Чудеса. Радости взросления

Людмила Салагаева
Каждый год случается лето. И всякий раз  потрясает роскошью даров.  Многие не согласятся - обиды на плохие погоды заслонят проблески восторгов. Другие припечатают: фантазии слишком эмоциональной дамочки. Мне, видевшей трехсотлетние помойки вечной мерзлоты северной Дудинки,  загаженные свалками  райские уголки Курильских островов, особенно дороги сохранившиеся  и воссозданные природные ландшафты, прекрасные летом.

Показывать можно только зрячим.
Петь песню — только тем, кто слышит.
Дари себя тому, кто будет благодарен,
Кто понимает, любит и ценит.

Что может подарить лето  бабушке при двух внучках в городе?!  Дети как
птички - просыпаются рано.  Они полны интереса к миру: есть и играть - вот их забота.  У каждого она своя.  Важность этих  дел  не подлежит обсуждению. Поэтому мой рейтинг кормилицы  на высоте. А сама я принадлежу внучкам, собаке  и утру  вместе с восходом солнца.

Из соседнего садика с апельсиновыми деревьями по утрам раздается через равные промежутки петушинное пение. На седьмом "кукареку" не выдерживаю. Открываю настежь
окно.

Ты знаешь, почему в передрассветный час
Петух свой скорбный клич бросает столько раз?
Он в зеркале зари увидеть понуждает,
Что ночь - еще одна - прошла тайком от нас.

Прочь - бессонная ночь, детям не надо знать, что мешало спать. Полная луна разворошила  мой тайник, где живут дорогие воспоминания: там,без оглядки на время,  я встречала любимых людей, плакалась в жилетку, ждала появление одного единственного, а он затерялся в тенетах сна,а может у подружки на подушке.И только его забытая  на вешалке шляпа спокойна:  знала,  дождется. Сегодня хочу быть его шляпой.


Ночь наигралась вдоволь с маленькой Мальтой, успокоила ее в своих добрых объятьях и, освежив росой травы и камни, передала утру.
Сколько всего невидимого предстало глазам!  Высокое небо без устали выпускает облака, я пеку  блинчики, похожие на облака, смотрю в сад за окном.

"Дедушкин сад" бушует, вырывается за пределы участка. Его апельсиновым и лимонным деревьям не меньше семидесяти лет. Они посажены еще отцом.  Нам дозволено пользоваться плодами на уровне окна на террасе. Спасибо дедушкам - плоды с дерева  наша маленькая радость. Откроешь  руку, чудо - лимон сам прыгает в ладонь. Кажется его вкладывает тот, кто посадил. Каждое утро, просыпаясь,  старенький сосед прежде всего здоровается с деревьями,  говорит с ними, пока руки выполняют  привычную работу.

Он что - то важное мог бы сказать и мне, но оно запуталось в его седой бороде.
Дедушка молча посматривает на меня в окне и машет рукой.Деревья обвешены созревающими плодами, как солнечными шариками,  как теплыми лампочками. Множество птиц без устали распевают свои гимны и хлопочут о потомстве. Шум и пение, веселое щебетание детей сливаются в утренний гомон. Мой недосмотренный сон тает и исчезает...

Лавина свежести, напор жизни, россыпь утреннего смеха и крика - горошинами,
мячами, шарами раскатывается по свежевымытому полу. Меня требуют на арену жизни. Как проштрафившийся  фокусник, повторяю движения. Реплики, завернув в блин, отправляю в рот адресатам. Собака прыгыет и  предъявляет гаф - гаф.
- Подожди, не ты здесь главный. Майя ест блин! Это событие - шажок от сиси во взрослую жизнь. Ей я нужнее.

У Сони с другом Тимуром идиллия - поездка в Париж.  Намеченная  после завтрака, она вдруг задерживается. Мальчик обижен до слез. Его новый розовый мячик, подаренный другом вчера, Соня взяла себе, положив его в свою сумочку.
- Тимур, ты любишь меня, а я люблю все  розовое.

Тимур:  Позвоню другу Синану ...
Звонит :  Соня подарила себе  мой розовый мяч, который ты вчера принес мне. Что же делать, Синан?  Пусть он у меня побудет сегодня?!
- Соня, завтра, я тебе, моя любимая, отдам мячик.
- Соня нехотя отдает мяч раздора.

Майе десять месяцев, она только что пошла, усваивает земное притяжение и все, как есть, углы и выступы как раз под ее рост. Пластиковые нашлепки, которыми их защитили, в который раз отодраны и валяются на полу. Тимур с Соней, хотя и с задержкой, отправились в Париж, Майя - за ними. Увидев построенный выше ее роста замок, в котором они будут жить в Париже, Майя тоже рвется там похозяйничать на законных правах сестры.

Оба путешественника настойчиво внушают ей, что маленьких в Париж не пускают, им нужна мамина сися. А они путешествуют вдвоем. Майя протестует и, изловчившись, атакует чудесное архитектурное  произведение.

Дружный рев  накрывает меня за сложным технологическим процессом: переворачиванием котлет с одновременным помешиванием норовящей сбежать каши.  В голове крутится некормленная собака и упреки дочери, что мы в ответе за животных больше , чем ... за себя. Машина закончила стирать белье, не забыть бы его на весь день.

Под дружный рев я не расслышала звонок в дверь: дедушка с первого этажа,
прибираясь в саду, нашел много нашего имущества, отправленного с террасы вниз. Чего только нет в его широкой корзине: троица с восторгом встречала каждую фигурку. А вымокшую, превратившуюся в спирохету- Барби решили показать врачу. Пес завладел недогрызанной, а потому особенно дорогой костью.

Тихо, все при деле. На прощанье дедушка, смущаясь, отдает мне в пакете имтимную часть  одежды ( сорвало с сушилки ветром) и пакет апельсинов. Прервав  поездку в Париж, мы его дружно угощаем блинами. 

Каждый пристраивается поближе: Майе хочется подергать дедушку за усы, Соня и Тимур интересуется, куда делся попугай Рокки, передразнивающий Тимура. "Сонечка моя любимая"  - часто говорит  Тимур, а попугай: "Сонечка моя трилья, трилья, трилья!" Он очень любит мясо султанки, которым дедушку угощает рыбак родственник. (По мальтийски  -  султанка - трилья). И у бедного нарушилось пищеварение. Дедушка отлучил его от барабульки.   Оказывается, есть  и другие основания не скармливать эту рыбу попугаям.

Пожалуй редко какая рыба в мире удоставалась чести быть официально признанной самой вкусной во всех странах. И редко за какую рыбу отрубали головы. (Специальным указом  в Турции запрещалось ловить и есть ее простецам под угрозой смертной казни. Весь улов принадлежал султану). Редко встретишь еще какую рыбу с такими удивительными особенностями и поведения, и окраски, и образа жизни, на которых так просто охотиться. При всем при этом она еще и водится до сих пор в изобилии. Много ее и на Мальте.

- Мой попугай , как я,  старый и капризный.  Он решил на меня обидеться за то,
что не даю рыбу, засел в темный угол и твердит: "Бедная больная птица!
Дай трилья." В отместку он стал интересоваться часами, часы на выдержали,  сорвались и перестали показывать время. Теперь я живу по солнцу. Майя
начинает щебетать ровно в шесть часов. Как часы.

- Дедушка, а как деревья в саду знают, когда спать и когда просыпаться.
- У них часы внутри.
- А где у них глаза?  Как они смотрят внутри?
- Пойдемте на террасу, я покажу вам глаза у деревьев.
Видите кружочки на дереве? Это и есть глаза, но смотрят они внутрь.
Соня : Не хочу глаза внутри. Как я их буду  красить, когда вырасту?
Дедушка : зачем же их красить, они у тебя и без того красивые.
Соня: Дедушка, они от этого лучше видят.
Дедушка:  А вот этого я не знал.
Соня: Учиться надо, будешь хорошо видеть, дедушка, и все будешь знать!
Вот приедем с Тимуром из Парижа, тебе книжку привезем.
Тимур: И планшет с мультиками.
Дедушка:  Когда же вас ждать?
Соня:  Мы приедем, флаг французский повесим на дерево,  такой -
с красной синей и белой полосой.  Тогда приходи в гости.

Дедушка  приподнялся, но не успел встать, в открытое окно влетел Рокки и уселся
на плечо. Хвастливо  провозгласил: Рокки друг!
-Какой же ты друг, если дуешься .
-Рокки друг!
-Рокки хочет трилья!

Пользуюсь передышкой, я смотрю на улицу с балкона, ее завесили церковной атрибутикой : флагами, полотнищами, лампочками. Под моим балконом намывают святого, чтобы водрузить на разукрашенные носилки и под звуки оркестра пронести по кругу. Прихожане церкви сегодня празднуют День своего Святого Покровителя.

Мужчины готовят огромные арбузы, добавляют через отверстия немножко водки, взбалтывают.  Ночью во время фейерверка они  будут разливать в разовые стаканчики веселящий напиток. Вряд ли их Святой разгневается на такую вольность. Праздник - то в его честь. До глубокой ночи станут угощать также друг друга собственноручно изготовленными вкусностями: нугой, печеньем с финиками, миндальным, имбирным печеньем...


Вечером, начиная с одиннадцати часов, весь район Бальцан  утонет в  сверкающей  потехе: вертятся трещат и шипят шутихи. Начищенные инструменты в руках музыкантов выдувают сплошную радость, дети танцуют, бесятся и кушают тут же выпекаемые  пончики. Взрослые, разряженные в пух и прах -  в платьях  далекиех времен, соберутся у церкви и, прослушав хор, отдадутся детской забаве: целый час для них в небе фейерверки один  краше  другого будут славить их покровителя, религию, их самих.

Если бы фесты не существовали здесь с 1535 года, нынче они проходят сто пятьдесят раз в году, на таком маленьком острове было бы невыносимо скучно. Мне они очень нравятся, вот только детей надо днем уложить спать, чтобы вечером не капризничали. Да и не терпится засесть за планшет.  Как там разворачиваются события в Турции. День отъезда все ближе.  Мой путь - через Стамбул.

Все разбежались, едва услышали слово спать. Четырехлетних путешественников
пришлось убеждать ехать в спальном вагоне, чтобы быстрее оказаться в Париже. Уложив их валетом, укрыла одеяльцем и задергула шторы. Маленькую уговорила идти спать со свинкой Пеппи. И со всем ее хозяйством: кроваткой, любимой игрушкой. Вслед за Пеппой вскорости и сами уснули на полчасика, что очень хорошо при изнуряющей жаре. Сиеста.
А вечером  развеселая Феста...