О книге А. Рыбникова - Коридор для слонов -

Сергей Горцев
А.Рыбников – «Коридор для слонов» (ЭКСМО, 2015)



           Когда в магазине беру книгу с полки, обычно прочитываю одну-две страницы. Если «зацепило», покупаю.
Первые страницы мемуаров знаменитого композитора Алексея Рыбникова «Коридор для слонов» меня зацепили основательно. Вот, к примеру, несколько строчек  из  вводной части:
 «…Разговор происходил в баре отеля в местечке Сигирия, одном из красивейших мест в самом центре острова Шри-Ланка. Отель расположен прямо посреди джунглей с потрясающим видом на горы. Я вырвался сюда, чтобы, наконец, дописать мои воспоминания, которые по джентльменскому соглашению с издательством должен был закончить ещё месяц назад…»
  Согласитесь, интригующее начало.

     Уже дома, читая книгу, сразу поверил, что Алексей Львович написал её сам, что делает ему честь. А ведь, наверняка,  был  соблазн нанять какого-то «умельца» и надиктовать ему в диктофон холодным зимнем вечером, пропустив перед этим пару рюмок «Бифитера» … ( шучу ).
 Поверил в авторство не потому, что обнаружил недостатки, а потому, что стиль книги явно авторский. Его отличительная черта – стремительность и напор с массой интересных диалогов. А потому книга увлекает и читается легко. Ценное и редкое качество.
         Из своей  богатой событиями биографии Рыбников выбрал отдельные яркие моменты. Они связаны с его детством, вхождением в мир музыки, судьбой оперы «ЮНОНА и АВОСЬ», (она  уже 35 лет является визитной карточкой московского «Ленкома»), работой над «Литургией оглашенных», а также с первыми американскими гастролями собственного театра, созданию которого в книге уделено особое внимание.
Очень многое из того, что описано в книге оказалось близко лично мне – это и восторг от романов «Мастер и Маргарита», «Война и мир», от будоражащей воображение «Розы мира» Д. Андреева, некоторые моменты быта второй половины двадцатого века и особенно вступительные экзамены в музыкальную школу (у меня это было один в один как у автора книги! )  А детективные сюжеты из лихих 90-х с их «подставами», «разводами» и прохиндеями!?
Вызывает понимание и симпатию стремление Рыбникова, описывая свою удивительную биографию,  уйти от случайностей, находить закономерности во всех событиях - радостных и не очень. Много религиозных мотивов. Они к месту и вполне органично вплетены в канву повествования, порой напоминающего  знаменитый роман М.Булгакова.
         
      Чего мне не хватило при чтении? Наверное, бОльших  впечатлений о конкретных людях. Не хватило истории создания «Хоакина Мурьеты», «Буратино», «Красной шапочки», многих кинофильмов.  Иногда не хватало юмора и иронии в порой  грустном повествовании.
         Естественно, больше хотелось бы узнать о взаимоотношении автора с режиссёром-постановщиком «Юноны» Марком Захаровым, о женщинах, окружавших мэтра в разные периоды жизни.  Эти важные и любопытные для читателя эпизоды  своей жизни в искусстве  Алексей Львович почему-то решил почти  не освещать. А  жаль!
   
     «Коридор для слонов» – это первый серьёзный опыт знаменитого музыканта в литературном творчестве. Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Книга лауреата многих музыкальных премий, автора культовых мелодий  А.Л.Рыбникова это лишний раз подтверждает.



 http://www.youtube.com/watch?v=WXsptdINflM


июль 2016