Без героя

Ан Леере
     Герой – это человек совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности, иными словами тот, кто привлек к себе внимание, или тот, кто вызывает у нас восхищение, удивление и желание подражать его поступкам. О выдающихся современниках мы чаще всего говорим, что они воплощают в себе черты эпохи, забот текущего дня, среды и нашего будущего. Наверно, такой герой и должен был бы быть на экранах наших телевизоров, на страницах литературных произведений. Наверно.
     В наше время герой чаще всего это «как бы герой», это некий безликий тип, перетекающий из одной телепрограммы или телефильма в другой. При этом его поступки, действия, чувства и переживания можно спрогнозировать, предсказать, предупредить. Мы уже давно разучились сопереживать тому, что происходит на экране, или точнее, нас отучили это в себе активизировать, показывая в прямом эфире то, что якобы актуально, например, то, как ельциновские защитники расстреливают Белый дом. При этом все показывается не отечественными компаниями, а заграничными. Современное телевидение добилось одного – отучило нас сопереживать тому, что происходит по другую сторону экрана. Мы уже давно не сопереживаем происходящему на экране потому, что телевидение для нас стало средством, отвлекающим от реальных проблем. Украдкой поглядывая на экран телевизора мы, так сказать, «отдыхаем» и «расслабляемся». Так, что «как бы герои» телевидения нами воспринимаются как случайные прохожие на улице. Телевидение сегодня – это средство настройки эмоционального баланса, то, что происходит на экране, зачастую тем, кто смотрит телевизор меньше всего интересно. Просмотр программы можно сравнить с сеансом расслабления, когда человек сидит у окна и наблюдает за происходящим на улице. Он видит прохожих на улице, видит то, как они двигаются, но по сути все это действие его не трогает. На следующий день, человек вряд ли вспомнит, что он вчера видел по телевизору. Известно, что нас трогают яркие события, которые оставили яркий, эмоциональный след в нашей душе. Современное телевидение и литература давно уже ориентированы на «как бы героя», на главное действующее лицо, которое не имеет аутентичности, ни жизненной реальности. Такой «как бы герой» далек от реальной жизни зрителя или читателя. Так же далеко от реальной жизни все то, что происходит за окном у человека, наблюдающего за улицей, хотя все это реально и совсем рядом. Единение зрителя и читателя с таким «как бы героем» ТВ или литературного произведения в том, что они совершенно не нужны друг другу, хотя существуют друг для друга. Зритель смотрит ТВ чтобы убить время, читатель читает роман чтобы отвлечься от проблем реальной жизни. Телегерой и литературный герой не тревожат сознание своего потребителя, они его загрязняют своей ненужностью. Их задача и состоит в том, чтобы не тревожа зрителя или читателя, отвлечь его от реальной жизни, успокоить его душу, не побуждая ее на какие-то действия. Происходит этакое, как бы взаимопроникновение телегероя в душу зрителя, а зрителя в душу телегероя.  Даже самые лучшие современные телефильмы не настолько хороши, чтобы посмотрев их, зритель захотел хоть чем-то подражать главному герою. Самое большое, на что можно рассчитывать, это то, что зритель повторит, какую-то фразу, произнесенную его героем, но не более.
Сегодня телевидение, кино и литература переживают кризис, из них ушел «герой, как пример для подражания», ему на смену пришел «как бы герой». Герои советских фильмов жизнь, которых на экране побуждала зрителей к положительным, примерным поступкам, ушли в небытие. Но, что интересно, по мнению многих кинокритиков Штирлиц-Тихонов и сегодня остается «секс-символом» на современном телеэкране. Очевидно, все «как бы герои» не дотягивают то героя Тихонова. И проблема наверно в том, что в образ героя Тихонова заложены какие-то, не сразу осязаемые и понимаемые черты личности, которые невозможно даже представить в образе современного кино-теле героя. Современный герой не имеет и не несет в себе те ценности, которые мы не разделяем и воспринимаем, как и все жители страны независимо от национальности, пола и возраста.Эти ценности списаны с других, чуждых нам образов.
        Видимо мало быть симпатичным, мужественным и умным, для героя, а не «как бы героя», нужны еще какие-то ценности, внутренний стержень, который позволяет герою оправдывать свое звание, и цель, которая понятна и близка всем, кто рядом с ним. И наверно, мало знать свое дело, быть классным специалистом, мало быть достойным человеком. От героя зритель ждет чего, что чего нет у него, это такие достойные качества, которые приподнимают образ героя над окружением и делают его достойным звания герой.
        Страна не имеет будущего, если у нее нет ясной стратегии развития, если она никак не может определиться, куда идет. Достойная цель не вырабатывается философами в кабинетах контор, достойная цель это то, что уже бродит как идея в головах простых людей. Я вспоминаю, как наши оппозиционеры смеялись над тем, что для большинства белорусов главное в жизни – «это, чтобы не было войны». Суть политики, которая устраивала простого человека, была заложена в эти простые слова, более сжато и емко трудно сформулировать, что-то, что соответствовало бы желанию большинства.
        Герой приходит в народ тогда, когда страна нацелена на что-то позитивно масштабное, что представляет собой глобальную задачу, решение которой затянется не на один год. Именно такая, «долгоиграющая» задача вызывает необходимость появления в народе героя. Это происходит потому, что настоящая по масштабу задача привносит в жизнь простого человека ощущение того, что он важен в этой жизни, ощущение того, что его жизнь настоящая. И человек, отождествляя себя с народной массой задействованной государством в решении глобальной задачи, начинает ощущать себя героем или хотя бы причастным к чему-то действительно героическому, что реализуется народом, как героем большого действа. Все же сегодня происходящее у нас представляется большинству людей не ярким, блеклым, обыденным. Современное телевидение не заинтересовано в создании героев, это объясняется тем, что оно направлено на выкачивание денег у зрителя, а не на то, чтобы дать этому самому зрителю что-то, что завтра даст деньги самому телевидению. Иначе говоря, телевидение перестало быть инвестором, вкладывающим деньги в завтра. Оно само стало потребителем, озабоченным выбиванием денег у зрителя сегодня и сейчас.