Библейские доказательства Божественности Иисуса

Григорий Попов
+ ВВЕДЕНИЕ

Вопрос, заданный Петру Иисусом Христом «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф.16:13) [1], остаётся актуальным и в наши дни. Интересно заметить, что сам Иисус, в конце своего обращения, называет себя «Сыном Человеческим». Казалось бы, Иисус Христос даёт подсказку своему ученику. Но если всё так просто, то зачем Иисус вообще затрагивает эту тему?
В данной работе нам предстоит выяснить: был ли Иисус Христос только Человеком, или же Он был также Богом. Нам предстоит провести подробный анализ библейских текстов касательно Божественности Христа. Вполне понятно, что у противников утверждения о Божественности Христа есть свои контраргументы. Такие утверждения имеют место во мнениях, и они в какой-то мере правдивы. Никто не будет отрицать, что Иисус был и остаётся Человеком, Пророком, Учителем. Эти и многие другие эпитеты утверждали не только близкие друзья Иисуса Христа, но и Его враги. Но наша задача не только согласиться с этим утверждением, но пойти дальше. Нас интересует, Кем был Иисус на самом деле. Нам предстоит открыть самую главную суть Христа.
Вся Библия красной линией говорит о Мессии. Ветхий Завет имеет массу пророчеств о том, что Спаситель должен прийти, новый Завет рассказывает нам, как эти пророчества сбылись. Но не смотря на то, что Библия как единая книга, достаточно объёмна, в Ней читатель не находит описания Христа с позиции физиологии. Лишь в книге Исаии можно прочитать, что «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2)[1]. В этом нет ничего удивительного. Ведь многие люди, прежде всего, смотрят на внешние проявления субъекта. Но авторов Библии волнует не внешнее проявление Иисуса Христа, но именно внутреннее. Внешние дела, как и само учение Христа, в той или иной степени, открывают нам Спасителя в совершенно другом аспекте. Нам предстоит выяснить этот аспект.
Опираясь на утверждения Библии о природе Христа, возникает вопрос: на каком основании читатель может верить Книге-Книг? Это также важный вопрос. Если Библию, как многие говорят «написали люди», то возможно в Ней есть какие-то преувеличения. Человек не может быть объективен. Каждый человек ограничен в своих возможностях и суждениях, поскольку всего знать не может. А это в свою очередь, может поставить под удар утверждение о Божественности Христа. Этот вопрос также будет рассмотрен нами в данной работе.
Но почему для нас жизненно важно открыть Божественность Христа?
Ответ очень прост. Потому что от этого зависит наше дальнейшее пребывание в Царствии Небесном.
Что может быть важнее для человека, чем его будущее в вечности? Многие люди, живя здесь на земле, страхуют свою жизнь. В этом они видят если не безопасность от несчастного случая, то, во всяком случае, инструмент, который может помочь им при несчастном случае. Если это так, то насколько более важно получить такую Страховку в вечности. Это актуально по той причине, что каждый из нас соприкасался со грехом. И неважно, что и поэтому поводу есть разные мнения. Некоторые религиозные учения утверждают, что ребёнок рождается без греха, например ислам, но в процессе жизни человек начинает грешить, а значит, попадает под осуждение. Библия же говорит, что грех вошёл в каждого человека, через грехопадение Адама, а это значит, что каждый человек находится в опасном положении. Как бы то ни было, человек, будучи грешником, не может войти в Царство Бога. Ничто нечистое не может быть там, где есть Бог. За грех должна быть заплачена цена, чтобы все мы были чисты. И этой Ценой стал Иисус Христос.
Не познав Его истинную суть, человечество, как и просто человек, в отдельности, находится в опасном положении.

1. БИБЛИЯ +

+Прежде чем рассмотреть Библейские доказательства Божественности Иисуса Христа, рассмотрим несколько интересных фактов, которые непосредственно касаются Библии.
66 канонических книг Священного Писания писались самыми разными людьми: это были пастухи и цари, пророки и врачи, государственные деятели и простые люди. Они жили на разных континентах, но все они писали Историю. В этой истории, читатель может найти ответы о сотворении мира, человека; о грехопадении и спасении; о Боге и Его воле. Все отрасли науки могут использовать Библию для поисков ответов, но самая большая ценность этой книги в том, что Она раскрывает отношения Бога к человеку.
 Факт того, что между написанием первой книги, которая вошла в Библию и написанием последней её книги лежит промежуток времени приблизительно в 1600 – 1800 лет говорит о многом. Около 40 человек в содружестве с Богом (2Тим.3:16) писали нам историю Божьей любви. Главный герой этой Книги – Иисус Христос. Пророчество о Его воплощении можно прочитать уже в третьей главе Бытия (Быт.3:15), а Книга Откровения – это «Откровение Иисуса Христа» (Откр.1:1) [1]. Иисус Христос – это красная Нить, которая объединяет все книги Библии.
Библия сама себе не противоречит, не смотря на такой длительный срок написания, это возможно лишь по одной причине, у Неё один Автор – Бог.+
Если задать вопрос человеку о том, менял ли он в своей жизни решение, то мы, несомненно, услышим положительный ответ. Каждый из нас ошибался,  каждый из нас был в заблуждениях, но этого нельзя сказать о Боге. В книгах Ветхого Завета можно найти более 300 пророчеств об Иисусе Христе и Бог не менял своего решения. Уже эти факты говорят о том, что Библия – необычная Книга, которая достойна уважения и исследования.
В книгах Нового Завета, читатель может узнать, как эти пророчества сбылись. Вероятность такого совпадения равна практически бесконечному числу. Например, предсказать за 760 лет, что родится такой-то человек, проживёт такую-то жизнь и умрёт такой-то смертью, равна вероятности того, что будет найдена помеченная монета, которая лежит среди других монет, покрывающих всю Украину по колено. А таких пророчеств около 300!
Если взять книгу Исаии, то историки  её называют «Евангелием Ветхого завета». У них складывалось впечатление, что она была написана уже после земных лет Иисуса Христа, поскольку эта книга открывает будущего Миссию в определённых подробностях. Многие исследователи считали, что дата написания книги Исаии была изменена на поздний срок, чтобы фальсифицировать Библию. Но на самом деле, она действительно была написана во время жизни пророка Исаии, который жил приблизительно за 760 лет до рождества Христова. Копии книги пророка Исаия были найдены в пещерах Кумрана (рукописи Мёртвого Моря) с датировкой 120 лет до рождения Спасителя.
Исаия пророчествовал, что Спаситель придет как младенец мужского пола и будет одновременно Богом и человеком: «Ибо младенец родился нам  Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6) [1]. Искупитель взойдет на престол Давида и утвердит вечное владычество мира (Ис.9:7).
Особенно хорошо открывает нам Благую Весть 53 глава книги пророка Исаия:  «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». (Ис.53:3–9) [1].
Другие пророки Библии также неоднократно говорят об Иисусе Христе. Например, пророк Михей пишет о том, что местом рождения Спасителя будет Вифлеем (см. Мих. 5:2). «Близкий друг предаст Его (Пс.40:10) за тридцать серебренников (Зах. 11:12). Во время суда Он будет избит и оплеван (Ис.50:6). Казнившие Его будут бросать жребий о Его одежде (Пс.21:19). Ни одна из Его костей не сокрушится (Пс.33:21), но бок Его будет пронзен (Зах.12:10). Страдая, Он не будет сопротивляться. В пророчестве сказано: «Как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7) [1]» [6].
Но, не смотря на все эти предсказания, Библия также говорит, что Иисус Христос испытает отвержение, и это тоже было пророческим словом. Для людей Он будет как «росток из сухой земли». «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… мы ни во что ставили Его» (Ис.53:2–4) [1].
Задача данной работы, ссылаясь на Библию - прояснить истинный свет на то, кем же на самом деле был и есть Иисус Христос.+

2. БОГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

2.1 Свойства Бога.
Аспект Бога и Его исключительные качества, ясно показывают всем живым существам, что только Он может их иметь. Бог обладает некоторыми, присущими лишь Ему свойствами, которые не даны сотворенным существам и характеризуют Его Божественное естество. Никто не может утверждать в здравом уме, что он создал Бога. Бог не созданное чьими-то руками Существо, Бог обладает не заимствованной ни от кого жизнью, ибо Он имеет «жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26) [1]. Буддисты могут утверждать, что они боги и что само это значение находится в их разуме, как и весь остальной мир. Но, тем не менее, их физические тела, зависят от тленности бытия. И как бы они не старались, но ни Гаутама, и никакой другой буддист, не создал такой же реальный мир, как этот. Они не являются источником жизни. Лишь Иисус мог сказать, что Он – Путь, Истина и Жизнь (Ин.14:6). Кто приходит ко Христу, тот верою будучи распят с Ним, умирает для греха и получает дар вечной жизни, поэтому апостол Павел сказал, что не все мы умрём, но все изменимся (1Кор.15:51).
На Божье решение никто не может повлиять силой, потому что Он – источник силы, Он не зависим в Своей воле (Еф.1:5). Единственное, что может повлиять на Его решение, это наше смирение, молитва и пост. Ни один человек, ни одно духовное существо не может заставить Бога, что-либо сделать в противовес Его воли и власти (Пс.113:11). Бог всесилен, всемогущ, и, так как для Него нет ничего невозможного, можно сказать уверенно, что Он осуществляет и осуществит все Свои решения (Мф.19:26; Откр. 19:6).
Никто не может пройти мимо Его взора и скрыть от Него какую-либо тайну. Бог знает все секреты нашей души, как бы они не были сильно спрятаны. Он всеведущ, знает все (Пс.138:1-18; 1Ин. 3:20) и, будучи Первой и Последней буквой греческого алфавита (Откр.1:8), Он знает, что будет от начала создания (Ис.46:9–11).
Бог вездесущ (Пс.138:7–12; Евр.4:13). Он находится одновременно в каждой точке пространства во Вселенной. Ни одно живое существо не может быть везде в одно и тоже время. Кришнаиты считают, что Кришна, имея 108 жён, присутствовал сразу в 108-и местах (в том месте, где были его жёны). Ни одна из его жён не была отделена от его внимания. Даже если это и так, то всё равно 108 – законченное число. Библейский Бог находится в отличие от индусского не в 108 местах, а повсюду. Он может предстать перед всеми людьми, где бы они не находились и нет разницы, сколько людей живёт на земле.
Бог вечен (Пс.89:3; Откр.1:8). Одно из Его исключительных качеств заключается в том, что Он существует вне времени. Бог Творец временного исчисления, поэтому Он не подвержен тлению. Однако, несмотря на это, Бог полностью присутствует в каждом моменте бытия.
На этот мир влияют физические и другие факторы. Творение подвержено определённым законам и от влияния этих законов, всё меняется, за исключением Бога. Он постоянен и неизменяем, потому что совершенен. Он говорит: «Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6) [1]. Эти свойства присущи только Богу.
Только Бог имеет жизнь в Самом Себе, все остальные существа нуждаются в источнике жизни. Он самодостаточен и независим. Его могущества и сила непревзойденно. Всё Его творение подвержено влиянию пространства, времени и энергии, но Он выше этого. Потому что только Бог имеет такие возможности.
Другими же Своими качествами Бог по Своей любви делится с нами. Любой человек в себе имеет любовь, благость, милость, терпение… Но даже и в этом, люди обязаны Богу, потому что все мы созданы по образу и подобию Его.
Существует ещё одна черта, которую не имеет никто, кроме Бога – это Святость и Праведность.  От Святости Бога, от этого ослепительного Света (1Ин.1:5), духовные существа Серафимы, вынуждены крыльями закрывать свои лица и петь в восторге: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3) [1]. Вся праведность людей, без милости Божьей, как запачканная одежда (Ис.64:6). Только в Его Свете, христиане становятся светом миру (Мф.5:14).
В Боге нет никакой тьмы, Он праведен в Своём Слове.

2.2 Дела Бога.
В Библии практически не описывается внешность Бога. Вторая заповедь гласит, что бы человек «Не делал себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». (Исх.20:4)[1]. И авторы библейских текстов хорошо выполнили данное поручение. За то, в Священном Писании в достаточной степени уделяется большое внимание Его делам. Божьи дела отличают Его от любой другой личности тем, что некоторые Его действия никто и никогда не сможет повторить. Бог не только Царь  - царей, Господь – господствующих, но и Создатель всех, кто когда-либо что-то создавал.
Библия открывает Его нам, как Творца всей вселенной, включая Землю и всё то, что наполняет её (Быт.1:1; Пс.23:1,2). Вполне понятно, что как Создатель видимого и невидимого мира, Бог взял на Себя всю ответственность за людей, вследствие чего, Он никогда их не оставлял и не оставит. Даже тогда, когда грех вошёл в Адама, а через него в каждого из нас. Несмотря на то, что всё человечество было омрачено грехом, Бог всегда любил нас – Он источник любви и Его чувство к нам, не зависит от того, что думает или делает человек. Страницы Библии открывают нам, что Бог, будучи Вседержителем мира (Евр.1:3), стал нашим Искупителем и Спасителем (Втор.5:6; 2Кор.5:19). Его замысел, Его Слово, которое не возвращается к Нему четным (Ис.46:11), было в том, чтобы верующие в него были спасены. Он умер за всех людей и каждому Он предлагает спасение. Он прощает грехи (Исх.34:7) и уже от человека зависит, примет ли он это предложение или нет. Те, кто принимают спасение, славят Господа, потому что этим самым они признают одно из самых великих действий Господа – искупление за их личный грех. Второе, чудесное действие Бога, которым славят его «новые» дети – это Его жизнь в христианах, их перемены в характере, в их отношениях друг с другом и конечно же с Ним. Только Бог смог создать этот мир и быть ему Спасителем (Откр.14:6,7). Это два самых больших чуда, никто не сможет создать вселенную и спасти мир, что отвернулся от источника жизни, мудрости и любви.
Бог, создавая вселенную, определил и законы. И только Он смог преодолеть их, даже несмотря на то, что в какой-то степени, он Сам Себя подчинил им. За грех была заплачена жизнь, Своей смертью, Он победил смерть, потому что вся полнота жизни находится в Нём. Библия открывает нам Бога, как «Царя веков нетленного, невидимого, единого премудрого» (1 Тим. 1:17). Его дела подтверждают то, что нет другого Бога, кроме Него.


3. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА ХРИСТА

Существуют несколько аргументов против Божественности Христа. Эти возражения можно квалифицировать на несколько видов:
  - Христос был Человеком, имел плоть, а значит, не мог быть Богом
  - Он имел начало, а значит, не вечен. Бог же существует всегда
  - Христос был создан. Бог же не имеет создателя – Он Творец
  - Взаимоотношения с Отцом Небесным. Подразумевается рождение, подчинение Иисуса Богу – Отцу, молитвы направленные к Иегове. Эти доводы уменьшают значение Христа, как Бога и делают Его по статусу меньше Отца Небесного
  - Если Иисус Бог, как и Отец, то получается, что есть 2 Бога, или даже 3, включая Святого Духа, а это противоречит монотеизму
  - Докетизм
+ 1.) Человечность Иисуса Христа уменьшает Его значение, поставив Его на один уровень с основателями религиозных течений. Чтобы получить ответ на вопрос так ли это, нам следует рассмотреть некоторые стихи, утверждающие вышесказанные убеждения, в свете других стихов из Библии.
Многие исследователи Библии не могут назвать Иисуса Христа Богом по той причине, что в священном Писании Он назван «Человеком» (Ин.8:40); (1Тим.2:5). Они считают, что Иисус – это человек, достигший в своей праведности и святости Божественного уровня, что позволяло делать Ему многие чудеса. Так же есть мнение, что Иисус – это человек, на которого сошёл Дух Святой и от того, он стал Христом.
Совершенно верно, что Иисус Христос был Человеком. Но Он так же был и Богом. У Него была двойная природа: 100% человеческая и 100% Божья.
Нам известно, что в Книге Исаии есть пророчество: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14)[1]. Имя «Еммануил», означает «С нами Бог». Иисус, будучи человеком, переживал то же самое, что многие из нас. Он был искушаем, Он страдал и плакал, истекая кровью умер, как умирают люди. Но будучи Богом, не имея в Себе греха, а значит, не имея жала смерти, Он воскрес. Тем самым, как Человек, Иисус заплатил на кресте за всех людей; как Бог, Он победил смертью смерть и предложил всем верующим в Него Вечную Жизнь.
Противники Божественности Христа, ссылаются на книгу Чисел 23:19, где написано «Бог – не человек» [1] (Ос.11:9). Но при исследовании Священного Писания, следует рассматривать стих в объёме всей Библии. А это значит, что хотя Бог и не человек, но это Ему не мешает принять образ человека (Ис.7:14) или Ангела (Быт.22:11). Для Бога нет ничего невозможного. В послании к Евреям 10:5 написано: «тело уготовал Мне». Это значит, что Иисусу Христу было уготовано физическое тело для выполнения особой Миссии. Вполне понятно, что став человеком, Иисус имел плоть. И опять те, кто возрождает против того, что Иисус Христос – Бог, говорят: «ибо дух плоти и костей не имеет» Луки 24:39 [1]. На это возражение есть хороший стих в Библии, сказанный Иисусом Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» [1]. Иисус не только давал надежду Никодиму о том, что он, рождённый от плоти, может иметь жизнь в царствии Божьем, родившись от Святого Духа, но Он так же говорил и о Себе Самом. Иисус имел плоть от Марии, но Он был также рождён от Духа Святого и этот двойной факт ещё раз подчёркивал, что Его божественное тело не узнает тления.
+ 2.) Одна из характеристик Бога – это Его вечность. Бог создал время и Он не подвержен влиянию этой физической величины. Бог не имеет ни начала, ни конца, а значит, Он не может ни родиться, ни умереть.
В Евангелии можно прочитать рассказ о рождении Иисуса Христа, в частности прямо говорится о том, «что Она (Мария) имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18) [1]. Поэтому некоторые, ссылаясь на данный стих, говорят, что Иисус Христос имеет своё начало, поскольку Он был рождён, а значит Он не Бог. В более грубой интерпретации  противники Божественности Христа утверждают, что Святой Дух имел сексуальную связь с Марией. Существует также не Библейский взгляд на зачатие Христа, который утверждает, что Мария была зачата от изнасилования римским солдатом. Но этот факт родственникам и близким друзьям Марии, якобы преподнесли в другом свете, как будто Мария зачала от Духа Святого. Все эти мнения, конечно же, абсурдны.
В книге пророка Исаии 9:6 написано, что родившийся младенец, то есть Иисус Христос – «Бог крепкий» и «Отец вечности». Иисус Бог времени, Он управляет днями, часами, минутами, настоящим мгновением – Он «Отец вечности». Иисус управляет всем, включая время, иначе бы пророк не назвал Его «Богом крепким».
Крепость Иисуса Христа можно также рассмотреть в другом аспекте, что позволит нам в какой-то степени понять, для чего же понадобилось Богу воплотиться на Земле. Иисусу понадобилась вся Его «крепость» для того, чтобы вынести тяжесть наказания за беззакония всего человечества и как следствие принятия на Себя грех людей, испытать разлуку со Своим Небесным Отцом. Иисус сказал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46) [1]. Иисус пережил эту страшную разлуку, чтобы Его последователи, больше никогда её не испытывали. Иисус пережил это страшное состояние, чтобы христиане всегда были в радости от общения с Ним.
На кресте Иисус умер и это подчёркивает Его человечность, но в тоже самое время, Иисус, будучи Богом, проявил Свою силу и мудрость. Его мудрость была в том, что Он по Своему замыслу родился во плоти, чтобы смертью Своей лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить нас от страха смерти, выпустив нас на свободу (Евр.2:14-15). Поскольку люди имеют физическое тело и кровь, у них во время крещения в имя Иисуса Христа есть возможность образно умереть вместе с Ним по плоти. Но поскольку Иисус Христос воскрес, то и христиане воскресают вместе с Ним для вечной жизни. Умерло физическое тело Христа, но не Его Дух. Христос в момент своей смерти отдаёт свой дух Богу, к Нему был обращён его взор: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23:46) [1]. Но Отец воскресил Сына. Тело Иисуса Христа не увидела тления (Деян.2:27). Бог показал Свою силу, чтобы и люди, через веру в Иисуса Христа, были с Источником жизни.
Физическое рождение Иисуса – это не начало Его, как Бога, но Его начало, как Человека и этот Человек уже навсегда будет иметь физическое тело, поскольку он воскрес в физическом теле. Таким образом, в смертном теле, что мы имеем, через веру в Иисуса Христа, победил Бог.
Вечную божественность Иисуса Христа подчёркивали не только пророки Ветхого Завета, но и апостол Павел, когда писал: «Он есть прежде всего» (Кол. 1:17) [1].
3.) В Евангелии от Иоанна 3:16 Иисус назван «Сыном Единородным». Вот это словосочетание «Сын Единородный», подводит к размышлению многих людей о том, что Иисус был создан, а значит Он не Бог. Дело в том, что сын по возрасту не может быть равным отцу. Согласно этой логике, Иисус «младше» Отца Небесного и Он, как и всё творение – был создан. Но если внимательно читать Библию, то можно подчеркнуть два факта. Факт первый – всё творение было создано Иисусом Христом (Кол.1:15-17), а создать всё может только Бог. Иисус Христос в Библии назван «Единородным», то есть «рождённым», это факт второй. Между понятиями слов, «сделанный» и «рождённый», большая разница. Человек может сделать машину, но никогда не сможет родить её. Женщина может родить ребёнка, но никогда не сделает его своими руками. Сделанный ребёнок – это всего лишь кукла. Кукла может быть дорога нам, но она никогда не будет близка и ценна для нас, как рождённый ребёнок.
Библия говорит, что через Адама, одного человека, грех вошёл в мир, в каждого из нас (Рим.5:12). Это значит, что создавая Адама, Бог создал и нас, всё человечество было сосредоточено в семени этого первого человека. Таким образом, если провести аналогию, то называя Иисуса «рождённым Сыном», Бог говорит, что Он всегда был в Нём. Слово «Единородный» подчёркивает исключительность Иисуса Христа. В Библии, во многих местах упоминаются «сыны Божьи», но нигде не написано, что они – «единородны». Сынами могут быть и Ангелы, и народ Израиля, и христиане, но Единственность Христа – делает Его правопреемником – это особое положение Иисуса Христа по отношение к Отцу. Иисус – единственный Человек, который был рождён от Святого Духа, что делает Его земное воплощение не только единственным, но и родным Богу - Отцу. Наше «сыновство» к Богу, возможно только через Иисуса Христа. Иегова видит нас, через призму Своего Сына, поскольку никто не приходит к Богу, как только, через Иисуса Христа (Ин.14:6).
Что касается Божественной сути Христа, то в Библии написано: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17) [1]. Весь мир был создан Иисусом Христом, но утверждать, что Иисус так же созданное творение – большая ошибка.
Став, воплощённым Сыном, Иисус Христос дарит нам возможность также называться «сынами Божьими». Но Он не ограничен в Своих возможностях. Божественные свойства быть всегда и везде, так и осталась вместе с Ним. Иисус вездесущ, и Он провозгласил об этом, сказав: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Быть там, где собралось два или три христианина, возможно только Богу. Правда, что Бог – вездесущ.
+ 4.) Стоит отметить, что стих  «Христу глава – Бог» (1Кор.11:3) [1] говорит о структуре взаимоотношений между Отцом и Сыном, после Его воплощения и создания Церкви (Еф.5:23). В обоих стихах говорится о Христе, то есть о Миссии-Помазаннике, но в этих стихах не упоминается имя «Иисус». Это говорит о том, что Бог стал главою Христа после Его рождения на Земле, после того, как Иисус был унижен Своим воплощением.
В Иоанна 14:28 написано, как Иисус говорит: «Отец Мой более Меня». Противники Божественности Христа утверждают, что, таким образом, Иисус по своему значению меньше Иеговы, и Он всецело зависит от Него.
Но это утверждение можно применить лишь к земному воплощению Христа, а не к божественной Его сущности. Иисус – равен Небесному Отцу в глобальном значении, но по своему земному положению, Иисус добровольно подчинил Себя, чтобы показать нам пример подчинения и служения Богу.
Апостол Павел поясняет по этому поводу: «Он (Иисус Христос), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:6-7) [1].  Быть равным Богу – Отцу – это значит быть вечным. Но став подобно человеку, родившись от девы Марии, Иисус Христос уничижил себя. Но это Его действие открыло новую эру для людей – эру действия Духа Святого в христианах.
Иисус показал нам, как надо молиться: в духе и истине. Будучи Сыном, Иисус молится Своему Небесному Отцу – это ещё один аргумент против признания того, что Иисус Христос – Бог. Но на самом деле, Он учил нас Своим примером. Иисус был рождён Духом Святым и тот же Дух Святой прибывал на Нём. И этого Утешителя, Иисус оставил нам, чтобы Дух Святой напоминал христианам о делах Сына Божьего. В этом была часть замысла Творца. Дух Святой молится в нас.
Вполне понятно, что в своей земной роли, Иисус был послушен Иегове, называя Его «Отцом». Отец, оставаясь в Своей небесной обители, наделил Иисуса всей необходимой властью, несмотря на земное воплощение Сына. Иисус сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18) [1]. Эта власть была необходима Ему для спасения погибающего мира. Тем не менее, Иисус не полностью воспользовался духовной властью. Он мог призвать более двенадцати легионов Ангелов, чтобы избежать ареста, но не сделал этого (Мф.26:53). По замыслу Бога, Иисус должен был умереть, чтобы мы жили. Поэтому Иисус был послушен до смерти, сказав «да будет воля Твоя» (Мф.26:42) [1]. К сожалению, факт того, что Иисус получил власть от Отца, подводит некоторых к мысли, что Иисус зависел от Отца, а поэтому по своему статусу был меньше Его. Но это утверждение было правильным только для земной жизни Христа. После Своей смерти и воскресения, имя Иисуса было по праву вознесено выше всякого имени: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:9-11) [1]. Отец вряд ли бы превознёс имя Своего Сына, если бы Иисус не был бы Богом. Слава Отца была явлена в послушании Сына.
После Своей Миссии, Иисус Христос вознёсся к Отцу. Он сказал, что «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17) [1]. Каждый из нас имеет возможность вознестись к Богу, потому что Божественность и Человечность Иисуса Христа, Его жертва, убирает грань греха, отчего христиане могут называться «чадами Божьими» и имеют власть (Ин.1:12).
Посылая Иисуса на землю, Бог ни в коем случае не хотел уменьшить Его значения. Иисус сам, добровольно, согласился на подобную жертву (Ин.10:18).
Но то, что Иисус был унижен, говорит о Его положении, но не о Его Божественной сущности.
+ 5.) Христианство – монотеистическая религия. Но в этом утверждение есть проблема для некоторых религиозных течений. Проблема заключается в понимании объединения двух определений: «Христианство» и «Один Бог». Христиане – это последователи Христа, они считают Его своим Господом и Богом. Если это так, то получается, что у нас есть 2 Бога: Отец и Сын или даже 3, если считать, что Дух Святой так же Бог. Поэтому, многие религиозные течения называются христианскими, но таковыми, по сути, не являются с точки зрения «Афанасьевского Символа Веры», который гласит: «мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества. Ибо одна Ипостась Божества – Отец, другая – Сын, третья же – Дух Святой. Но Божество – Отец, Сын и Святой Дух – едино, слава одинакова, величие вечно. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой. Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным» [7].
Таким образом, ряд религиозных течений, не являются согласно Афанасьевскому Символу Веры «христианами», поскольку они говорят, что Иисус – их Господь, но не признают Его Богом. Между верующими, которые называют себя: «Православными», «Католиками», «Баптистами», «Пятидесятниками»… с одной стороны и «Свидетели Иеговы», «Мормонами»… с другой, большая пропасть. Их теологическое учение в корне отличаются друг от друга, если считать Иисуса – краеугольном Камнем. Эти группы по-разному относятся к духовному и физическому положению Христа. Свидетели Иеговы Иисуса не считают Богом, они считают, что Он «Сын Божий», но в отличии от ортодоксальных христиан, они утверждают, что Иисус меньше по своему значению Бога-Отца, поскольку Он был создан, как и Архангел Михаил. Мормоны же учат, что Иисус Христос часть Божьей Семьи, где главный - Иегова. В этой семье Люцифер – брат Иисусу. Вполне понятно, что подобные течения считают учение о триедином Боге – ересью, так как в Библии нигде нельзя найти само выражение «триединство». Само слово «три», как бы уводит нас от монотеизма и ведёт мышление людей к политеизму.
Политеизм – система мировоззрения, в которой существует множество богов. В этой системе боги могут воевать друг с другом, выходить замуж и жениться. Во многом, по мнению автора данной работы, эти боги были очеловечены, то есть их придумали люди и придали им человеческие качества.
Но совершенно по-другому выглядит теология христиан. В Библии нет слова «триединство», но оно подразумевается, когда речь идёт об Отце, Сыне и Святом Духе. Христиане не верят в многобожие, как может показаться некоторым, но они верят в Единого Бога. Отец, Сын и Святой Дух – это три различные личности, они не являются одним лицом, но они едины в своей сути.
Чтобы до конца понять единство Бога в трёх лицах для этого надо быть Богом. Апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?». Люди могут познать о Боге только то, что Он Сам откроет им. В остальном нам остаётся только догадываться.
И всё же Бог в своём Писании открывает нам тайну единства: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4) [1]. Отец, Сын и Святой Дух – это три разных лица и они являют собой не три бога, но Одного.
У Бога существуют разные имена, в их число входят такие имена, как Адонай и Элохим. Окончание «ай» и «им» в еврейском языке говорит о множественном числе. Если разобрать слово Элохим на составляющие, то получится Бог с окончанием множественного числа, смысл единства и множественного числа можно сравнить например со словом «единый народ» или «одна команда». Таким образом, три Личности едины по своей природе, хотя у них разные обязательства.  Имя «Адонай» евреи чаще всего произносили вместо произнесения непроизносимого имени (Иегова или Яхве) Бога в молитвах и во время публичного чтения Торы и книг пророков. Если разобрать и это Имя, то нам откроется Бог, так же во множественном числе: «Мой Господь», а точнее «Мои Господа». К подтверждению этой точки зрения говорит: «Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1) [1] (Мф.22:44; Мк.12:36).  Выражение «Сказал Господь Господу» показывает нам 2 личности: Отца и Сына. Как объясняет Сам Христос, этот стих Говорит о том, что Он старше Давида и больше него. Иисус спрашивает: «Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф.22:45) [1].
Их единство уникально. Библия говорит, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27) [1]. Другими словами, никто не знает до конца природу Иисуса Христа, кроме Отца. Но Их единство, единство Отца и Сына открывает Иисус Христос. Христос говорит: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30) [1]. Одно – это значит одна Божья природа, одни задачи, одно видение, одно целое. У христиан один Бог, а не два или три отдельных бога, у которых разные цели и задачи, иначе бы Иисус не сказал: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин.14:10) [1]. Этого единства Он ждёт и от нас (Ин.14:20), чтобы у нас был «один Господь, одна вера, одно крещение,  один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:5) [1].
Видимое разделение Отца и Сына – мнимое. После земного рождения Отец стал старшим среди равных. Иисус был унижен, приняв тело человека, а Святой Дух, остался в нас Утешителем, до второго пришествия Сына (Ин.16:7).
В Своей трансцендентальности Отец, Сын и Святой Дух – равны.
6) Существует ещё один аргумент против божественности Иисуса Христа – это Докетизм. «Докетизм – одно из старейших еретических христианских учений, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшее иллюзорность его существования. По-видимому, характерной чертой такого учения было использование глагола («казаться») и различных производных от него для описания «иллюзорности» человечества Иисуса Христа» [8]. В своём большем значении, докетизм выступает именно против Человеческой природы Христа, выдавая Его за некое духовное существо. Докетаисты не исповедовали «Иисуса Христа, пришедшего во плоти», что является опасной ересью осуждённой в Библии (2Ин.1:7).
Докетаисты утверждали, что Иисус был просто человек, на которого сошёл в свое время при крещении – Христос. Но на кресте, когда Иисус сказал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46) [1], по мнению докетаистов, Христос оставил человека Иисуса. Но тогда получается, что жертва Бога была несовершенной, поскольку совершенным может быть только Бог.
Следует отметить, что иллюзорность касается не только человеческой природы Иисуса Христа, но и Божественной, поскольку Иисус Христос тогда – всего лишь «идея» спасения Богом человечества. Невозможно говорить о Спасении людей, если бы в Иисусе Христе не было 2 абсолютных природы: Человеческой и Божественной. Если убрать хотя бы одну природу Иисуса Христа, то Он исчезнет в том понимании, как видит Его Отец, Христос стал бы «призрачным». Лишая Христа человечности, докетаисты так же отрицают жертвенность Христа, а значит, Христос теряет и Свою Божественность, она просто теряет смысл воплощения здесь на Земле. Если это так, то выходит, что Иегову можно назвать Отцом лжи, потому что Иисус в таком случае, не воскресал. Иллюзия – обман, выдаваемый за действительность. Назвать Бога иллюзионистом не позволили себе даже буддисты. Если они и говорят об иллюзии, так это о той иллюзии, которое создаёт порой их больное сознание. Иллюзия же индуизма – это материальный мир, который меняется, так что в полной мере, этот мир иллюзией назвать нельзя. 
Ересь докетаизма была осуждена на Никеевском соборе в 325 году.
Существует ещё одна ересь, которая утверждает, что Отец, Сын и Святой Дух – это одна личность. Те, кто проповедует данное утверждение, ссылаются на следующее место Писания: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19) [1]. Они утверждают, что слова «во имя» говорит о том, что у Отца, Сына и Святого Духа – одно имя, а значит – одно лицо. Так же они ссылаются на утверждение «Я и Отец – одно» (Ин.10:30) [1]. Но этот стих говорит о том, что Иисус и Его Небесный Отец имели одну общую цель – спасти людей. Что касается «личности», то Отец и Сын, каждый из них имел Свои чувства и волю (Мф.26:42).
Не смотря на то, что существует множество утверждений, которые ставят под сомнение Божественную природу Иисуса Христа, они при тщательном исследовании, не подтверждаются. Иисус Христос – истинный Бог.
Аргументы, что приводят противники Божественности Христа, были взяты ими из Библии без учёта общего смысла Священного Писания. Эти аргументы, на самом деле, никак не унижают истинную Божью природу Христа, но открывают нам Его другие грани, без которых, нам тяжело было бы узнать всю личность Иисуса Христа.


4. ИИСУС ХРИСТОС – ГОСПОДЬ И БОГ
В настоящей главе рассмотрим прямые утверждения о Божественности нашего Спасителя.

+ 4.1 Имя.
Само имя нашего Господа говорит нам, что Он - Бог. Иисус, а точнее по-еврейски Йехошу;а  – означает «Бог спасает», поскольку это имя состоит из 2 корней: Бог и спасение. А Христос (или по-другому "Мессия") – слово, означающее "Царь" или "Помазанник". Человечество нуждалось в Нём. На Землю пришёл Царь – Бог, чтобы окончательно освободить людей. Согласно Слову Божьему, для абсолютного спасения погибающих людей, должна была пролиться кровь Совершенного. Совершенным люди могут назвать только Бога. Жертва Иисуса Христа - выкуп за людей, позволила Ему жить в верующих в Него людях. Он оставил нам Духа Святого, сделав нас Своим храмом (1Кор.3:16). Иисус не смог бы оставить нам другого Утешителя, которым и был Святой Дух, если бы Сам не был Богом. Бог может снизойти только от Бога. Бог не игрушка в руках людей, никто не может руководить Им. Только Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух могут действовать друг в друге в Своём полном единстве. Если Иисус Христос – 2 личность Бога, то Святой Дух – 3-я (Деян.5:3-4). Он посылает Дух Святой от Отца, чтобы христиане помнили, какая жертва была заплачена за всё человечество. Дух Святой напоминает нам учение и дела Иисуса Христа.  Дух Святой живёт в нас, меняя нас согласно Своему замыслу.
2 народа: Израильтяне и христиане нуждаются в том, чтобы Бог всегда был с ними. Бог избрал эти 2 народа для Себя, чтобы они поклонялись ему в духе и истине. Зная это, пророк Исаия пишет: «...и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис.7:14) [1], что означает «с нами Бог».  Еммануил – это ещё одно имя Иисуса Христа и опять, в Его имени есть обозначение - «Бог». Иисус не только спас нас, но Он так же решил остаться со Своим народом навсегда.
То, что Иисус – Господь и Бог говорит ещё одно имя, которым Он назвал Себя. Это имя – Иегова, которое переводится, как «Я есмь Сущий». В Евангелии от Иоанна в 8 главе 58 стих гласит: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Иисус дважды говорит «истинно», подчёркивая этим самым, что Его заявление о том, что Он был раньше Авраама очень важное, другими словами, Он сказал, что Он – Бог. В глазах иудеев, которые в то время были рядом с Ним – подобное заявление было богохульством.  Вполне понятно, что от этого высказывания Иисуса, они хотели забросать Его камнями (Лев.24:16).
Говоря «Я есмь» раньше Авраама, Иисус Христос открывает Свою Божественную природу – Он был, есть и будет всегда.
Это имя так же принадлежит Богу-Отцу, в Исходе 3:14, Господь говорит Моисею: «Я есмь Сущий». Отец и Сын называют себя одинаковым именем, показывая всем существам, Своё единство и Свою Божественную суть, не смотря на то, что они были 2 отдельные Личности.
Называя себя именем Иегова, Иисус не совершил никакого преступления, поскольку Он не сделал никакого греха (1Пет.2:22), а значит, говорил правду.
Иисус старается образно открыть Себя нам. Он говорит: «Я есмь хлеб жизни (Ин.6:35); дверь, за которой спасение (Ин.10:9); Я есмь пастырь добрый (Ин.10:11); воскресение и жизнь (Ин.11:25); лоза, на которой пребываем все мы (Ин.15:5); Альфа и Омега (Откр.1:8)», и наконец: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6) [1].
Назвать Себя Жизнью мог только тот, кто является источником жизни для всего творения – это Бог.
В Евангелии, переданным Богом, через Иоанна, в 1 главе с 1 стиха сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Обратим внимание, что «Слово было у Бога» и в тоже время, «Слово было Богом» – говорит нам о том, что Отец и Сын, с самого начала, были вместе; Бог и Слово, которое так же было Богом – 2 Верховные Личности. Поэтому Апостол далее смело пишет: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:3,4) [1]. Отец, Сын и Святой Дух создавали сообща всю вселенную, включая нас с вами (Быт.1).
Если человек хочет жить, то его взор должен быть направлен на Христа, на Того, кто отдал за него Свою жизнь. Но, не смотря на то, что отдав жизнь, Он умер, Он всё равно воскрес к Жизни, потому что, как уже говорилось – Он единственный источник жизни. Иисус Христос открывает нам Отца – Бога живых (Мф.22:32). Иисус Христос – путь к жизни, путь воскресения, Он – истина и нет в Нём никакой тьмы, и тьма никогда не сможет объять Его. Иисус Христос – Бог и как истинный Бог – в Нём нет перемен, Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8) [1].
Библия – это удивительная книга, в которой раскрывается весь драматизм человечества вследствие непослушания первых людей: Адама и Евы. Но этот фатализм был разрушен Иисусом Христом. Каждый человек стоит перед выбором: оставаться в цепях греха или же принять спасение. Наше избрание – шаг навстречу к построению отношений с Иисусом Христом и в этом нам помогает Святой Дух.
Они вместе действовали на земле, показывая людям славу Отца.
«Все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16) [1]. Пророки Ветхого и Нового Заветов Духом Святым говорят об Иисусе Христе. Все действия Христа, сопровождались силой Духа Святого.
Слово Божье – это ещё одно имя Иисуса Христа (Откр.19:13). Личность Сына Божьего – раскрыто на страницах Библии. Слово Божье, как меч духовный (Еф.6:17) разрушает стены греха. Слово Божье – выпускает заключённых на свободу.
Иисус Христос, как Слово Божье показывает нам, что он – Бог. Не может быть такого, чтобы Бог сказал не Божье слово – это аксиома. Человек говорит человеческое слово, Ангелы – ангельское, а Бог – только Божье и оно идентично Сказавшему. В Слове Бога, в Иисусе Христе – вся Истина и Мудрость Бога-Отца. Как говорит апостол Павел, в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3) [1].
И наконец, «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11) [1]. Бог- Отец вряд ли бы превознёс так высоко имя Иисуса Христа и позволил преклонить перед Ним колено, (а это нарушение второй заповеди (Исх.20:5), если бы Его Сына не был сиянием славы ипостаси Отца, держа все словом силы Своей (Евр.1:3).

4.2 Основные события.
Каждый этап жизни Иисус Христа от Его рождения до воскресения и вознесения говорит о том, что Он – Бог.
Вряд ли кто будет оспаривать, что у кобылы рождаются жеребята, у человека – младенцы. А кто будет рождён от Бога? Кем люди могут назвать Иисуса Христа, если Ангел сказал Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35) [1]. Ответ прост – Богом. Таким и был, есть и будет Иисус Христос. Можно, конечно, возразить, что Христос был рождён от женщины, а значит Он – человек. Но это тоже, правда. К подтверждению этому Апостол Павел пишет: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3:16) [1]. Две природы необходимы были Иисусу Христу для выполнения возложенной на Него Миссии: взять грехи всего мира на Себя и даровать людям, поверившим в Него вечную жизнь  (Рим.6:23).
Иисус, как человек укреплялся духом, исполняясь премудрости (Лк.2:40). Уже в 12 лет, Он удивлял учителей Израиля той мудростью, что была в Нём. Иисус Христос готовился к Своему служению.
Его служению предшествовал обряд крещения на реке Иордан. И опять, во время крещения, Бог-Отец подтвердил, что Иисус – его Сын. В Священном Писании находим такие стихи: «и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3:22) [1].
После крещения Иисус был подвержен испытанию, Он был сорок дней в пустыне, искушаем во всём сатаною (Лк.4:2). Иисус не согрешил, победа была за Ним. После этого экзамена, Иисус приступил к фактическому служению людям. Он делал много чудес: исцелял, воскрешал, управлял силами природы, превратил воду в вино, читал мысли. Апостол Иоанн пишет по этому поводу: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25) [1]. Но подобные чудеса могут делать и другие, и они не боги. Однако,

+Иисус в отличии от них – прощал грехи и это становилось причиной исцеления людей. Он освобождал их от жала смерти, того жала, чем и был в какой то степени грех (1Кор.15:56). Освобождение от греха – главное лекарство Иисуса Христа. Он говорит: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5) [1]. Книжники возмущались, услышав слова Иисуса. Они говорили: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:7) [1]. Этим самым высказыванием, противники Христа, книжники,  подтверждали 2 факта: прощать может только тот, против кого сделали грех. Нам известно, что грех людьми совершен, прежде всего, против Бога. Если это так, то второе высказывание, что Иисус Христос – Бог, совершенно верное высказывание. Но подтверждение божественности Христа, даже не в Его словах «прощаются тебе грехи», поскольку их может сказать каждый человек, а в том, что далее Он говорит больному «встань, возьми свою постель и ходи» (Мк.2:9) [1]. Иисус призывает смотреть на Его дела, а не только на слова.
Иисус спрашивает: что легче сказать: «прощаются грехи тебе или встань и иди?» (Мк.2:9). Если бы Христос не был Богом, это сразу же обнаружилось, не было бы исцеления. Многие врачи в лечении пациента используют различные лекарства, упражнения. Исцеление же Христово было, прежде всего, в прощении греха и в Его слове.+

Помимо исцеления духа, души и физического тела Иисус обещает, что «некоторые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1) [1]. Это возможно, если признать Иисуса Христа Царём этого царства.
Доказательством божественности Христа стало не только Его служение, но и Его смерть. Иисус часто пророчески говорил своим ученикам, что Ему надлежит пострадать, так же Он говорил, что разрушенный храм будет отстроен заново за 3 дня. Это Он говорил о теле Своём (Ин.2:20-21). Противники Христа слышали Его заявления. И когда Его прибили к древу, они говорили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» Мф.27:40 [1]. Им не был понятен смысл ранее сказанных слов Иисуса Христа о храме. Фарисеи и саддукеи видели на кресте простого Человека, приговорённого к смерти.
В тот момент, когда Иисус испустил дух, «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф.27:51) [1]. Храм Ветхого Завета был разрушен.
Как это ни парадоксально, откровение о том, что Иисус Христос есть Сын Божий приходит римскому сотнику, язычнику по вере, а не религиозным лидерам еврейского народа (Мф. 27:54). Таким образом, даже смерть Христа послужила той причиной, которая открыла сотнику о Божественной природе Христа. Новый Завет начал вступать в силу.
По знамению Ионы, Иисус был в могиле 3 дня и 3 ночи (Мф.12:39-40). По истечению этого времени Иисус воскрес из мёртвых, через сорок дней в присутствии пяти ста человек Он вознёсся (1Кор.15:6).
Апостол Павел в послании к римлянам пишет: «И открылся Сыном Божиим в силе по духу святыни, чрез воскресение из мертвых» (Рим.1:4) [1]. Смерть признала своё поражение и засвидетельствовала, что Иисус Христос – Бог. Она не смогла победить Дающего нам жизнь. Поражение смерти и воскресение, можно было показать, только умерев. Иного пути не было. Иисус умер и воскрес, показав верующим в Него, что Он истинный Бог. Его воскрешал ни пророк, ни какой другой человек, но сам Отец (Рим.6:4). Воскреснуть дано только  Иисусу Христу, рождённому во плоти, сущему над всем Богу, благословенному во веки (Рим.9:5).
После воскресения было вознесение – ещё одно доказательство Божественности Христа.
Вознесение описывалось в Библии и ранее. Нам известно вознесение Еноха и пророка Илии (4Цар.2:11), они не увидели тления. Но только Иисус Христос умер не за Свои грехи, их у Него не было, но за наши, и в последствии воскрес, и вознёсся к Отцу, так же не познав тления (Мк.16:19; Лк.24:51; Деян.1:9-11).

+ 4.3 Кто говорит в Библии о том, что Иисус Христос – Бог?!
Многие персонажи Нового Завета высказали своё мнение о том, что Иисус Христос – Бог. Рассмотрим некоторые свидетельства.
1. Начнём с бесов – падших ангелов. Бесам верить никак нельзя, они противники Божьи, а значит противники истины. Поэтому, их заявление не берут всерьёз во внимание и не ссылаются на их заявления. Но, тем не менее, по отношению к Христу, в Его присутствии, они говорили правду.
Иисус часто исцелял людей, изгоняя из их жизни бесов, существ, которые приносили страдания тем, кем они завладевали. Нам известна история о двух гергесинских бесноватых. Когда Иисус высадился из лодки на берег, бесы, что жили в этих людях, закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29) [1].
Бесы обращаются к Иисусу Христу, как к Сыну Божьему, они боялись Его, им было неудобно в Его присутствии. Там где есть Свет, тьма уходит. Одно присутствие Иисуса уже мучало их. Называя Его «Сыном Божием», они видели и признавали в Нём Бога. Этот случай не единственный в Библии. Подобное можно прочитать и в других местах Писания (Лк.4:41; Мк.3:11).
«Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» (Мф.12:24) [1]. В отличии от бесов, фарисеи не видели духовный мир, поэтому они считали, что Иисус чуть ли не служитель сатаны. На что Иисус Христос ответил фарисеем, что если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его (Мф.12:26)? Сын Божий показал, что вместе с Ним приблизилось Царствие Божие, поэтому бесам было тяжело. Бог не предусмотрел для них в Своём царстве места. А если учесть, что Иисус – Царь царей, а значит Он Царь не только Царствия Божьего, но и всего того, что Он создал, то Его царством становилось то место, где Он появлялся. Таким образом, бесы показывали, что Иисус – Бог, не только своим жалобными прошениями к Нему, но и тем, что они уходили от туда, где Он появлялся.
2. Люди. Среди людей были не только противники божественности Иисуса Христа, но и Его сторонники, ярким примером  и в первую очередь, конечно же, являются ученики Иисуса Христа.
В конце Своего служения, Иисус спросил Своих учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф.16:13) [1]. По-видимому, уже тогда, пришёл для них момент истины: кем же Иисус является на самом деле? Несмотря на то, что Иисус называет себя «Сыном Человеческим», Пётр говорит, что Он - Христос, Сын Бога Живаго (Мф.16:16). Но это открытие было только началом преображения. Петру была открыта Отцом Небесным Божественность Христа, но за этим откровением не было ещё внутренних изменений. После того, как Иисуса арестовали, Пётр трижды отрёкся от Христа, Сына Бога Живого, другие ученики разбежались.
После воскресения Иисус предстал перед учениками, как путник, направляющийся от Иерусалима в Эммаус. Поскольку был вечер, они упросили Его остаться с ними. Далее Лука пишет: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк.24:30-31) [1]. Ученики узнали своего Учителя, своего Бога, Иисуса Христа. Узнали Его не только своими глазами, но сердцем, узнали изнутри (Лк.24:32).
Среди учеников не было Фомы. Когда он услышал добрую весть от своих друзей о воскресении Иисуса Христа, Фома всё ещё сомневался. Ему нужны были доказательства, ему нужен был главный свидетель событий – воскресший Иисус Христос. Когда Иисус предстал перед ним, Он сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27) [1]. Фома получил физические доказательства – раны Иисуса, это были доказательства того, что Иисус Христос не был призраком.
Обратим наше внимание, что Иисус говорит: «не будь неверующим, но верующим». Но во что должны были поверить ученики и все люди, живущие на Земле? Ответ даёт Фома: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28) [1].
Иисус не стал утверждать обратного, но Он ещё и подтвердил откровение Фомы, сказав: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29) [1].
Одно из двух: либо Иисус был богохульником, либо Богом, пришедшим на Землю во плоти.
Если Иисус был богохульник, то в Его учениках не было бы никаких перемен. Но они были.
Эти кардинальные перемены произошли в день пятидесятницы, когда на них сошёл Дух Святой и они обрели силу. Как написано в Священном Писании: «там где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17) [1]. Ученики Иисуса Христа преобразились окончательно. Они стали свободными, сильными, смелыми во Христе Иисусе, проповедуя открыто Евангелие.  Они умерли со Христом, с Ним они и воскресли. Со Христом ученики отстроили свой собственный Храм, в котором живёт и действует Святой Дух (1Кор.6:19).
Джош Макдауэл в написанной им книге «Не просто Плотник», задаёт вопрос «кто пойдёт умирать за ложь?». В его же книге есть хорошее высказывание по поводу данного вопроса: «Трудно найти одиннадцать человек в истории человечества, которые бы сознательно пошли умирать за ложь. … Апостолы доказали своей смертью истинность своих слов. Я убеждён: их словам я могу верить гораздо больше, чем словам большинства моих современников, которые улицу-то не перейдут, не то что не пойдут на смерть за всё, во что они верят» [9].
Преобразования происходили в каждом, кто искренне поверил в божественность Иисуса Христа: в Иакове, что был братом Христу; в гонителе христиан Савле, который в последствии стал Апостолом Павлом и в многих, многих миллиардах других людях.
3. Ангелы были созданы Иисусом Христом для служения Ему и поклонению (Кол.1:16). Дело Иисуса в искуплении человечества было для них загадкой. Будучи униженным, приняв образ человека, Иисус «показал Себя Ангелам» так, что они продолжали служить и почитать Его, как Бога (1Тим.3:16).
Если это так, то в Библии должны быть стихи, подтверждающее это, а так же должны быть свидетели их поклонения. Отметим некоторые из них:
Ангелы свидетельствуют пастухам, что родился Сын Божий (Лк.2:9-11)
Ангелы служили Христу после искушений (Мф.4:11)
Ангелы восходили и нисходили на Сына Человеческого в Его служении (Ин.1:51)
Ангел свидетельствует, что Иисус воскрес и называет Его Господом (Мф.28:2-6)
2 Ангела пророчествуют о втором пришествии Иисуса Христа (Деян.1:10-11)
Иисус Христос, как Бог и Человек в одном лице сделал то, что никогда не смогли бы сделать Ангелы: Он взял на Себя грех всех людей, умер и воскрес. Это достойно хвалы и поклонения.
Псалмопевец призывает Ангелов «Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его … Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились» (Пс.148:2,5) [1]. Если учесть, что имя Иисуса вознесено выше всякого имени на небесах, то получается, что Ангелы поклоняясь Ему, фактически поклоняются Богу. К подтверждению этому в книге Откровения написано: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем» (Откр.5:8) [1]. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:13,14) [1].
4. Иисус Христос подчёркивал свою божественность не только тем, что называл себя именем Небесного Отца - Иегова, прощал от Его имени, делал чудеса, но и тем, что принимал от людей и Ангелов поклонение.
Неизвестный богослов заметил по этому поводу: «Тот факт, что Иисус Христос позволял поклоняться Себе после сказанного Им дьяволу: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», показывает, что Иисус Христос, хотя и был послан на эту землю, все равно был Всемогущим Богом, «явленным во плоти».
Когда Иисуса попросили показать Бога Отца, Он ответил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9) [1]. Иисус не скрывая о Своем равенстве с Отцом и Святым Духом, говорил окружающим о Их единстве: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19) [1]. Апостол Павел в послании к Коринфянам подтвердил слова Иисуса Христа: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор.13:13) [1].+

+ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библия – правдивая книга. Бог позаботился о Своём Слове, сохранив Её через века. Все факты, что говорятся в Ней, находят своё подтверждение. И один из таких фактов гласит о том, что Иисус Христос – Господь и Бог.
Библия написана Богом и Её смысл,  можно понять только с Его помощью. Пред избрание Бога направлено на каждого из нас, но не каждый принимает дар спасения. Критерием принятия или отвержения спасения лежит, прежде всего, через откровения Иисуса Христа о Нём самом. Он – имеет ключи от ада и рая. Он освобождает грешников и приглашает их в Своё царство. Вот почему так важно иметь с ним личные отношения.
Личные заблуждения об Иисусе Христе мешают многим понять весь драматизм гибели и всю радость спасения. Если Иисус  не Бог, то и жертва несовершенна, не совершенной будет и радость. Если Иисус Бог – то большей нет жертвы, чем Он, и не будет, а значит, у смерти нет шанса победить нас. Ведь в нас живёт Победитель. Бог вездесущий, Иисус – вездесущий, Он живёт в каждом христианине, в каждом, кто искренне принял Его смерть и воскресение, через веру.
Принять божественность Иисуса Христа мешает Его человеческая форма. Но именно человечность Христа становится залогом нашего спасения. Человечность Иисуса Христа была полностью подчинена Его Божественной природе, а это значит, что каждый человек, что утверждает свою сопричастность ко Христу, будет добровольно Ему послушен.
Иисус-Человек никогда не переставал быть Иисусом-Богом. Иисус, как Бог вечен, бесконечен и всемогущ. Ему подчинены главные критерии материального мира: время, пространство и энергия. То, что это правда, то, что Иисус, будучи Богом, принял образ человека для нашего спасения, говорят все события Его жизни.
Каждого человека идентифицируют, прежде всего, по имени. Пророческое имя, которое дал Исаия Спасителю, говорит о том, что Бог всегда, во все времена был и будет с нами.  Имя, данное при непосредственном рождении Иисуса, говорит нам о Его миссии. В общем-то, люди так и говорят, как словосочетание – Иисус Миссия, или Иисус Христос. Но последнее имя «Слово Божье» данное Иисусу Христу в Библии – более обобщённое. В Его имени есть вся полнота власти, силы, мудрости и любви.
Рождение Иисуса Христа, Его служение, даже Его смерть – всё подчёркивало и говорило о Его божественности. Триумфом и доказательством данного утверждения стало воскресение и вознесение Иисуса Христа. Но даже и это никак не говорит о том, что Его нет с нами. Он в нас, Иисус за нас и Он с нами, подтверждением к этому, говорит наша изменённая жизнь и Евангелие.
Благая Весть не могла бы быть без Иисуса Христа, она включает в себя Его позорное распятие на кресте. Но этот же самый крест стал триумфом Его славы и победы. Каждый христианин, каждый Божий Ангел в почтении и поклонении поёт псалмы Иисусу Христу. Все живые существа от бесов до Серафимов, включая животных и людей, признают, что Иисус Христос Царь – царей, Бог – богов и Господь – господствующих. «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (Пс.150:6) [1].


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Украинское библейское общество. Киев 1997.
2. Джош Макдауэлл. Не просто Плотник. «Украина для Христа» 2002. Минск, 96 с.
3. Джош Макдауэлл / Дон Стюарт. Обманщики. «Сим». Харьков-2013, 235 с.
4. Терри Л. Мизи / Гари Р. Хабермас. Верую, ибо истинно! «Диайпи». Симферополь 2013, 404 с.
5. Ульф Экман. Доктрины. «Слово жизни». Москва 2009, 237 с.
6. Автор не известен. «В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин». Доступен из: 7. Автор не известен. Афанасьевский Символ веры. Доступен из: http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Автор не известен. Докетизм. Доступен из: http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Джош Макдауэлл. Не просто Плотник. Доступен из: http://shlomo-info.narod.ru/McDowell.html#5
10. Др. Питер С. Ракман. ВОЗРАЖЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОСТИ ХРИСТА. Доступен из: http://baptist.org.ua/ruckman/ts_anti_divine.htm