Глава 14. Педсовет

Георгий Кончаков
   Кому довелось немало лет поучительствовать в школе, женщины на собственной эластичной нежной коже, а мужчины на собственной шкуре испытали убогость педагогических советов. Общие  собрания коллектива, такого многоголового как в школах-новостройках неизбежны и не бесполезны. Иначе учителя не будут знать друг друга в лицо.


         И неудивительно. В учительскую забегают наскоро, чтобы оставить журнал и взять другой к следующему уроку. Разбегаются трудовые пчёлки по своим сотам-кабинетам, чтобы уединиться в узком кругу подруг за чашечкой чая. В больших школах, как не трудно догадаться, единого коллектива нет. А социалистические правила требуют сплоченности, коллективизма. Крестьяне объединены в колхозы, рабочие — в трудовые производственные коллективы, писатели и художники в союзы, коммунисты в партию, ну, а учителя — в школьные коллективы.


          Чтобы коллектив был целеустремленным, проводятся по нормам, установленным районным руководством, общие собрания, именуемые на учительском жаргоне — педсоветами. Понятное дело, никто там ни с кем не советуется и не совещается.
Директору школы педсовет нужен по административной необходимости, чтобы запротоколировать и отчитаться, что предписанное школьным планом мероприятие состоялось.


          У нас всё построено по плану. Экономика руководствуется пятилетним планом. Имеет план каждое предприятие, каждое учреждение. Даже Академия наук составляет свой план. Каждая пионерская дружина, каждая комсомольская организация имеют план. Партия пошла дальше, приняла план, именуемый Программой на целых двадцать лет: догнать и перегнать и через два десятилетия построить в отдельно взятом государстве экономическую базу коммунизма.


А чего ждать и кого ждать? Когда это все остальные страны осуществят социалистическую революцию? Когда остальные народы построят социализм? А мы передовые, мы первые, не дожидаясь мировой революции, построим коммунизм, покажем пример всему миру. Так что без плана в СССР никто шагу ступить не может. Вот и учитель  входит в класс с поурочным планом.


          Больше всех в педсовете нуждаются завучи. Борьба с недостатками в работе учителя, искоренения неуспеваемости, подъем уровня дисциплины среди учащихся самая больная и актуальная проблема школьного руководства. Ведь что же это такое получается? Каждому учителю при посещении урока вдалбливаешь, как надо вести урок, как работать индивидуально с каждым отстающим, как повысить успеваемость, они внимательно слушают, согласно кивают головой, а делают всё по-своему.


Как Лебедев имел за четверть двойки, так и продолжает иметь. А Безлепкин на третий год оставлен во втором классе. Куда это годится? Классные руководители мер не принимают, не работают как надо с родителями.
          Партия и правительство постоянно проявляют заботу о народном образовании, время от времени повышают зарплату учителям. А где отдача? Надо за каждого неуспевающего вычитывать из зарплаты учителя, вот тогда поставим образование в стране на должную высоту.


          Педсовет для завучей самая удачная форма, выработанная социализмом, для публичного бичевания и искоренения нерадивости учителей. Известное дело, самые
образованные и грамотные в школе учителя русского языка и математики. Им достаётся больше других. Именно по этим предметам школьники всех исторических эпох больше всего не успевают. Математика даже гениальному Пушкину не давалась. Из тридцати выпускников двадцать шестым оказался в списке по успеваемости. А что говорить про современных школьников?


          Ценили завучи педсоветы. Вот где можно проявить себя, продемонстрировать несовершенство педагогов и дать ясные и вразумительные указания, как покончить с неуспеваемостью раз и навсегда.
          Может потому учителя терпеть не могут педсоветы? Но трудовая дисциплина обязывает. Не улизнёшь, за чужую спину не спрячешься.


          На этот раз учителя собирались на педсовет с любопытством. Военрук подполковник-танкист выступил с инициативой, предоставить ему время в пределах часа для доклада о проблемах и перспективах школьного образования. На час директор не согласился. Дал полчаса, чтобы осталось время на обсуждение и рассмотрение остальных вопросов повестки дня.


          Подполковник Пыхолов Анатолий Алексеевич — фигура заметная в коллективе. И не только плотным внушительным телосложением, напоминающим танк. У него и характер был мощный, с творческой фантазией и неукротимым желанием делать все правильно и как можно лучше. Слушать об оружии и современной военной технике, разбирать и собирать автомат Калашникова, стрелять из малокалиберки в школьном тире куда интереснее, чем выводить скучные абстрактные формулы на уроках математики.


          Вы были когда-нибудь в школьном туалете мальчиков? Перегородки исписаны самыми замысловатыми словами и рисунками. Потолок залеплен ловко брошенными окурками папирос и сигарет. Кто же в этом невинном возрасте не пытается курить? Какие только меры директор не предпринимал, дежурные учителя боролись как могли. И только с приходом в школу Анатолия Алексеевича порядок был установлен. Нарушители очищали от курков и белили потолок, масляной краской закрашивали перегородки. Процедура проводилась ежедневно по окончании уроков, пока зло в корне не было искоренено.


          Обращение с учениками как с солдатами-новобранцами поначалу было непривычно. Непривычно и для учеников и для учителей. Зато такой дисциплины на уроках не было ни у кого из самых требовательных учителей. Так что пришёлся военрук в школе кстати. Цены ему не было. Хотя привыкнуть к странным замашкам военного человека коллеги-учителя ну, никак не могли.


          Вот и в это раз на педсовете с недоумением слушали потрясающие предложения. Русский язык и литературу сохранить в действующем объеме, можно даже увеличить число часов. Часы на математику, физику, химию и биологию сократить по крайней мере вдвое, убрав все лишнее. Для получения среднего образования совсем не обязательно знать бином Ньютона и закон Джоуля-Ленца. Начала высшей математики из программы убрать.


Мы в своё время высшую математику начинали изучать в высших учебных заведениях. Успешно усвоили без предварительного знакомства в школе. Это могут подтвердить и учителя математики, получившие школьное образование до очередных новшеств по реформированию школы. Кому нужно для поступления в институт, пусть проходят обучение в школах с углубленным изучением соответствующих дисциплин. Выпускник средней общеобразовательной школы должен знать ровно столько, сколько необходимо для успешного прохождения службы в Вооруженных Силах.


          Полученные таким образом часы передать на военную подготовку юношей, девочкам дать полноценную подготовку военных медсестер. В вузы поступает малая часть выпускников средней школы, остальные получают рабочие профессии. При этом именно они образуют главную  составляющую армии и флота — рядовой состав, профессионально владеющий оружием и военной техникой. Сокращение сроков военной службы можно компенсировать увеличением часов военной подготовки в школе.


Анатолий Алексеевич подробно изложил, какие знания требуются солдату для освоения и овладения современной военной техникой. У нас не только в школах нет компьютеров, во всех вузах нет вычислительных центров, кроме готовящих специалистов этого профиля. В воинских частях, где электронно-вычислительная техника применяется, солдаты срочной службы успешно ей овладевают. Надо быть реалистами, исходить из насущных действительных потребностей, что должен знать, в каком объеме выпускник школы, чтобы успешно исполнять свои функции в общественном производстве и получении военной квалификации.


          В заключении выразил надежду, что руководство школы поддержит его предложения, доведет до вышестоящих органов, и Министерство образования пересмотрит существующие учебные планы и программы.


          Доклад подполковника был рассчитан на час, потому во время выступления пришлось сокращать. Оттого приходилось, что-то пропускать, внезапно перескакивать не очень логично к очередной проблеме. Учитывая эмоциональное состояние докладчика, нетрудно догадаться, что выступление получилось несколько сумбурным, с излишним пафосом,  напоминая прелестным дамам, составляющим основной состав аудитории, слона, попавшего в посудную лавку.


Они прекрасно знали, что к мнению учителя в верхах никогда не прислушивались. Но отнеслись к выступлению по-разному. Кто-то скромно хихикал в носовой платочек наивности военного, не знающего порядков в народном образовании. Кто-то откровенно насмехался незадачливости подполковника. Кто-то отнёсся с сочувствием. Никто не испытал намерения поддержать докладчика, все однозначно изобразили на своих милых личиках великодушный скепсис.


          И тут слово взял Аркадий Львович. Бывший десантник хорошо понимал танкового командира. Совместно провели не один десяток автобусных экскурсий со школьниками по памятным местам  сражений блокадного Ленинграда. Экскурсии выбивал и организовывал Анатолий Алексеевич. Аркадий Львович с микрофоном в руках исполнял роль экскурсовода.


          Анатолий Алексеевич — волевой организатор-лидер. По его заданию ребятишки брали в поездку продукты для приготовления горячего обеда на костре, спички, растопку. Прибыли, к примеру, на мемориал «Разорванное кольцо», посетили народный музей в Коккорево, затем марш-бросок в музей в Осиновце. В лесу устраивали привал. Команда: «Приготовить обед!» И время пошло. Кто первый? Кто варит солдатскую кашу, кто макароны по-флотски, кто картошку с тушенкой. Каждая группа из 3-4 человек на свой вкус. Главное, чтобы времени на приготовление требовалось минимальное. Докладывают о готовности, у всех Анатолий Алексеевич снимает пробу, чтобы поставить оценку за приготовленное стараниями учеников пропитание.


          Потом обед.  Едят от души, с аппетитом. Получасовой отдых и соревнование по оказанию первой медицинской помощи. Наложение повязок раненым, перенос раненых на скорость на санитарных носилках и вдвоем на руках. Руки в замок и бегом, кто быстрее. Ребята довольны, хорошо провели время. Домой возвращаются веселые, с песнями. Первыми запевают руководители — подполковник-танкист и старший сержант-десантник — про трёх танкистов — экипаж машины боевой.

Аркадий Львович однажды стихотворение старшему товарищу и боевому другу посвятил:

Я поклоняюсь всякому таланту,
Тем более таланту патриота
Я Анатолия уподоблю Атланту,
Вся жизнь его стремительней фокстрота,
И каждый миг у края эшафота,
Конечно, он потомок Дон Кихота,
Он от рожденья создан для полёта,
И я ему военному собрату
Припомню песню ту,
Что пели с ним когда-то:
Про батальон ударный броневой,
Про экипаж машины боевой.

          Аркадий Львович был стихотворец не ахти какой. Но подполковник был доволен, тем более и сам иногда пробовал сочинять. Не всегда получалось удачно с ритмом. Но для самодеятельного поэта простительно.


          Аркадий Львович стремительной походкой занимает место за трибуной. Выступать перед аудиторией любил, нравилось ему это дело. Всегда старался придумать что-нибудь оригинальное, поразить неожиданным поворотом мысли, увлечь аудиторию. Ему бы артистом быть. Но это никогда не входило в планы деятельного и энергичного борца за коммунизм. Выступлениями  Аркадий Львович удовлетворял не состоявшуюся потребность демонстрировать свое сценическое искусство. Нравилось блеснуть своими ораторскими способностями.
         

          Вот и в этот раз начал неординарно. "В первую очередь, пока не забыл, перечислю, что делается в школе по военно-патриотическому воспитанию". Про «забыл» сказано для красного словца, привлечь внимание слушателей.


          После окончания Второй мировой войны прошло почти  три десятилетия. История пополнилась новыми событиями и фактами. Объем учебника и количество часов остаются прежними. Программа от десятилетия к десятилетию сокращает часы на изучение истории военного времени.  Нынешние школьники все меньше получают сведений о Великой Отечественной войне. Выход приходится находить, привлекая материал о памятной всем пережившим войне на протяжении всего учебного года.


          В сентябре выделяем на уроках время, чтобы рассказать о начавшейся блокаде Ленинграда, о работе заводов, которые остались в городе, на нужды фронта, о солдатах и ополченцах, защитивших блокадный город. В ноябре о «Дороге жизни» и Сталинградской битве, в декабре о битве за Москву.


          Алла Васильевна привлекает школьников к оформлению рукописных книг о военных подвигах на Ленинградском фронте, красочные альбомы о героях войны. Проводит олимпиады. К примеру: какие улицы Ленинграда названы в честь героев Великой Отечественной.


          Приглашаем фронтовиков на уроки мужества. Экскурсии и встречи с фронтовикам в Музее Боевой славы. Большая заслуга в организации экскурсий в военно-исторические музеи города принадлежит Анатолию Алексеевичу. Ему принадлежит инициатива автобусных экскурсий по местам военных действий при обороне города.


          Я разделяю озабоченность Анатолия Алексеевича недостаточным количеством часов на начальную военную подготовку., состоянием военно-патриотического воспитания в школе. Моё поколение, пацаны военных лет не нуждались в подобном воспитании. Сегодня картина иная. Для нынешних школьников Великая Отечественная война такое далекое прошлое, как Отечественная война 12-го года. Они с трудом её представляют, они затрудняются понять, что досталось на долю людей, переживших войну.
          Что касается предложений Анатолия Алексеевича по изменению учебного плана, сокращению часов на общеобразовательные  предметы, понять можно. Максимализм кадрового военного, озабоченного обучением личного состава Вооруженных Сил страны.


И через сто лет мы не сможем увеличить учебник и отвести больше часов на изучение истории. Тем более нельзя уменьшить объемы изучаемого материала по математике, физике, химии и биологии. Выпускники общеобразовательной школы получают аттестат зрелости, дающий право на поступление в высшее учебное заведение. В том числе и военные высшие.


          Следовательно, нужно находить другие способы и средства для вовлечения школьников в военную подготовку. Городской авиаклуб, автоклуб, радиоклуб по линии ДОСААФ готовят молодежь для военной службы. Число обучающихся можно увеличить , создавая кружки и учебные группы непосредственно в школах. Можно не согласиться с предложениями Анатолия Алексеевича, и мы не согласимся, но надо отдать должное, с пониманием подойти к его озабоченности начальной военной подготовкой юношей. Он безусловно прав в необходимости усиления военной подготовки допризывной молодежи.


          И здесь немалая роль отводится военно-патриотическому воспитанию, готовности молодого поколения с честью служить, выполнить воинский долг. Я не первый год знаю Анатолия Алексеевича, потому могу уверенно сказать, что с таким офицером можно оказаться в одном экипаже. В минуты смертельной опасности такие не струсят, не подведут, потому что за Родину готовы без колебаний и сомнений жизнь отдать. На таких офицерах держится мощь и боеспособность Вооруженных Сил.


          Присутствующие поняли, что после выступления учителя истории спорить не о чем. Значит, на этом разговор можно закончить, перейти к следующим вопросам и поскорее покинуть педсовет.


          Иного мнения была Татьяна Леонидовна, завуч старших классов. Она с гневом
обрушилась на докладчика. Не буду повторять дословно всё сказанное возмущенной фурией.
Припомнила и сравнила подполковника с грибоедовским полковником Скалозубом. Площадная брань в адрес незадачливого реформатора лилась неиссякаемым потоком минут двадцать. Женщина, наделенная административной властью, не знает усталости, когда с наслаждением распекает подчиненных.


          По ходу разноса досталось и историку. Выискался доморощенный адвокат


          Потом уже в спокойном тоне обсудили текущие вопросы. И учителя, довольные, что педсовет окончился, в хорошем настроении разошлись.


                http://www.proza.ru/2015/05/09/1662