Мой наставник А. С. Пушкин

Анастаси Толмачёва
Наконец-то исполнилась моя заветная мечта. Я побывала в родовом имении великого русского поэта, А.С. Пушкина. Не могу передать словами , что ощущала в те минуты, когда ходила по узким дорожкам усадьбы, любовалась вековыми дубами и липами, рассматривала обстановку  комнат барского дома. Все мои эмоции и впечатления выплеснулись на бумагу, превратились в яркие и немного несвязные стихи. Конечно, в них есть огрехи, но перекраивать тексты не намерена, ибо из них уйдёт жизнь и душа. В то время как я шла по дорожкам усадьбы и куда бы ни поворачивала голову, в моём сознании моментально выплывали строки великого поэта. Я читала их про себя наизусть. Какие же это были строчки?  В первую очередь, описание природы в «Евгении Онегине», отрывки из стихотворения « Осень», « Зимний вечер» и многие другие. Этот день, проведённый в двух чудесных усадьбах, помог мне переосмыслить творчество А.С. Пушкина, тайну его гения. И в своей миниатюре мне хотелось бы поделиться тем, как по мере моего взросления менялось восприятие произведений этого автора.
  Творчество А.С. Пушкина я открыла для себя в раннем детстве, как только научилась читать. И моё знакомство с поэтом началось с любимых всеми сказок. Мне очень нравилось забраться в укромный уголок, на кровать родителей, взять  в руки книгу, начать вслух читать  и погружаться в мир волшебства и чудес.
Затем в начальной школе познакомилась с некоторыми стихотворениями и отрывками из более крупных произведений, таких как «зимний вечер», « Зимнее утро»,  « Унылая пора, очей очарованье…», « Уж небо осенью дышало…». Конечно, в возрасте семь-восемь лет трудно понять тематику большинства лирических произведений. Но уже тогда, будучи совсем маленьким ребёнком, я была очарована музыкальностью, яркостью,  меткостью каждой строки, изящным лаконичным слогом каждого стихотворного текста.
  С пятого по девятый класс, в период взросления, когда чтение классической литературы было мукой, выводило мою душу из состояния равновесия, только пушкинские произведения зажигали в моей душу искру радости. В то время познакомилась с произведениями более крупных жанров – с поэмами, с прозой, написанной точным кратким языком. В четвёртом – пятом классе узнала о существовании « Евгения Онегина». Сердце подсказывало, что именно роман в стихах, привьёт мне любовь к настоящей литературе, изменит мировоззрение, жизненную позицию, а потому просила у родителей  разрешения прочитать хотя бы одну главу. Но мне не позволили, мол, я слишком мала и только рассказали сюжет.  Такой ответ меня несказанно расстроил. Зато сейчас, оглядываясь назад, я прихожу к выводу, что их слова были верны.  В силу своего незрелого ума, понять смысл  и проблематику произведения было бы нелегко. Ведь в те,  юные годы воспринимала литературу довольно поверхностно. Мои знания ограничивалась рассказами школьных учителей и страницами учебника. А преподносили нам Пушкина, как икону, божество, совершенно игнорируя его личную жизнь, радости, горести, тяготы и невзгоды, минутные увлечения, общение с друзьями, заботу о семье.
К девятому классу мой ум начал прозревать, я запоем прочитала «Евгения Онегина». Нет, не забуду, как читала на уроке письмо Татьяны, мои одноклассники были потрясены, как тонко я прочувствовала внутренний мир героини и громко зааплодировали.  Вся жизнь Татьяны, действительно, точно протекла перед моими глазами, я впервые в своей жизни плакала во время чтения книги. Этот произошедший случай  натолкнул меня на мысль, что пора серьёзно заняться изучением творчества А.С. Пушкина.  Мои первые исследования дали свои плоды. Я открыла для себя новые произведения, о существовании которых даже не предполагала, познакомилась с публицистикой. Какая же  глубина и кладезь знаний находится в этих статьях.  Читая их, я училась правилам стихосложения, как составить план и композицию произведения, оформить черновые наброски. Чем больше я читала научной литературы, писем поэта и статей, тем больше он открывался мне с другой стороны, как личность, человек своей эпохи. В итоге за шесть лет изучения жизни и творчества этого автора( три года в старших классах и три в университете) он стал для меня не просто любимым поэтом, а верным наставником и близким другом. В его произведениях я всегда нахожу ответы на волнующие меня вопросы, решения трудных проблем. А многие тексты помогают лучшее понять историю нашей страны в разное время. А побывав в Михайловском, увидев своими глазами всё это великолепие, я начала понимать, как рождались эти чудесные строки, где поэт находил источник вдохновения. Я не удержалась и даже прочитала вслух несколько стихотворений, но в родных краях они зазвучали совершенно иначе, по-новому, они зазвучали всеми красками жизни, обрели силу и мощь
12 июля 2016г.