Отчего ИМ удалось лишь только по ДВА супер-фильма

Станов Алексей
Эти неоднозначные режиссеры…

«Чтобы снять приличный фильм нужно иметь только
три вещи: сценарий, …сценарий, и…ещё раз сценарий»
Альфред Хичкок.

       Нет, молодёжь, ни черта вы в кино не понимаете. Смотрите ЭТУ сериальную хе..ю, и думаете, ну, до чего же классно выстроен бесконечный сюжет. И с 15-й серии, даже начинаете сочувствовать этим наигрывающим лакричным героям…. Или в кинотеатрах 3-D, любуетесь, как  залётные монстры обижают землян, но затем инопланетных ублюдков, каким-то нереальным способом побеждают симпатичные, чаще белые, герои…. А меж тем, если взять проклятое советское прошлое, то вот именно тогда ребята могли снимать настоящее кино. Правда, феномен их творчества заключается в том, что шедевральными у них получались, обычно, только 2 фильма, из нескольких снятых. Чем объясняется (кроме пьянства) это, довольно странное, обидное обстоятельство… . А хрен его знает. Многие впали в странную фрустрацию после 1968 года. Вроде мелочь. Ну, впёрлись советские войска в Чехословакию…И чего тут такого. Но после этого Суслов и компания так закрутили гайки, что только «несчастный» Тарковский смог после своего пронзительного фильма 1966 года - «Андрея Рублёва», снять в 79 году ещё один выдающийся фильм – «Сталкер». Вот всё говорят – Советская власть не давала расцвета творчеству гениев. Они задыхались от этих коммунистических миазмов. Да!. Но вот затеял Андрей Арсенич в 73 году весьма спорное «Зеркало». Дали денег. Утвердили. А там, как вы по сюжету помните, в самом начале, стоит милая Маргарита Терехова на краю поля. Налетает ветер…. Так вот, начали снимать…Но тут один умник и говорит Андрюшке… «Знаешь, а если засеять поле пополам овсом и рожью, то при порыве ветра обратная сторона листов будет невероятно красиво серебриться…».. И что…? Думаете, сказали, типа, хватит хе…ёй заниматься!… Кино снимай, дядя! Время то идёт…! Нет! Засеяли и на следующий год(!)…. сняли красиво.
      Одним из самых талантливых и малоизвестных ныне режиссёров был зажигательный Владимир Бычков. В 1965 году он снял фильм-сказку «Город мастеров» (по книжке Тамары Габбе). Это кино входит в 50 лучших фильмов для детей за всю историю мирового кино. Изумительное обаяние всех героев… Потом снимал, но ничего заметного не получалось. Но в 71-м году на экраны вышла ярчайшая для того времени картина – «Достояние республики». Абсолютное попадание. Тандем замечательных актёров: Андрея Миронова и Олега Табакова сделали это кино практически культовым… А затем…всё… Проходные фильмы….
  Или, одна из немногих славных женщин-режисёров, талантливая Инесса Селезнёва. Два её фильма «Дневной поезд» с Тереховой и Гафтом, и «Всем, спасибо», где в главных ролях встретились -  Лена Соловей и Сергей Шакуров, являются истинным воплощением настоящего советского кино. Кино, которое, при всей своей камерности, заставляет сопереживать героям и смотреть, не пропуская ни минуты… Но, к великому сожалению, больше ничего примечательного Инесса Сергеевна не сняла…
     Интересные метаморфозы происходили с режиссерскими делами Михаила Казакова. На съёмочной площадке он вёл себя как безумный…. Но взяв невзрачную румынскую пьесу, в которой рассказывалось о жителях маленького городка, единственной радостью для которых было фланирования по местному вокзалу в ожидании проходящего поезда «Бухарест-Синая». И, вдруг, у него получился проникновенный милый фильм, смотреть который можно неоднократно. Ну, а потом вышли «Покровские ворота». Абсолютный шедевр, с дивной игрой великолепных актёров. Через 7 лет последовал Фридрих Дюрренматт с его «Визитом дамы»…. Веселье и лёгкость …ушли…
    Ещё одна барышня, Надежда Кошеверова. Сняв в 1954 году «Укротительницу тигров» с юной Людочкой Касаткиной и Павлом Кадочниковым, она 14 лет снимала просто приличное кино. Но в 68-м, роковом для советского общества году, выходит легендарная «Старая, старая сказка». Такого роскошного Даля никто никогда не видел. Невероятно озорной и обаятельный, вкупе с юной  прелестной Мариной Неёловой, он, казалось, не играл, а наслаждался…. А затем на экраны уныло выползла грустная «Тень» с этими же актёрами… И это было…всё…
    А незабвенный Михаил Швейцер. В 1965 году выходит его «пост-модернистская» лента «Время, вперёд». Он, кстати, очень хорошо, вплоть до её самоубийства, относился к Инне Гулая и в этом фильме пригласил актрису на одну из главных ролей. Потрясшая всех в фильме «Когда деревья были большими» Кулиджанова, она и здесь сыграла очень ярко и непосредственно. А через три года Швейцер замахнулся на сложнейшего «Золотого телёнка», выбрав на главную роль Сержа Юрского. Экранизация оказалась крайне удачной… Потом ЧССР-68 и…. позже Михаил уже не шедевралил…
     Вот и мудрый Георгий Натансон, сняв в 66-м «Старшую сестру» с Таней Дорониной, потом, пару лет спустя,  вновь воспользовался её невероятным обаянием и задействовал актрису в роли бортпроводницы в фильме «Ещё раз про любовь», поставленном по пьесе её тогдашнего мужа, Эдварда Радзинского. Абсолютная удача. По началу на роль физика планировался Владимир Высоцкий…., но его заменили на Александра Лазарева… И это была его лучшая в жизни роль….Недавно сняли ремейк. Если сравнивать его с той постановкой, то….
     Но бывали и гении, снявшие более трёх нереально ярких фильмов. Например, Леонид Гайдай. На мой вкус, гениальными можно назвать только три его фильма: «Приключения Шурика»; «Кавказская пленница» и самый, самый - «Бриллиантовая рука».
    Или Эльдар Рязанов. Этот дядечка, вообще воплощение наиболее удачливого режисёра. С десяток фильмов, ну, очень хороши. И даже среди них выделяются: «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев в России», конечно же, безумно любимая новогодним народом телевизионная «Ирония судьбы…», и, самый прелестный -  «О бедном гусаре замолвите слово» с бесподобным Леоновым и изумительным Басилашвили. Больше, с 80-го года, на мой взгляд, шедевров у него не было….
    Последним хочется упомянуть, невероятно плодовитого, но снявшего всего три выдающиеся картины, режиссера Виталия Мельникова. Первой появилась на свет «Начальник Чукотки» с молоденьким Мишей Кононовым и с нереальным Алексеем Грибовым. Для 66-го года кино было просто сногсшибательным. Затем в 1970 выходят «Семь невест ефрейтора Збруева» с талантливым Семёном Морозовым и целым сонмом блистательных советских актрис. А завершает мою трилогию лучших фильмов Виталия Вячеславовича, самый НЕРЕАЛЬНЫЙ советский фильм всех времён – «Старший сын» по пьесе Вампилова. Если кто не понимает, что это лучшая роль Евгения Леонова, то про кино с этим человеком не о чем спорить. А было это 40 лет назад. Потом случались и некие удачи, но….