы, но возмущенные ревнители канона, от этой культуры отмахнулись.

Каков же тот эталонный стиль, которым так дорожат истинно верующие? Действительно ли он так свят и безупречен? Рискнем предположить, что он далеко уклонился от духа раннего христианства. Христа, например, подавляющее большинство представляет себе бедным, бродячим проповедником, не имевшим ни кола, ни двора. Подобным образом жили и Его ученики в начальный период. Еще аскетичнее держался Иоанн Предтеча. С тех пор многое, очень многое изменилось. Нынешние последователи Христа – иерархи церкви – передвигаются на бронированных лимузинах, рядятся в золотые рясы и обитают в роскошных резиденциях.

Приведем еще пару примеров отступления от подлинного, священного канона. Молиться, учил Иисус, следует наедине и кратко, Он даже показал нам образец - «Отче наш». И что же? Теперь на праздник мы поклоняемся Ему в переполненных храмах, а к завещанной молитве добавили сотни других.
Наши храмы заполнены священными изображениями – иконами, изваяниями, - которые библейский закон строго-настрого запрещает создавать… И таких отступлений великое множество.

Так вправе ли мы, нынешние, требовать от других безукоризненного соблюдения церковного ритуала, придуманного людьми, привычного и небезупречного?

И последнее замечание. Панк-группу называют провокаторами, расшатывающими священные устои. Однако бывают времена, когда провокация остро необходима, чтобы встряхнуть отвердевшее общество, помочь ему освободиться от наслоений и вернуться на путь обновления и развития. Вновь и вновь приходит на ум великий Реформатор веры - Христос, который различными провокациями пытался растормошить жестоковыйных и жестокосердных. Вопреки тогдашним обычаям он пировал с мытарями и грешниками, защищал блудницу, прощал грехи, объявлял себя Богом*, разрешал ученикам не поститься и даже – о, ужас! – устраивал беспорядки в храме!

Нам всем стоило бы прислушаться к его мудрым словам, суть которых:
         
             НЕ ЧЕЛОВЕК - ДЛЯ ХРАМА, А ХРАМ - ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА!


--------------------------------------------------------
                *Иисус публично в храме называл себя Богом, зная, что это вызовет сильнейшее возмущение верующих.
                «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом…. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили
                каменья, чтобы побить Его…Отец во Мне и Я в Нем.Тогда опять искали схватить Его; но Он
                уклонился от рук их» (Ин 10:23,30-31,38-39)
--------------------------------------------------------