18 июля-обретение мощей прп. Сергия Радонежского

Галина Николаевна Николаева
       17-18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева Лавра и вся Русская Православная Церковь торжественно праздновала 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора Лавры, в которую стекаются тысячи верующих, чтобы поклониться святым мощам игумена земли Русской.
       Знаменитая икона Троицы прп. Андрея Рублева, находящаяся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, в ночь на 17 июля впервые после 1917 года была принесена в Троице-Сергиеву лавру в рамках торжеств, посвященых 600-летию обретения мощей преподобного Сергия.
       Для подготовки к транспортировке и экспонированию Министерством культуры Российской Федерации была создана специальная комиссия, главной задачей которой стало обеспечение сохранности великой святыни. Икона была перевезена в специально изготовленной климатической витрине. После завершения церковных торжеств икона будет перевезена обратно в Третьяковскую галерею.

       Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена. Иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.
       В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.
       Митрополит Филарет писал об этом в "Житии Преподобного Сергия": "По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть". Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.
       Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?"
       И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода.
       При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (†1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

       Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.
       Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги (†969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.
       Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия "умными очами" подвижника - в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.
       "Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, - изъяснял святой Григорий Богослов, - будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом".
       Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став "причастником Божеского естества" (2Пет.1,4). "Кто любит Меня, - сказал Господь, - тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14,23).
       Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых "сотворила обитель" Святая Троица; он сам сделался "обителью Святой Троицы", и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней.
       Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.
      
       Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, "чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего".
       Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода.
       В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.
       Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева (†1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.

       "Ненавистная рознь", раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом.
       Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь "своего" и "себя", иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы.
       Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.
       Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками.
       "Игуменом Русской земли" назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский - все они были ученики и собеседники "чудного старца" Сергия.
       Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского - к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

       Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников Преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к Преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного.
       Пришли, среди прочих учеников, к Преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келлии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келлия его была крайняя от входа в обитель.
       Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то Преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище.
       В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у Богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения Преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада.
       По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий - чтобы свидетельствовать, как виденный им Ангел Божий сослужил в алтаре Преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию.
       Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей Преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий "причастился огня неопально".
       Старца Епифания (†ок.1420), бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий Преподобного Сергия и его собеседника Святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также "Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского".
       Житие Преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине Преподобного, т. е. в 1418 г., было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

       К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение - для назидания и молитвы, за помощью и исцелением - тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.
       Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя.
       Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью.
       Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, "яко от гроба самого Чудотворца Сергия".
       К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое "Троицкое сидение", когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг сергиевых учеников Пересвета и Ослябя.
       Полтора года - с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года - осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия.
       Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами Преподобного Сергия, "со многим стыдом" бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их Лисовский погиб лютой смертью как раз в день памяти Преподобного, 25 сентября 1617 г.
      
       В 1618 г. приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя Преподобного Сергия.
       В 1619 году посетил Лавру приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону (†1633), представил патриарху более двадцати иноков.
       Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: "Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?". Старец ответил: "Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами". - "Что же свойственнее иноку - молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?" - Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал:
       "Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келлии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу".
       Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры Преподобного Сергия.

       Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в "Сказании о событиях Смутного времени" и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: "Книге о чудесах Преподобного Сергия" и житии преподобного Дионисия Радонежского".
       В 1650 г. Симеоном Шаховским был составлен акафист Преподобному Сергию, как "взбранному воеводе" Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист Преподобному был составлен в ХVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона (Левшина; †1812).
       В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.
       И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, "Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом".
      
       «Почему же так быстро прославился святой преподобный Сергий? 30 лет ровно прошло после его кончины, ибо скончался он в 1392 году, – говорит    Святейший Патриарх Кирилл. - Неслучайно все произошло так быстро, потому что уже при жизни старец этот излучал из себя особую энергию, особую Божию благодать. Ему хватало силы не только собрать вокруг себя в этих дремучих радонежских лесах, в бездорожье, учеников вокруг себя. Ему хватило силы распространить свое ученичество на многие другие земли Руси, где по подобию Троицкого монастыря, им созданного, стали создаваться святые обители.
       К святому преподобному тянулись, потому что от слов его учились. К нему еще и тянулись, потому что слова преподобного имели огромную силу воздействия на тогдашний социум, на общества раздробленной феодальной Руси. И никто из исторических лиц в то время не послужил объединению разделенных русских княжеств так, как это сделал преподобный Сергий, обеспечив тем самым победу русского оружия на Куликовском поле. Ибо если по зову преподобного не примирились бы князья, то тогда бы и не было единого русского воинства.
       И неизвестно, сколько столетий пребывала бы страна наша под игом. Достаточно сказать, что подобное татаро-монгольскому игу иное иноверное иго над европейскими странами господствовало 500 лет. Мы же за 200 лет до этих 500 лет освободили землю свою, и ни у одного ученого, ни у одного историка, ни у одного исследователя не остается сомнений в том, что решающую роль в объединении народа сыграл преподобный Сергий – святой и герой нашей истории.

       А почему же ему удалось это сделать? Неслучайно преподобный Сергий назвал обитель свою в честь Святой Троицы. Три лица единого Бога, триединая природа Божественная, являемая миру в трех Личностях, несет в себе непостижимую тайну.
       Иногда сторонние наблюдатели критикуют это церковное учение из-за недостаточности логики. Но в том-то и сила, что человек не может изобрести и доказать другим то, что нелогично. Учение о Святой Троице превыше нашего человеческого разума, превыше нашего опыта. Но именно через это учение открывается нечто величественное, дух захватывающее по глубине, силе и мудрости. Внутренним законом жизни Бога является любовь и единство.
       Это такое единство, что мы говорим не о трех богах, а о едином Боге, единство, которое скрепляет навечно Божественную триаду. Преподобный Сергий не только умом прозревал эту тайну Святой Троицы – он сердцем ее прозревал. И, понимая, как важно людям приобщиться к этому Божественному догмату единства Святой Троицы, он учил своих учеников.
       И как это было важно в то время, когда Русь была раздроблена. Пример Бога, живущего в единстве по закону любви, явился вдохновляющим примером для людей. И перед лицом Единой Троицы разрушалась, по слову преподобного Сергия, рознь мира сего.

       Сегодня у нас не меньше вызовов, которые способны разрушить единство народной жизни. Мы видим, как велика рознь среди народов, государств, как напрягаются политические отношения. Мы «слышим о войнах и о военных слухах». Вдумчивый человек не может с легким сердцем смотреть новости или читать газеты, понимая, как рознь мира сего разрушает человеческое общежитие.
       Особенно же волнует всех нас то, что происходит в Отечестве нашем. И, подобно преподобному Сергию, лицезрея святость, нерушимость, любовь, единство Святой Троицы, мы из этого места обращаем призыв ко всем нашим соотечественникам – преодолевать рознь мира сего.
       Это непросто, потому что рознь происходит от завышенного, гипертрофированного понимания своей личности, неготовности с другими разделять свою жизнь, свои мысли, свои ресурсы. Это все приводит к некоей атомизации общества, когда ткань общественных отношений разрушается, или же, когда на эту ткань общественных отношений налагается страшная печать разделений, конфронтации и борьбы.
       Для того, чтобы мы могли все жить в мире, нужно уметь научиться себя отдавать другим. Нужно научиться хранить то, что свято для народа, что является его скрепой, что является фундаментом его единства и благополучия.
       Мы должны хранить наши нравственные заветы, которые пришли к нам от Самого Бога и которые вошли в историческую культуру нашего народа. Мы должны хранить веру нашу. Мы должны быть жертвенными, способными разделять жизнь с другими. И вот тогда по образу Святой Троицы рознь мира сего будет изничтожена.
       Кто-то может сказать: «Это нереально. Посмотрите на то, что происходит среди нас». Но ведь точно так же говорили святому преподобному Сергию: «Это нереально! Князь Олег Рязанский против, другие князья против. Как же ты сможешь объединить этих гордых, жестокосердных, не видящих далее своего носа князей во единое воинство, подчинить их единой воле?»
       Но именно потому, что князья в сердце своем имели веру православную, преподобный Сергий помог им понять, что любовью и единством сильны мы.
      
       И сегодня он, в том числе и через это празднование, обращает к стране нашей, к исторической Руси тоже самое слово: «Любовью, единством спасемся и рознь мира сего разрушим общением в духе со Святой Троицей, образом любви и единомыслия».
       И да поможет нам Господь в единстве, в общении, во взаимной поддержке и солидарности, которые превышают по силе духовной всякую человеческую немощь, устроять единство нашего Отечества ко славе Божией".
       "Пусть же и для грядущих поколений православных христиан светлый лик этого великого подвижника будет видимым свидетельством силы духа Православия, стойко противостоящего всем соблазнам и искушениям современности, а молитвенное предстательство игумена земли Русской будет сопровождать нашу Церковь во все времена, дабы чада нашей Церкви явились добрыми исполнителями апостольского призыва: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13,7)».
      
       Надеюсь, что приведенные ниже чудеса преподобного Сергия в наше время принесут духовную пользу читателю.

                История Лидии Сергеевны

        В 1997 году в Лавру приехала немолодая женщина по имени Лидия. Она была совершенно невоцерковленным человеком и ехала не для того, чтобы молиться или искать разрешения каких-то духовных проблем. Была проблема совсем другого рода. Лидия Сергеевна хотела забрать свою дочь Татьяну, которая, закончив университет, вдруг сказала, что не будет жить в миру, стала ездить по святым местам, древним обителям и наконец поселилась у Троице-Сергиевой Лавры.
        Здесь Татьяна встретила прекрасного духовника отца Онуфрия, который однажды, прозревая будущее, сказал: «Скоро приедет твоя мама. Приведи ее ко мне».
        И вот действительно, мама приехала, чтобы вернуть свое чадо к мирской жизни. Дочь, как и было условлено, повела ее к батюшке.
        Во время беседы с отцом Онуфрием с Лидией что-то произошло, из глаз ее потекли слезы, а в сердце неожиданно родилось желание покинуть бессмысленную суету жизни мирской и посвятить себя чистой, духовной жизни возле святой обители. Вместо того, чтобы забрать дочь, Лидия Сергеевна осталась сама, стала снимать жилье в Сергиевом Посаде и трудилась при храме.
        Через некоторое время, – это был 1998 год, – у нее обнаружили опухоль в горле, врачи сказали, что делать что-то безсмысленно – это стало серьезным искушением для только что обратившегося к Богу человека.
        Святые отцы говорят, что скорби никогда не посылаются людям случайно – они помогают как можно раньше увидеть непрочность земных благ. Только в скорбях, лишениях и болезнях мы понимаем, что чего бы ни стремились достичь на земле: богатство, славу, удовольствия, все равно придет момент, когда все это будет отнято. Более важно то, с чем душа встретит вечность. Именно скорби помогают обратить сердце к благам подлинным, вечным, духовным.
        У Лидии было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление.

        Для Лидии болезнь стала испытанием, насколько серьезно она обратилась своей душой к Богу. Теперь каждый день, с самого утра и до вечера, на протяжении всех акафистов в Троицком соборе Лавры она молилась преподобному Сергию. Ее уже хорошо знали лаврские монахи, совершавшие служение в Троицком храме, а она изо дня в день от всего сердца молилась.
        При этом в глубинах души у нее было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление. Обыкновенно все прикладываются только к раке – серебряному ковчегу, в котором почивают мощи Сергия, а на уровне главы Преподобного помещается стеклянная створка, которая лишь изредка открывается, и тогда можно приложиться к покрытой покровом главе святого Сергия.
        Наступило 7 октября, то есть день накануне осеннего праздника преподобного Сергия. К этому празднику в Лавру съезжаются все архиереи Русской Православной Церкви, которые во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси совершают торжественное богослужение. Лидия стояла недалеко от святых мощей, молилась.
        В это время в Троицкий собор вошел кто-то из приехавших архипастырей. Иеромонах, совершавший служение (то был отец Ираклий), открыл мощи Преподобного, пропустил владыку, а затем подозвал приложиться Лидию: «Матушка, давай, подходи» (имени ее он не знал, но часто видел в Троицком соборе).
        С какой верой, с какой надеждой и горячей молитвой она приложилась! Как сама вспоминает, слезами оросила покров Преподобного. Вечером на Всенощной на помазание она подошла самой последней, незнакомый ей архиерей помазал ей лоб, после чего она открыла ворот одежды, освободив пораженное опухолью горло, и владыка, поняв ее, произнес: "По вере вашей да будет вам (Мф.9:29" – Лидия Сергеевна еще и слов-то таких не знала, что они из Евангелия взяты – и святым елеем изобразил на ее горле большой крест.
        Ночью наступило исцеление, опухоль исчезла, как будто ее и не было. Сама Лидия Сергеевна рассказывала, что, проснувшись, почувствовала, как слизь выходит через рот.      
        Праздник преподобного Сергия Радонежского Лидия встретила совершенно здоровой.
        Вот так преподобный Сергий призывает людей к себе, под свой благодатный покров, и удивительным образом помогает в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.
      
        Сама Лидия Сергеевна после чудесного исцеления пережила еще много скорбей.
        Едва она наскребла средств на покупку комнаты в коммунальном доме, как через каких-то год-полтора дом сгорел, как говорится, дотла. Пожар случился ночью, в мае 2011 года, пожарные оказались бессильны помочь. А милиционеры, развернув полотно, кричали сгрудившимся у окон второго этажа перепуганным жильцам: «Прыгайте, прыгайте». Но полотно милиционеры держали так, что все, кто прыгнул, получили повреждения.
        Лидия Сергеевна, семидесятилетняя женщина, сломала при падении позвоночник. Что говорить о других ее травмах – переломаны были все ребра – если о позвоночнике врачи ей сказали, что она уже не сможет ходить. Перелом позвоночника получила и дочь, но, если Татьяна в результате лечения смогла ходить и обслуживать себя, то Лидия Сергеевна первое время оказалась прикована к кровати. Будучи без жилья, здоровья и денег, она в полной немощи взывала ко всем, кто только мог бы помочь. Найти тихий угол ей удалось с огромным трудом.
        При посещении ее удивительно было видеть, что в самых скорбях она всегда оставалась бодрой духовно. Через год, с трудом научившись передвигаться по помещению, она не роптала, более того, укрепляла тех, кто ее навещал.
        Путь к возвышенному всегда сопряжен с трудом и усилиями. Вспомним, что сам преподобный Сергий испытывал в своей жизни большие трудности. Когда он пришел на место будущего монастыря – холм, называемый горой Маковец, был покрыт непроходимым лесом, в котором водились хищные звери. А ведь наша, русская зима отличается жестокими морозами!
        Представим жизнь в простой деревянной келии, срубленной собственными руками. Ни централизованного отопления, ни водопровода, ни живущих рядом людей.
        Но преподобного Сергия согревала молитва, а его верность Богу и чистота его души преобразили и окружавший его мир. Как описывает ученик Сергия Епифаний Премудрый в житии своего святого наставника, возле преподобного Сергия дикие звери теряли хищные нравы, так что даже медведя Преподобный кормил из собственных рук. И в наши дни угодник Божий помогает в скорбях, помогает преодолевать страсти людские, но нам не подается полностью беспечальная жизнь, чтобы в жизненных испытаниях мы могли укрепляться духовно.

        Живя в Сергиевом Посаде, еще до травмы позвоночника Лидия Сергеевна участвовала в благотворительной деятельности, собирала помощь для детских домов, сама раздавала ее и беседовала с детьми о Боге. Некоторое время она посещала детский дом для слепоглухонемых. Долго посещать не смогла, так как при виде слепых детишек у нее слезы текли ручьем. Батюшка сказал, что со временем сердце ее привыкнет и станет пожестче, но этого она так и не дождалась, ушла.
        В детском доме она познакомилась со слепым мальчиком Владиком, так звали и ее собственного внука. Лидия Сергеевна все время общалась с мальчиком. Когда она приходила, то он говорил: «Пришла бабушка Владика и моя». Узнав о возможности пересадки органов, Лидия Сергеевна предложила забрать у нее один глаз для Владика: «Я уже пожилая, мне он не нужен, а ему пригодится», но врачи сказали, что в случае Владика это невозможно – у него с рождения не только отсутствовали глазные яблоки, но и не было ведущих к ним нервных стволов.
        В лице этой женщины многие видели безкорыстного, доброго человека. В итоге она лишилась всего, но, даже будучи прикована к кровати, умела душевно укреплять других. Господь всегда спасает от тоски и уныния тех, кто имеет любовь к ближним и оказывает им деятельное добро. Лидия Сергеевна после ряда испытаний стала еще добрей, хотя и до испытаний доброты у нее было немало.
        Так, отец Онуфрий благословил Лидии Сергеевне помогать одной сильно пострадавшей женщине. Звали ее Светлана и трудилась она в подмосковном лепрозории. Лепрозорий – место нахождения и лечения прокаженных — долгое время был засекречен. К несчастью Светланы, муж ее сильно страдал алкоголизмом. Однажды, в пьяном бреду он схватил ружье и выстрелил в супругу – она не успела от него убежать, дробь поразила позвоночник в четырех жизненно важных местах. Так она стала калекой, передвигалась с трудом на колясочке.

        Лидия Сергеевна регулярно навещала ее, пока Светлана жила в Сергиевом Посаде рядом с храмом святых Петра и Павла. Но потом по какой-то причине Светлане пришлось переехать в дом, находившийся на территории лепрозория. Поселилась она в котельной на втором этаже. Лидия Сергеевна время от времени приезжала туда. Как-то в морозный зимний день она с двумя сумками продуктов поехала на автобусе к Светлане. Автобус сделал крюк и приехал к конечной остановке, миновав нужный поселок.
        Выйдя на улицу, на морозном ветру Лидия Сергеевна стала сильно скорбеть, совершенно не зная, что делать, и от всей души молилась преподобному Сергию помочь в этой ситуации. Тут совершенно неожиданно подъезжает такси. Водитель, словно прочитав скорбь Лидии на ее лице, вежливо спрашивает: «Вам куда надо?», довозит до нужного места и не берет за это денег. Пока Лидия Сергеевна поднимала свои сумки, обернулась, чтобы еще что-то сказать водителю, а машины как будто и не было.
        Подошла к дому, и уже на первом этаже подъезда услышала, как рыдала навзрыд Светлана. Мобильных телефонов тогда ни у кого почти не было. О том, что Лидия Сергеевна должна приехать, Светлана не знала, но именно в это время с ней случилась сильнейшая болезнь, при которой требовалась чья-нибудь помощь. Светлана просила преподобного Сергия послать ей кого-нибудь. Появление Лидии Сергеевны она приняла как величайшую милость Божию по молитвам преподобного Сергия Радонежского. Светлана прожила еще шестнадцать лет и покинула земной мир в конце 2013 года.
        К изложенному надо добавить, что Преподобный Сергий не часто, а всегда по молитве посылает помощь Лидии Сергеевне.

         Итак, «Господь даровал нам этого великого угодника Божия, чтобы мы молились ему, каждый о своем. Но все вместе, как Церковь, мы должны молиться о нашем общем Отечестве, об исторической Руси, чтобы никакие перипетии, искушения и соблазны не разорвали единое тело Святой Руси, чтобы сохранялась единая Церковь, чтобы благодать Божия всегда была с нами, чтобы народ наш никогда больше не отступал от веры, чтобы память о святом Сергии Радонежском помогала и нам, людям XXI века, преодолевать трудности и соблазны мира сего, как помогала она современникам Преподобного совершать великие подвиги. И пусть молитвы Преподобного помогут многострадальной Украине.
      
        «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный Чудотворче».

      Тропарь на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского,глас 4
       Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно,любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

       Кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому, глас 8
       Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

       Величание
       Ублажаем тя,  преподобне отче наш Сергие,  и чтим святую память твою,  наставниче монахов  и собеседниче ангелов.

                МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ

       О священная главо, преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!
   
      Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия.   
         
      Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим — утешение, недугующим — исце­ление, падшим — возставление, заблудшим — на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся — укрепление, благоделаю­щим — в делах благих преспеяние и благословение, младенцем — воспитание, юным — наставление, неведущим — вразумление, сиротам и вдовицам — заступление, отходящим от сего временного жития к вечному — благое уготовление и напутствие,
      отшедшим — блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

      ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС, О ДУХОВНОМ ИСЦЕЛЕНИИ РУССКОГО НАРОДА.



Источник:
http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT1974.htm
http://azbyka.ru/days/sv-sergij-radonezhskij
Информационно-просветительская газета “Маковец”,
выпуск от 26 июля 2012 года №13 (62)
http://www.lavra.tv/publications/sermons/?ID=23038
http://www.patriarchia.ru/db/text/28999.html
http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=18822.15