А.Рыбников – «Коридор для слонов» (ЭКСМО, 2015)
Когда в магазине беру книгу с полки, обычно прочитываю одну-две страницы. Если «зацепило», покупаю.
Первые страницы мемуаров знаменитого композитора Алексея Рыбникова «Коридор для слонов» меня зацепили основательно. Вот, к примеру, несколько строчек из вводной части:
«…Разговор происходил в баре отеля в местечке Сигирия, одном из красивейших мест в самом центре острова Шри-Ланка. Отель расположен прямо посреди джунглей с потрясающим видом на горы. Я вырвался сюда, чтобы, наконец, дописать мои воспоминания, которые по джентльменскому соглашению с издательством должен был закончить ещё месяц назад…»
Согласитесь, интригующее начало.
Уже дома, читая книгу, сразу поверил, что Алексей Львович написал её сам, что делает ему честь. А ведь, наверняка, был соблазн нанять какого-то «умельца» и надиктовать ему в диктофон холодным зимнем вечером, пропустив перед этим пару рюмок «Бифитера» … ( шучу ).
Поверил в авторство не потому, что обнаружил недостатки, а потому, что стиль книги явно авторский. Его отличительная черта – стремительность и напор с массой интересных диалогов. А потому книга увлекает и читается легко. Ценное и редкое качество.
Из своей богатой событиями биографии Рыбников выбрал отдельные яркие моменты. Они связаны с его детством, вхождением в мир музыки, судьбой оперы «ЮНОНА и АВОСЬ», (она уже 35 лет является визитной карточкой московского «Ленкома»), работой над «Литургией оглашенных», а также с первыми американскими гастролями собственного театра, созданию которого в книге уделено особое внимание.
Очень многое из того, что описано в книге оказалось близко лично мне – это и восторг от романов «Мастер и Маргарита», «Война и мир», от будоражащей воображение «Розы мира» Д. Андреева, некоторые моменты быта второй половины двадцатого века и особенно вступительные экзамены в музыкальную школу (у меня это было один в один как у автора книги! ) А детективные сюжеты из лихих 90-х с их «подставами», «разводами» и прохиндеями!?
Вызывает понимание и симпатию стремление Рыбникова, описывая свою удивительную биографию, уйти от случайностей, находить закономерности во всех событиях - радостных и не очень. Много религиозных мотивов. Они к месту и вполне органично вплетены в канву повествования, порой напоминающего знаменитый роман М.Булгакова.
Чего мне не хватило при чтении? Наверное, бОльших впечатлений о конкретных людях. Не хватило истории создания «Хоакина Мурьеты», «Буратино», «Красной шапочки», многих кинофильмов. Иногда не хватало юмора и иронии в порой грустном повествовании.
Естественно, больше хотелось бы узнать о взаимоотношении автора с режиссёром-постановщиком «Юноны» Марком Захаровым, о женщинах, окружавших мэтра в разные периоды жизни. Эти важные и любопытные для читателя эпизоды своей жизни в искусстве Алексей Львович почему-то решил почти не освещать. А жаль!
«Коридор для слонов» – это первый серьёзный опыт знаменитого музыканта в литературном творчестве. Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Книга лауреата многих музыкальных премий, автора культовых мелодий А.Л.Рыбникова это лишний раз подтверждает.
http://www.youtube.com/watch?v=WXsptdINflM
июль 2016