Призрак

Сергей Гусев 27
Старый болван Антонио испортил с утра Чезаре настроение.
– У тебя все в порядке, парень? – неожиданно спросил он, когда Чезаре проходил мимо его дома.
Антонио стоял у калитки, придерживая за ошейник рвавшуюся на волю собаку, и словно поджидал кого. Когда Чезаре появился из-за поворота, Антонио как раз вглядывался в его сторону.
– Конечно, – удивился вопросу Чезаре. – Более чем в порядке. Ты ведь знаешь, я скоро женюсь, и вся деревня будет гулять на нашей свадьбе. Надеюсь, и ты придешь выпить за нашу любовь?
– Еще бы, буду рад.
– Чему? – ухмыльнулся Чезаре. – Тому, что мы молоды и любим друг друга или возможности напиться на нашей свадьбе?
– И тому и другому, – ответил ему улыбкой Антонио.
Вот в этот-то момент Чезаре и спросил:
– А почему ты думаешь, что у меня какие-то проблемы?
– Пустое, – махнул рукой Антонио. – Мне показалось. Иди своей дорогой.
– Нет, говори. Я хочу знать, что тебе такое показалось.
– А ты сам ничего странного в последнее время вокруг себя не замечал? – осторожно переспросил Антонио.
– Нет.
– Точно нет?
– Да говорю же тебе! Кроме того, что у меня скоро свадьба никаких других изменений вокруг себя не нахожу. Но по твоему лицу вижу – ты что-то заметил! Давай уже говори, не томи.
– Ну хорошо… – замялся Антонио.
Собака, еще недавно рвавшаяся с поводка, уже спокойно лежала у его ног и бдительно следила за летавшими вокруг мухами.
– Ты ведь помнишь, что у твоей невесты был жених?
– Ну и что? Той истории больше года. Да, он утонул. Анжелика, как и полагается приличной девушке, долго держала траур. Но сейчас она со мной. И я не собираюсь, ни тонуть, ни гореть. Хочу жить с ней долго и счастливо, и ничто этому не помешает.
– Он утонул, потому что они с ней тогда поссорились. Это все знают.
– Я же сказал – не собираюсь с ней ссориться, – начал выходить из себя Чезаре. Что за дурацкий разговор! – И она не дает никаких поводов для ссор. У нас все хорошо. Ты несешь какую-то чепуху.
– Может и так, – пожал плечами Антонио.
Это почему-то очень задело Чезаре. Огромной, привыкшей к работе ладонью он схватил за грудки Антонио и почти закричал:
– Говори, что ты там в своей голове придумал.
– Поаккуратнее, парень, – Антонио, несмотря на возраст, тоже обладал немалой силой – даром, что ли, трудился в своем хозяйстве с утра до вечера, поэтому легко отдернул схватившую его за рубашку ладонь. – А если хочешь слушать, так слушай. Ты ведь каждое утро проходишь мимо моего дома?
– И что? – еще более насупился Чезаре.
– Говорю же – не перебивай. Я тоже не сразу понял, в чем дело. Вот сейчас, когда мы с тобой стоим, разговариваем, вроде бы ничего не происходит, все хорошо. А вот когда ты идешь…
Антонио замялся.
– Ну! – поторопил его Чезаре.
– А вот когда я стою у ограды, и ты проходишь мимо, меня словно обдает прохладным ветром.
– Чушь какая! – засмеялся Чезаре. – Я было правда подумал, что-то серьезное. Ветром его обдает!
– И собака… – словно не слыша этих слов, продолжил Антонио. – Она всякий раз при твоем появлении поджимает хвост и бежит прочь. А вот сейчас, когда мы просто с тобой стоим, она лежит спокойно, как видишь.
– Не пойму, к чему ты клонишь, – растерянно спросил Чезаре.
– К тому, не увязался ли за тобой призрак того парня, что утонул год назад. Такие случаи бывали, ты же наверняка слышал нечто подобное.
– Бабьи сплетни, – наигранно засмеялся Чезаре. – Но даже если и так. Ты ведь сам говоришь, что это призрак. Он бестелесен. Значит, не может причинить мне никакого вреда. К тому же я ношу крестик и регулярно читаю молитвы.
– Может быть, – неохотно согласился с ним Антонио. – Только ты ведь знаешь, что говорят в народе: если рядом с тобой появился призрак, жди беды.
И тут Чезаре понял.
– Ты думаешь, он хочет отомстить Анжелике? Но за что? Он ведь сам во всем виноват.
– Она рассказывала тебе, почему они тогда поссорились?
– Нет. Да я и не спрашивал. Не хочу копаться в чужих тайнах. Достаточно того, что мы любим друг друга.
– Впрочем, это уже и неважно, – сказал Антонио. – В общем, парень, я тебе сказал то, что думаю. Может я и неправ. Но будь осторожнее. Это все не к добру.
– Ты вот что, старик, – не подавая виду, что расстроился, смущенно попросил Чезаре. – Не рассказывай никому о нашей беседе. Достаточно того, что об этом знаем мы с тобой. Я подумаю о том, что ты мне рассказал. Может, ты и прав. Я действительно последнее время иногда замечаю, что мне иногда не по себе. Как будто мне что-то постоянно пытаются что-то сказать, но я никак не услышу. Или не хочу слышать.
После этого разговора Чезаре повернул назад, забыв о том, что шел по своим делам, и побрел куда глаза глядят. Его одолевали тяжелые мысли. С каждым шагом он все больше убеждал себя, что старик прав, и рядом с ним постоянно ходит кто-то невидимый. Вот даже и сейчас – он словно чувствует чьи-то прикосновения. Или даже не прикосновения, а шаги – будто кто-то идет рядом с ним. А может это лишь кажется? И все эти мысли – плод глупых подозрений, о которых ему только что рассказали. Трудно понять, что на самом деле происходит, когда мысли путаются, хочешь защитить любимую женщину, и не знаешь как. Ведь если призрак где-то рядом, то неспроста же этот парень из прошлого к нему сейчас прицепился. Чезаре был уверен, что если призрак действительно существует, то это тот самый нелепо утонувший после ссоры с Анжеликой парень. Никаких других темных историй в его пока еще небогатой событиями жизни вроде и не было.
Время от времени он останавливался, и начинал отчаянно крутиться вокруг, силясь разглядеть того, кто был рядом. А призрак, видно, уже не особенно-то от него таился. Чезаре то и дело слышал противное поскуливание рядом с собой.  Ему явно давали знать, что он не один. Когда ощущение непрошеного гостя становилось особенно мучительным, Чезаре судорожно сжимал в ладони нательный крест и начинал читать молитву. На время призрак пропадал, но потом вновь слышалось знакомое поскуливание.
Это совсем путало мысли Чезаре.
– Что же мне теперь, молитвами одними разговаривать? – в отчаянии спрашивал он сам себя.
В этот вечер он не пошел к Анжелике. Боялся навлечь на нее беду. Сидел дома и отчаянно пытался придумать, что ему теперь делать. А утром, выходя из дома, посмотрел на себя в зеркале, и увидел, что за его спиной кто-то стоит. Он испуганно оглянулся – никого. Посмотрел опять в зеркало – незнакомец не исчез.
Внезапно к Чезаре вернулось самообладание.
– Что тебе нужно? – угрожающе спросил он.
– Ты ведь понимаешь, кто я такой? – спросил человек за его спиной.
Не то, чтобы спросил, было тихо, но Чезаре явственно расслышал этот вопрос.
– Понимаю, – ответил он. – Ты тот парень, который крутил любовь с Анжеликой, пока не утонул.
Незнакомец вместо ответа лишь насмешливо рассмеялся. Чезаре почувствовал, как со спины его обдало могильным холодом.
– Мне неудобно здесь с тобой разговаривать. Приходи сегодня вечером, как стемнеет, на мост.
– Зачем? –  изо всех сил пытаясь сохранить обладание, спросил Чезаре.
– Затем, что я тебя приглашаю– – опять гадливо засмеялся за спиной призрак. – Не вздумай струсить. Это добром для тебя не кончится.
Чезаре в гневе обернулся, чтобы ответить в лицо подлецу, обвинившему его в трусости, но никого уже не было.
День тянулся бесконечно долго. В конце концов, Чезаре стало неудобно, что он не зашел накануне к невесте. И тут же поспешил к ней – сказать, что очень скучал по ней вечером, но никак не мог прийти. Анжелика, к счастью, не стала допытываться, чем таким был занят ее жених, ответила лишь, что тоже очень скучала. Вообще-то Чезаре пришел к ней с тайным желанием расспросить подробнее о той истории годовалой давности, но так и не отважился ничего сказать.
Наконец-то стемнело, но Чезаре не торопился выйти из дома. Во-первых, он старался проявить твердость духа, а во-вторых хотел, чтобы, если разговор состоится, он прошел без случайных свидетелей. Еще не хватало, чтобы в округе начали сплетничать, как он общается с призраками.
Чезаре бодрой походкой зашел на мост и, облоктившись о перила, стал сквозь темноту вглядываться в бежавшую внизу воду. Он не боялся. Совсем. Хотя весь день в голове крутились мысли о всяких разных случаях, когда кто-то отдавал концы, лишь только увидев привидение. Сейчас его переполняла скорее злость – с какой стати этот мертвец лезет в их земную жизнь.
– Вот и я, – послышалось рядом.
– Не могу сказать, что мне приятно, – буркнул в ответ Чезаре.
– Веришь, могу ответить тебе тем же, – противно рассмеялись в темноте.
– Тогда какого дьявола тебе от меня нужно? – стал выходить из себя Чезаре.
– Не надо о дьяволе. Ты что, забыл, с кем общаешься? – захихикали ему в ответ. – Хочешь все потусторонние силы сюда притащить? Тебе мало меня одного?
Чезаре повернулся спиной к воде, привалился спиной к перилам моста и огляделся кругом. Кажется, где-то слева воздух слегка рябил – наверное, это и есть тот чертов утопленник.
– Что тебе от меня нужно? – еще раз недовольно переспросил он.
– От тебя? Ничего. Если мне что-то и нужно, то не от тебя. Но помочь в этом деле можешь только ты.
– Говори. Я полагаю, ты что-то хочешь от Анжелики?
– Да.
– И что?
Неожиданно зависла пауза. Были только слышны стрекот цикад где-то вдалеке, да неспешное журчание воды внизу.
– Ну так что? – повторил свой вопрос Чезаре.
– Я люблю ту же девушку, что и ты, – сообщили из темноты.
– Что значит люблю? Любил. Тебя уже нет. И я не понимаю, что ты делаешь среди живых.
– Ты уверен, что любил, а я знаю, что люблю. Это и в самом деле неважно. Но я не могу уйти в тот мир просто так. Моя душа мечется здесь, именно потому что моя любовь жива, и у меня остался один очень важный вопрос к Анжелике. Ты меня слушаешь?
– Да, слушаю.
– Ты же знаешь, что в ту ночь, когда случилась эта нелепая история со мной, мы поссорились. Уже неважно почему. Даже живые не запоминают причин ссоры, а уж мертвым это точно ни к чему. Мы наговорили друг другу много неприятных вещей, потом я в гневе сбежал от нее и пошел, не разбирая дороги. Подошел к реке, бросился не раздумывая зачем мне это надо в воду, и поплыл на другой берег. И уже на середине реки вдруг свело ногу. Я запаниковал – ведь и без того уже проклинал себя за те мерзкие слова, что я кричал в гневе Анжелике. Испугался, что вот сейчас утону, и так и не успею перед ней извиниться. Уйду из ее жизни таким, о котором и вспоминать не хочется. А ведь я любил ее самой чистой на свете любовью. Она достойна этого.
– И что дальше? – тихим голосом, лишь только обозначить, что он слушает эту историю, спросил Чезаре.
– А что дальше? Чего боялся, то и случилось – меня не стало, как ты знаешь.
Чезаре почему-то смутился. В его душе даже кольнула легкая жалость к этому своему сопернику из прошлого.
– Зачем ты мне все это рассказываешь?
– Мне важно знать, что она сейчас обо мне думает, каким вспоминает. Тем обезумевшим глупцом, который кричит ей в лицо обидные слова или все же пылким юношей, страстно любившим ее тогда. Все это время моя душа не знала покоя. И вот, наконец, появился тот, кого я могу попросить об этой услуге. Всего лишь спросить, что она обо мне сейчас вспоминает. Я буду рядом, и все услышу. Тебе ведь это ничем не грозит.  У вас впереди свадьба, я не могу быть тебе соперником. Но после того, как услышу ее ответ, навсегда исчезну из твоей и ее жизни. Во всяком случае, до того момента, пока мы не встретимся там, где меня уже заждались.
– Что тебе это даст? – Чезаре был совершенно обескуражен. Он много чего ожидал от этой ночной встречи на мосту, но не такой странной просьбы.
– Это даст покой моей душе. Даже если она отзовется обо мне плохо, я буду знать, что наказан за тот свой поступок, и ничего уже не исправить.
– А если хорошо?
– Тогда я уйду с миром в вечный покой, буду ждать ее там. И надеяться, что наша встреча состоится нескоро. Я хочу, чтобы она была счастлива с тобой, и жила долго.
– В этом есть какой-то подвох, – обдумав прозвучавшую просьбу, сказал Чезаре. – Известно ведь, что призрак не может появиться просто так. Он несет беду либо тому, к которому он явился, либо его близким.
– Выполни мою просьбу, и никакой беды не случится, – бесстрастно ответили из темноты.
– А если я откажусь?
– Я все равно вот-вот покину этот мир. Мои терзания на фоне Вечности слишком мизерны, чтобы можно было удерживаться здесь долго. Если ты откажешься, ни с тобой, ни с Анжеликой ничего не случится. Но мою душу ты обречешь на вечные муки.
– А вдруг я спрошу в тот момент, когда тебя не будет рядом?
– Ты спроси. И я услышу.
– Подумаю!
Чезаре, не прощаясь, развернулся и пошел прочь с моста. Эта история не нравилась ему с самого начала, а теперь не нравилась особенно. Еще не хватало, чтобы всякие призраки ставили ему условия.
Утром, проходя мимо дома Антонио, он поискал глазами собаку. И увидел, что та, поджав хвост, отбежала в дальний угол сада.
«Следит за мной, – с неприязнью подумал Антонио. – Где-то рядом плетется. Нигде от него не скрыться».
И вдруг его злость прошла. Ну а что, собственно, изменится, если он спросит об этом парне у своей невесты? Он ведь в самом деле давно не соперник. Его нет, и не будет. А он, Чезаре, тут. И возьмет в жены самую красивую девушку в округе. А то, что у нее была любовная интрижка когда-то, так что ж? Кто без греха? Если этот парень так мучается, почему бы и правда ему не помочь? Хотя бы из сострадания. В конце концов его можно понять. Анжелика – самая прекрасная и милая девушка на земле.
Весь день он думал о ночном разговоре, и в конце концов окончательно убедил себя, что не будет ничего плохого, если он задаст своей невесте пару вопросов о ее прошлой жизни. Некоторые порядочные девушки и сами бы давно все рассказали. А из нее теперь надо клещами вытаскивать.
Пока он шел к Анжелике, сочувствие к ее бывшему возлюбленному только возрастало. Вот он сейчас к ней подойдет, обнимет. Потом поцелует. Почувствует неповторимо-сладкий аромат ее волос. А тому парню ничегшо подобного уже никогда не суждено. Чезаре с Анжеликой будут обниматься и миловаться еще долго, а призрак исчезнет навсегда из их жизни. Только ради того, чтобы это произошло, стоило задать один-единственный вопрос. Всего один, в котором нет ничего страшного.
Анжелика и правда ему невероятно обрадовалась. И, после того, как влюбленные крепко обнялись, и он нежно ее поцеловал, Анжелика аккуратно, но настойчиво потянула своего жениха за рукав рубашки, приглашая в сторону спальни.
Кровь ударила в голову Чезаре. Ведь если он сейчас поддастся, они окажутся там втроем. И этот парень из прошлого будет стоять в стороне и все видеть. Да, он не сможет принимать никакого участия, но он все будет видеть! И понимать, что происходит. Значит, если Чезаре этого не хочет, надо спросить прямо сейчас. И призрак исчезнет.
– Подожди, – остановил он Анжелику.
Та с удивлением посмотрела на своего жениха.
Сейчас он спросит, и все закончится. Надо только набраться смелости задать вопрос. И вдруг Чезаре испугался. А если Анжелика скажет, что и сейчас помнит того парня? Как они пойдут под венец, если он будет знать, что она любит не только его, но и того, кто стоит у него за спиной? И будет стоять всегда, даже если тот бестелесный дух навсегда покинет землю.
– Ты что-то хочешь спросить? – удивленно сказала Анжелика.
– Хочу, – нерешительно произнес Чезаре.
– Спрашивай. Какие у меня могут быть от тебя тайны?
«А вдруг она и правда скажет все, как есть? – теперь уже не на шутку испугался Чезаре. – Я не хочу ничего знать об этом парне ни сейчас, ни в будущем. Еще вчера я был единственным мужчиной у Анжелики, а теперь должен делить ее с призраком».
– Потом, как-нибудь, в другой раз, – весьма смущенно произнес он. – Ты извини, мне надо идти. Я приду завтра.
– Я тебя чем-то расстроила?
– Да нет. С чего ты взяла? Просто, наверное, устал за день, и мне нездоровится.
Проходя мимо дома Антонио, к нему навстречу, с радостным лаем и отчаянно виляя хвостом, выбежала собака. Чезаре растерянно потрепал ее по загривку и пошел дальше к своему дому.
Утром, подойдя к зеркалу, он предполагал услышать справедливые упреки. Но никакого отражения, кроме себя, не обнаружил. И вдруг понял, что теперь он каждое утро будет ожидать отражение парня, которого вчера так подвел. Избавившись от одного призрака рядом с собой, он приобрел другого – в своей собственной душе. Чезаре вздохнул, потом прошел в комнату, и начал собирать вещи. Он вспомнил, что давно уже собирался переехать в город к родне, где можно попробовать начать новую жизнь.