Глупая клуша

Валентина Анатольевна Никитина
                "Глупая клуша"               

                (Современная сказка-притча)

Жила была в одной брянской деревеньке старушка. Звали её бабушка Рая.
Состарилась старушка и коровку ей стало не по силам держать – сено накосить некому.  Поросят завести – им больно много корму надо. Дети разлетелись кто куда и внучата вдали от бабушки живут.
На животину сил нет, но привыкла старушка в труде жить, да и скучно ей одной.
Поехала она как-то в районный город на ярмарку. Глядит – там цыплят инкубаторскитх продают. Вот и думает старушка: «Заведу–ка я курочек. Курочки мне яиц нанесут, а весной цыпляток выведут. Все веселее будет!»

За лето выросли цыплята. Курочки яйца стали нести, а из петушков она  зимой супчики варила. Одного только на развод оставила.
Ждет бабушка Рая всю весну, когда ей курочки цыпляток выведут,  а курочки и не квохчут. Чтобы курочка мамой стала она входит в особое состояние: крылья растопорщит, перья распушит, квохтать начинает, садится на гнездо с яйцами, нахохлившись, и не сходит с него. Сгонит её хозяйка, чтобы яйца собрать, оставит одно яйцо для приманки, она похвочет, поквохчет и опять на гнездо – яйца парить, деток выводить.
А у бабушки ни одна на яйца не садится, кудахчут, как и прежде во всё горло, как яйцо снесут. Ходят по двору стройные, да гордые, голову задрав.

Пожаловалась старушка на них соседкам а те смеются: «И не жди цыплят, Рая. Инкубаторские куры глупые они не умеют цыплят выводить. Возьми вон лучше квочку у Петровны. У неё–то куры домашние, две уже на яйцах сидят, третья заквохтала. Да третья-то уже лишняя. Ты ей заплати. А курочку потом вернёшь, как цыплята подрастут».
Послушалась она, прикупила у соседки квочку, посадила на яйца, а самой что-то не верится: «Почему это, - думает она,- куры инкубаторские глупыми вырастают?   Я вон как квочку-то эту на яйца посадила, взяла половину яиц соседских, от домашних курей, а половину своих, от инкубаторских. Какая разница – яйцо, оно яйцо и есть.
Сидит клуша на яйцах и радуется: «Наконец-то перестали меня с гнезда сгонять. Деточек из гнезда не забирают! Лежат, мои хорошие: беленькие, кругленькие… Красивые, красивые»
«То квохчет по-тихому, как бормочет, то молча сидит, - думает хозяйка, - Как будто яйцам по секрету что-то рассказывает…»

А курочка и рассказывает! То мысленно с деточками беседует, то потихоньку голос подаёт.
«А было это, деточки давным-давно! Жили, мы, птицы ещё на воле. Крылья наши тогда ещё были большие-пребольшие. И летали мы высоко в небе, а как приходила зима, поднимались стаями и улетали на тёплый юг.
Но пришли злые люди, понравилось им наше нежное, белое мясо и стали они на нас охотиться. Нас становилось всё меньше и меньше. А люди охотились даже тогда, когда мы сидели на яйцах и рассказывали деткам важные для жизни вещи. Клуш убивали, а яйца собирали и поедали. Тогда мы, стали прятать гнёзда подальше от людей: в зарослях кустарников и камыша.
Но люди хитры: они дожидались, когда мы выводили цыплят пастись, убивали курочек и петухов, а цыпляток брали в плен.
Выросшие в плену цыплята были глупыми, потому, что мы, клуши не успевали их научить жизни: как добывать пищу, где находится юг, куда нужно осенью улетать в тёплые края, как воспитывать яйца и вылупившихся из них деточек…

Первые подросшие цыплята были ещё сильными и крылатыми. Они Мечтали. Они мечтали о небе, о полётах в дальние края, о больших птичьих стаях, о гордом вожаке, который ранним утром громко-прегромко кинет клич, созовёт их и поведет в дальний полёт. Они мечтали, и сами, ещё не окрепшими голосами, срываясь, пытались воскликнуть «Ку-ка-ре-ку!» Каждый из них надеялся стать вожаком и вести будущую стаю за собой!
Но, увы, люди коварны: они осенью подрезали у подросших птиц крылья и запирали их на зиму в птичнике. Часть девочек оставляли, чтобы те несли для них яйца, а петушкам отрубали головы,  варили их в своих страшных котлах и поедали! Съедали они и наши яйца.

Прежде курочки несли яйца только раз в году, весной, когда прилетали с юга и устраивали свои гнёзда. Но яйца пожирали люди, и курочки стали нестись почти каждый день, чтобы скрыть часть деточек в тайном месте и вывести цыплят.
Но коварные хозяйки находили наши тайные убежища, отбирали яйца, а нам оставляли только одно яйцо, чтобы мы продолжали нестись в это гнездо. И мы неслись, в надежде вывести цыплят тайно, скрыть их от хозяев и… увести их, наконец-то в небо.
Они радовались, что сумели нас обмануть и говорили «куры-дуры»! И так в это уверовали, что потом их мужчины, когда желали оскорбить своих женщин, говорили: «Курица глупая, клуша!» А ещё: «Курица не птица, а баба не человек!»

Сами они глупые! Не знают они, что такое Клуша! Клуша – это мамочка, у которой одна забота – дети! Нет в мире хищника смелее, бесстрашнее и страшнее, чем  Клуша, защищающая своих цыплят! От Клуши петухи удирают, как ощипанные курицы! От клуши фыркая убегают коты, желавшие полакомиться цыплёнком, и скуля собаки!..»

Бабушка Рая смотрела, на то, как курица учит детей искать червяков, как цыплята разгребают землю лапками, тянут из земли дождевых червей и делят их между собой. Как мама-клуша, найдя червяка, подзывает цыплят, тюкает по нему клювом, а сама не съедает. Смотрела и думала: «Так вот почему инкубаторские куры глупые – у них мамы не было! Видно что-то у них в природе есть  для выживания, но вот так дружно, семьёй, они не охотились, заботы от клуши не видели…
Может потому и детдомовские дети такие неприкаянные, в большинстве своём. Неустроенные они, к самостоятельной жизни не приученные. Пищу и одежду они получали, школьные уроки учили. А жизни не научены, добывать свой хлеб самостоятельно не умеют. Простых житейских дел, обращения с деньгами и семейных отношений не понимают.
Сиротиночки…

«…А сколько нужно ума, чтобы найти зёрнышко или червяка? Да не склевать самой, а подозвать цыпляток и научить их, что это пища, и тому, как её добывать, - говорила клуша цыплятам».
И тут клуша как то тревожно и прерывисто пропела, как будто сигнал подала. Цыплята, копошившиеся по всему двору, кинулись, стремглав к ней… Она распушила крылья, перья, показалось, что она стала большой и грозной.
«А, вот в чём дело! – поняла хозяйка, подняв голову к небу, - там какой-то хищник парит…
«…А сколько ещё опасностей нужно показать детям! Особенно, когда в небе появляются наши враги: беркуты или вороны… То появится соседский кот или бродячая собака. А то и лиса заглянет во двор среди ночи… Как дети научатся видеть опасность и избегать её? И кто же их научит этому, как не «глупая клуша»?

Много-много поколений обрезали люди крылья куриному племени и крылья у них становились всё меньше и меньше. Так бывает в жизни: если что-то не нужно существам, оно исчезает. Например: человек утратил острый слух и уши у него стали меньше. Стал он носить на теле шкуры, а потом и другие одежды и волосы на теле, которые прежде оберегали его от холода – почти совсем исчезли.
Так же уменьшились крылья у птиц, которые многие поколения не имели возможности подниматься в небо.

А недавно люди придумали одно страшное изобретение - птицефабрики и инкубаторы. Яйца в них выращивают теперь не мамы-клуши, а машины. Потому цыплята, выросшие в инкубаторах, не знают того, что я рассказывала вам, дети. Не знают, как добывать пищу, как прятаться от опасности, как воспитывать цыплят… Им это уже не нужно: ведь люди дают им пищу и до конца жизни держат их в клетках.
Эти птицы, проживая всю свою жизнь в зданиях, на птицефабрике, не видят неба. Они даже не знают, что такое Небо! Их выращивают только для того, чтобы пожирать их мясо и яйца.
Мы, куры, многие поколения страдаем в рабстве. Но инкубаторское рабство, намного страшнее.
Когда хозяйка отрубает курице голову, она помнит её ещё цыпленком. Иногда она даже даёт ей имя: Пеструшка или Хохлатка. И когда она её убивает, ей хотя бы немножко стыдно. А некоторых корочек она  любила и ей бывает даже жалко любимицу.
Но курицы, выращенные в инкубаторах и прожившие свою короткую жизнь на птицефабриках не вызывают у людей никаких чувств.
И поедая это бесчувственное, бессмысленное мясо, люди и сами что-то теряют и становятся бездушными и безликими…

Но самое страшное, что случилось с нами – люди лишили нас Мечты. Мечты о Небе.
Не сдавайтесь, дети! Мечтайте, и пока у вас не подрезали крылья, старайтесь больше летать! Не переставайте мечтать, не забывайте о том, зачем нужны птице крылья. И вообще о том, что КРЫЛЬЯ НУЖНЫ!
Только тогда у новых поколений их крылья будут расти и расти… Может однажды, у наших далёких потомков крылья вновь станут огромными и унесут их стаи высоко в Небо!»

К бабушке Рае на зимние каникулы приехали внуки.
«Чем гостей встречать-привечать? Чем кормить буду? – думала она. Петушки из последнего выводка уже закончились. Оставила одного, самого драчливого, да голосистого красавца на развод.
Заколю-ка я инкубаторских, прошлогодних. Этих девочек, курочкой-мамой воспитанных, жалко. Больно умненькие они. И на будущий год, может быть, какая из них сама клушей станет, деточек выведет…»