Похоронка

Сергей Борисовец
ПОХОРОНКА
                Памяти моего дяди Климова Р.А.

Роман Кленов пришел по вызову в горвоенкомат. Военком, моложавый майор встретил его с приветливой улыбкой и, поздоровавшись за руку, предложил присесть.
– Роман Аркадьевич, и что это вы от нас скрываетесь, на учет не становитесь?
– Я? – удивленно спросил тот.
– Вы!
– А, что, разве вы таких, как я еще и на учет ставите?
– Каких таких? – пришло время удивиться уже военкому.
– Я же судим…
– Как судим?.. За что?
– За измену родине, – спокойным голосом ответил Роман и добавил: – Был осужден на двадцать пять лет исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества.
– Да… Вы не перестаете меня удивлять, Роман Аркадьевич… – почесал затылок военком. – И что, от звонка до звонка оттрубили?
– Ну почему от звонка до звонка? Нет, конечно! Однако, как вы сказали, семь лет трубил в Норильске. Через десять лет, как вышел, был реабилитирован.
– За что же вас так?
– Во время войны я еще пацаном был, однако таких немецкая биржа труда определяла на работу. Вот и я попал истопником в лесхоз. Был партизанским связным…
– Я так и не понял, что они могли вам инкриминировать? Если вы были в подполье, так вас же награждать, а не садить нужно! Что же за вас никто не вступился?
– Вступились, но их никто не слушал. Просто следователь уже отчитался перед начальством за выявление изменника родины. Я же еще и сын врага народа – отца расстреляли в начале 1938-го. Этот черный виток судьбы догнал и меня…
Мужчины замолчали.
– Однако судьба… – первым прервал тишину кабинета военком.
– Бывает… – пожав плечами, улыбнулся Роман.
Военком взял со стола картонную папку, вытащил из нее какой-то документ и протянул его Роману. Развернув пожелтевший от времени листок, тот прочитал следующее:

«НКО войсковая часть
Полевая почта
— 41035 —
07.09.1944г.
Извещение № 436

Ваш сын красноармеец стрелок Кленов Роман Аркадьевич уроженец г. Слуцка Минской области в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был 30.08.1944г. убит. Похоронен: Варшавская губ., Радзиминский уезд, д.Дыбув.
Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии (приказ НКО СССР №023).

Командир части п/п          —                Милехин
Начальник штаба майор   —                Аксюта»

– Вы когда-нибудь видели эту похоронку? – поинтересовался военком, все это время внимательно следивший за реакцией посетителя.
– Да, моя мать получила их даже две.
– Как две?
– Сменила место жительства, вот две и выслали.
– А как получилось, что в живых остались?
– Во время атаки неподалеку разорвался снаряд, кого-то разорвало, а меня только контузило. Сколько лежал присыпанный землей, я не знаю. Похоронная команда напоролась на меня, так попал в госпиталь. В части же посчитали убитым.
– В рубашке родились, Роман Аркадьевич, –  восхищенно сказал комиссар. – За всю мою службу с подобным стакиваюсь впервые! О том, когда погибшие воины вдруг объявляются живыми мне даже и слышать не приходилось! Поздравляю!
— Вам бы мою рубашку!.. Впрочем, за добрые слова все равно спасибо!..

Роман вышел из здания горвоенкомата, а военком по итогам их беседы подготовил следующий документ:

«06.06.79г.
№ 4/925
Начальнику центрального архива
МО СССР
142100, г. Подольск, Московская обл.

Высылаю извещение №436 от.09.1944г. на красноармейца Кленова Романа Аркадьевича, 1924 г.р., уроженца г. Слуцка Минской области, который в настоящее время жив и проживает по адресу: …, для решения вопроса о снятии его с учета безвозвратных боевых потерь.

ВРИО Слуцкого Горвоенкома
майор                /Галкин/»

Военком и не догадывался, что ответственный работник архива, прочитав извещение, кроме сухих строк: «Снят с учета. Рядовой погибший Жив!» крупными буквами наискосок по всему документу написал: «Молодец, что жив! Очень рад!!!»
Впрочем, он не знает и о том, что гораздо позже другой «ответственный» работник архива, просматривая отсканированные документы, эту надпись просто вымарал…

08 апреля 2009г., Минск
16 июля 2016г., Слуцк