Клятва фундатора. Историческая повесть. Гл. XI

Арина Царенко
Деликатная и милосердная супруга.
Год 1633, январь.

Расстегнув впопыхах на груди золочёные пуговицы жупана, в наскоро накинутой на плечи первой попавшейся под руку просторной волчьей шубе, которую обычно надевал для выгула любимых собак, Ян Станислав стремительной походкой продвигался по старательно расчищенной тропочке, ведущей от потайной калитки на задворки Озёрской улицы. Фиолетовое небо в прозрачном морозном воздухе казалось огромным шатром, зловеще накинутым над городом, уснувшем на берегу скованного льдом Немана. В полночный час свет от круглого диска полной луны таинственно заливал снежный покров, превращая его в сиреневое покрывало.
Князь глубоко вдохнул морозный воздух, словно отпил большущий глоток ледяной воды. Не хотелось верить в происходящее. Ведь только ещё утром, в предрассветный час, ощущал, с какой нежностью льнула к нему любимая женщина. А как трогательно заглядывала в его глаза, улыбаясь чему-то! Как будто хранила тайну, которую очень хотела поведать, но что-то её сдерживало.
-Ага! Так вот чему улыбалась изменщица-тайному счастью с любовником!
Догадка будоражила кровь. Закипали гневом выпученные глаза разозлённого мужа. Хотелось рвать и метать.

Освещая дорогу хозяину зажжёнными факелами, впереди поспешали два войта. В отблесках пламени по краю тропы на снегу явственно вырисовывались следы мужских ног.  Широкий квадратный след каблуков мог оставить только знатнейший пан, обутый в дорогие кожаные сапоги. Порой рядом с ним появлялся маленький следочек, явно принадлежавший оступившейся в глубокий сугроб спутнице.

-Всё понятно:-анализировал мозг преследователя-они удалялись, держась за руки. Возможно даже обнявшись. Ишь как не терпелось окунуться в любовную страсть! Если свернуть чуть правее, через сотню шагов как раз выйду к дому Радзивиллов. Так вот где свили гнёздышко любовнички! И как выгодно время рассчитали, хитрецы:пока я с гостями развлекаюсь, пока школярскую пьесу смотрим, они успеют и делишки свои состряпать, и обратно вернуться!

Глумливые мысли не отпускали:»Интересно, а чем бы оправдывалась, если бы с опозданием явилась на спектакль? Отлучалась в уборную? Ха-ха-ха. Вспомнил! А, ведь, не раз такое происходило в последнее время. И ведь замечал покрасневшие щёки, и блеск в глазах, и радостное возбуждение ни с того, ни сего. О, Матко Боска, за что ты мне послала такую жену? В насмешку? Для терзаний? Или в отместку за какой-то грех?»

Ревность отзывалась усиленной болью пульсирующего виска. Жар охватил пышное тело униженного супруга. Не замечая мороза, дерущего щёки и шею, Ян Станислав, размахивая руками, жаждал настичь любовников и покарать самой страшной местью.
-Прошу прощения,-подняв выше факел, обратился к хозяину остановившийся войт-но следы уходят влево.
Действительно, тропинка обрывалась у сугроба, которым был заметён высокий забор городского поместья Радзивиллов. Зато влево уходил плотно утрамбованный прокоп в снегу.
-Странно,-подумал Ян Станислав-этот путь может вести только к деревянной постройке женского Бернардинского монастыря, что совсем недавно заложили пришедшие из западных земель сёстры. Надо немножко спуститься вниз вдоль мужского монастыря и каменного величественного костёла с таким же названием-Бернардинский. И кому пришло в голову разрешить поставить в Гродно мужскую с женской обители друг против друга? На горе, повыше-мужчины, внизу-на равнине женщины. Ооо, напрашивается сам собой странный вопрос:для чего?
Ян Станислав бесился. Подозрения рисовали в голове картины одну страшней другой, где присутствовали нелицеприятные любовные сцены. Не сдержавшись погрозил кому-то невидимому кулаком и сотрясая ночной воздух бешено заорал:»Я разберусь со всеми, и с городским правлением, и с радной шляхтой, и с обывателями и с вами, дорогие мои коварные любовнички!»

Под светом луны легко просматривался вход в женскую обитель. Из приоткрывшейся двери выскользнули два силуэта, мужской и женский. Услышав крик, замерли. Потом женская фигурка отделилась и с поспешностью ринулась навстречу Яну Станиславу. Его рука сама собой потянулась к короткому кинжалу, всегда висящему на поясе. Словно застыв в позе готового кинуться на жертву льва, муж-рогоносец ждал приближения любовников.

Плотно укутанная в мухояровый рантух, в собольей шапке и в такой же шубке до пят, с трудом передвигаясь, запыхавшаяся Гризельда протянула руки навстречу супругу:
-Матко Боска, что делает мой любимый супруг здесь, да ещё в расстёгнутой одежде?
Она взялась поправлять ворот Яна Станислава, но тот, отступив назад, брезгливо отпихнул её руки.
-Это я хотел бы знать, что делает моя супруга с чужим мужчиной на заснеженной улице в ночное время?
-Прошу прощения, ясновельможный пан Ян Станислав, давайте я объясню.-попытался разъяснить ситуацию князь Радзивилл.
-Заткнись, выскочка! Только попробуй открыть свой поганый рот и, мой кинжал, словно в кавалок топлёного сала, легко войдёт в твою печёнку!
-Имей благоразумие!-выхватил из-за пояса карабелу князь Януш.
-Стойте!-Гризель, расставив руки, встала между мужчинами-Остановитесь оба. Прости меня, супруг мой верный и любимый! Это моя вина, надо было тебе сразу же рассказать обо всём честно, ничего не скрывая.

Вдруг женщина охнула и, схватившись за живот, резко согнулась. Оба машинально кинулись подставить локоть, но Гризель замерла, оставалась всё в той же болезненной позе. Казалось, ещё немного и она потеряет сознание. Сколько продолжалась это состояние, никто бы не мог сказать с точностью. Каждый из мужчин, гневно пыхтя, пожирал взглядом соперника. Часы на городской ратуше   отбили очередную четверть ушедшего часа. Наконец выдохнув, Гризель обратилась к мужу:»Чтобы меньше тратить пустых слов, и устранить разногласия, давай вернёмся в монашескую обитель». Сказав, резко повернулась и начала спускаться вниз, откуда только недавно поднялась. Ян Станислав и Януш молча последовали за хрупкой фигуркой.

С каждым шагом, приближающим к истине, возбуждение Яна Станислава только возрастало. Еле сдерживая себя, чтобы не сорваться от немыслимого поступка, нарушившей все приличия, Гризельды, он переступил порог обители. За скрипучими дверями из неотёсанных досок ревнивого мужа ждал сюрприз. В маленькой, но аккуратно убранной и тёплой келье стояли две колыбельки. В сером платье и таком же платке, юная послушница монастыря убаюкивала на руках одного из младенцев.
-Каюсь, вот, это то, о чём я была обязана тебе честно поведать-прислонившись к каменной стене, усталым голосом прошептала супруга.-Двойняшек нам на двор подкинули неделю назад. Их обнаружила, когда шла на раннюю мессу в костёл. Пищали, завёрнутые в нищенское тряпьё, словно мышатки. Представляешь, на морозе, в снегу, неизвестно сколько по времени маялись, бедняжки, под нашим забором. Их с моей служанкой отнесли сюда, к сёстрам-бернардинкам.
-Как ты могла расхаживать по городу без стражей?-нервно перебил Ян Станислав.
-Успокойся, дорогой мой супруг, войты всегда были рядом со мной. Да и город наш отличается спокойствием, а горожане добродетельностью нравов. Нельзя видеть только плохое в людях. Мне ни разу на улицах не встретился злодей или обидчик.
-Получается: домашняя челядь знала обо всём, не в курсе только был я? Они понесут самое строгое наказание!-княжеский хриплый голос, звучал устрашающе жёстко.
-Прошу, не делай этого, не трогай неповинных людей. Слуги выполняли мой приказ, а значит, отвечать только мне. Не сердись, но ты всегда занят гостями, а до обеда спишь.-голос супруги наоборот был ласков и мягок-Не хотела тревожить тебя. И боялась гнева. Прости меня. Теперь жалею, что не попыталась с тобой поделиться произошедшим.
Взбешённый Ян Станислав поджал губы, зло сверлил взглядом жену, которой явно было нехорошо. Обтерев пот со лба, и вздохнув тяжко после недолгой паузы, она нашла сил продолжить.

-Сёстры с душой приняли деток, воспитывать будут сами. Я только немного помогаю деньгами и вещами. Мальчик здоровеньким, крепеньким оказался, а вот у девочки жар. Когда с плохой вестью прибежала монашка, князь Януш, спасибо ему за учтивость и смелость, согласился сопроводить меня к ним.
Гризель побледнела. Попыталась руками сжать виски, но без чувств опустилась на пол. К ней, не выпуская младенца из рук, кинулась послушница:»Матко Боска, ясновельможная наша паничка Гризеличка, да разве ж в вашем положении можно так себя утруждать?»
-В каком положении?-опускаясь на колени перед женой, недоуменно воскликнул Ян Станислав.
-Да разве ж пан князь не ведает, что супруга его понесла?
-Что? Что ты сказала?-вытаращил глаза ошарашенный новостью ревнивец.
-Тише, пан, тише, прошу вас, от крика только хуже будет.-послушница закивала головой, не переставая баюкать ребёнка.-Обморочное состояние сейчас пройдёт, ей бы только полежать в покое.

Ян Станислав с бережением поднял на руки обмякшее тело супруги и аккуратно уложил на застеленную простеньким покрывалом кровать послушницы. Погладил бледную щеку княгини. И вдруг, не стесняясь присутствующих, заплакал, ласково приговаривая:»Любимая, заботливая моя жена, душа светлая, солнышко ясное, клянусь, с этого часа ты будешь самой счастливой женщиной на земле. Я сделаю всё, чтобы уберечь тебя от любой напасти!»

-Зачем клясться в том, что уже и так имеется вдоволь?-слабым голосом тихо отозвалась Гризель. Её усталый взгляд излучал ласку и любовь.-Счастливей меня, поверь, дорогой супруг, не отыщется женщины. Исполнилось моё самое заветное желание-я стану матерью твоему ребёнку и надеюсь, за первенцем последуют и другие наши дети, маленькие князья Сапеги.

Послушница влажной тряпицей промокнула лоб и щёки Гризели. Та с благодарностью моргнула. Ян Станислав мягко сжал прохладную ладонь супруги, с трогательной нежностью прижал её тонкие пальчики к своему сердцу:
-Зачем, зачем же ты мучила себя молчанием? Почему сразу не рассказала о найдёнышах?-супруг присел на краешек кровати.
-Зная, как ты предвзято относишься к нищим, называя их подлыми людьми, подумала, что велишь сослать детей с глаз подальше. А это было бы жестоко. Ведь новорожденный ребёнок беззащитен независимо от статуса рождения, и нуждается в участии, любви, наконец, в сердечности. Мне хотелось быть уверенной, что они попадут в добрые руки.-всё ещё бледная, прошептала Гризель. Вздохнув, женщина, прикрыла глаза. По впалой щеке скатилась слезинка.
-Какой же я глупец! Обещаю, моя деликатная и милосердная супруга, я приму самое серьёзное участие в судьбе этих детей. И какой же я счастливый муж! Стать отцом-это самое заветное желание. Определённо я счастлив, как никогда!

Тихо опустилась на его плечо тяжёлая ладонь князя Януша:»Поздравляю!»
-Спасибо!-отозвался Ян Станислав-Прости меня, князь Радзивилл. Твоё благородство вызывает уважение. Совсем затуманила ревность мой мозг. Прости, не держи обиды.
-Не держу. Будьте здоровы!
Князь Януш покинул душную келью. Выйдя за ворота обители, приказал войту четы Сапег, ожидающему хозяев, чтобы срочно бежал во дворец и прислал сюда удобные сани с тёплой обивкой и лисьими шкурами для пани Гризельды.

Продолжение - http://www.proza.ru/2016/07/06/681