Мир удивительных растений 60

Сергей Одзелашвили
                Мир  удивительных  растений  60


Начиная  эту  рубрику,  я  сомневался  в  её  нужности.  Думал  напишу  не  более  десяти  выпусков.  Но  ваша  заинтересованность,  да  и  внутреннее  желание,  подвигло  меня  на  дальнейшие  выпуски.
И  сегодня,  можно  сказать,  значимая  цифра  выпуска  - сам  себе  не  верю — шестидесятый  выпуск.
Предыдущий  выпуск,  я  посвятил  японским  садам.  И  понял,  что  я  не  смог  всего  рассказать  об  удивительных  садах  Японии.  Это  сейчас,  имея  компьютер,  набрал  поиск   и  тебе  доступна  интересую­щая  информация.
В  моей  молодости  были  только  книги  и  библиотеки.  И  то  и  другое  не  было  столь  всеобъемлющим,  как  интернет.

А  так  как,  я  вырос  в  субтропиках  и  меня  всегда  привлека­ла  окружающая  природа,  конечно  же  был  влюблён  в  растительный  мир.
Батумский  Ботанический  Сад  укрепил  мою  любовь  к  Флоре.   Сам  Ботанический  сад  был  разбит  на  отделы  и  один  из  них  был  японский.  И  знаете,  уже  тогда  мальчуганом,  я  его  боготворил  за  та­инственность  и  непохожесть  с  другими  отделами.  С  годами  эта  лю­бовь  укреплялась,  и  мне  хочется  передать  вам  необычайную  красо­ту  японских  садов.

Япония  маленькая  островная  страна,  безусловно  своим  окружающим  ландшафтом  и  в  купе  религией  Дзен - это  оставило  тот  от­печаток,  которых  японцев  так  выделяет.  Созерцание  возведённое  в  ранг  догмата,  создало  невероятную  культуру  «садостроительства»

Уже  в  начале  двенадцатого  века,  была  сформирована  фи­лософская  концепция  садов.   Были  развиты  несколько  направлений;  таких  как  Цукияма  - это  большие  сады  с  холмистым  рельефом  не­пременным  водоёмом  с  обязательным  скальным  островком  символи­зирующий  свободу  духовного  начала  и  совершенства  внутреннего  мира  человека.

Чуть  ли  не  обожествляя  природную  красоту  скал,  валунов  и  т.  д.
Да-да,  это  для  нас  камни  и  есть  камни,  но  не  для  япон­цев.  В  отличие  от  Европейской  школы,  которая  устраивая  альпи­нарии,  камни  кладёт  плашмя,  японцы  рваные  крупные  монолиты  ставит  на  попа.  Изысканность  камня  может  быть  чуть  поправлена  человеческой  рукой.  Тут  главное  форма,  цвет,  структура.

Вспомните  всему  Миру  известные  сады  Камней.  О, это  це­лое  искусство,  тут  столько  символики.  Несколько  камней  разновели­ких  среди  белоснежной  мелкой  гальки,  разровненной  граблями,  не­ким  волнистым  рисунком,  это  ни  что  иное,  как  Океанская  гладь,  а  камни - Острова.  Вот  так  и  не  иначе. 

Но  это  так  называемые  сухие  сады,  здесь  нет  воды.  Такие  плоские  сады  относятся  к  типу  Хиранива.  Эти  сады  поменьше.
Здесь, как  бы  миниатюризация  окружающей  Природы.  Но  просто­та  обманчива,  такие  сады  делаются  десятилетиями,  несколькими  по­колениями  садовников.  И,  что  удивительно,  новые  садовники  не  переделывают  под  себя,  а  бережно  разрабатывают  концепцию  своих  предшественников. 
Если  в  больших  садах  есть  перспектива,  то  в  малых  садах  она  достигается  цветом,  фактурой,  дорожками  проложенными  в  никуда.  Которые  визуально  удлиняют  сад.

С  развитием  чаепития,  это  уже  пятнадцатый  век,  появились  крохотные  сады -  типа  Тянива.  В  основе  Сада,  Чайный  домик,  он  скрыт  растениями  и  дорожка  ведущая  к  домику  не  обсажена  ярки­ми  цветами,  тут  доминирует  форма  и  цвет  листвы,  стрижка.  Всё  направлено  на  ощущение  уединённости.  Чайная  церемония,  это  не  наши  сабантуи.  Тишина,  медитация,  созерцание  этого  уголка  и  со­зерцание своего  мира.  Как  высшая  стадия  ощущения  этого  ланд­шафта  и  самой  чайной  церемонии  -  безусловная  просветлённость.
Вот  такие  они  японцы.

Есть  удивительное  направление  сада  связанное  с  развити­ем  городов,  со  странным  названием — Цубо.  Всего  навсего -   такая  вот  мера  площади , чуть  более  трёх  с  половиной  квадратных  метров.  Тут  мо­жет  быть  участок  между  стенами,  иногда  в  самом  помещении.  В  создании  участвуют  свои  каноны,  минимум  растений,  но  их  компоновка,  фактура,  свет,   создают  поразительную  строгую,  но  такую  живую   выверенную  кра­соту.
Японцы  не  любят  геометрии  в  ландшафте,  их  от  это  коро­бит.  Геометрия  только  в  постройках,  но  ею  как  раз  и  подчёркивает­ся  красота  нелинейной  окружающей  природы.

Мальцом,  я  не  понимал,  как  можно  часами  смотреть  на  цветущую  сакуру,  искривлённое  дерево  или  необычную  скалу. 
Но  однажды,  в  дождливый  батумский  день  проходил  возле  дома  увитого  глицинией  и  она  только  зацвела.  Не  знаю  почему,  но  меня  так  поразило,  я  сидел  на  тротуаре  под  дождем  и  не  мог  ото­рвать  глаз  от  невероятного  совершенства  цветущей  глицинии.  С  того  дня,  я  на  окружающий  мир  смотрел  другими  глазами.

На  фото  слева  вверху,  пример  сада  Цукияма.  Стриженые  кусты  мелколиственного  рододендрона  с  огромными  скальными    камнями  на  фоне  уходящих  к  небу  разлапистых  деревьев.  Посмот­рите,  какая  вроде  скупость  в  разнообразии,  но  за  счёт  формы,  цве­та  листвы,  какая  торжественность,  тончайший  изыск.

Рядом  фотография  сада  типа — хиранива.  Тут  главная  до­минанта,  красный  клён,  но  глядите,  он  не  выпирает,  не  подавляет  весь  вид,  на  его  фоне  невысокая  со  светлой  хвоей  сосна  она  как-бы   смягчает  и  прикрывает  низ,  а  под  сосной,  островок  с  камнями,  стриженными  кустами  и  мхами  в  обрамлении  чистейшей  мелкой  белой  гальки.  И  вот  тут,  линейность  постройки  только  подчёркивает  изысканную  красоту  сада. 
Блеск! 

Это  не  голландские  тюльпаны,  тут  философия  духа,  а  не  кричащие аляповатые  пятна.
Внизу  справа,  сад  Цубо.  Малые  формы,  но  как  пронзитель­но. 
Япония  не  создала  живописи  равной  Леонардо  с  Микелан­джело   или  Веласкеса,  но  Япония  создала  художественные  полотна  Природы,  равные  по  силе  этим  художникам.

Ну  и  последняя  фотография  с  мостиком  в  тумане.  Перед  вами  высший  пилотаж  настроения,  медитации,  проникновения  в  свою  душу.  Тут  всё  сбалансировано,  ничего  лишнего  и  туман  со­здаёт ауру  таинственности,  покоя,  уединения.  Вот  она  цель  этого  уголка,  отозваться  неистовым  морем  чувств  покоя.  Подумаете,  как  так, неистовость  и  покой.  Но  такова  сила  этой  задумки.

Не  знаю,  смог  ли  я  донести  свою  любовь,  но  мне  очень  хотелось  передать  её  вам.
И  хочу  вам  всем  пожелать  словами  Заратуштры -

Благие  мысли,
Благие  слова,
Благие  дела!

9  июля  2016