Кратко о справедливости в юриспруденции

Аникеев Александр Борисович
    Такой термин, как справедливость употребляется с давних времен и прочно вошёл в словарный запас различных народов. Сущность и содержание справедливости, ее соотношение с правом как нормативным регулятором общественных отношений часто становится  объектом острых дискуссий философов, юристов, экономистов и простых граждан с древнейших времен.

     Исторический опыт показывает, что одни и те же явления и поступки в различные исторические эпохи оценивались по-разному, но смена одной эпохи другой не приводила к резкой замене и отрицанию существовавшего ранее понятия справедливости.  Это говорит о том, что справедливость диалектически связана с экономикой общества и качественный скачок в другую формацию не приводит к соответствующему скачку в общественном сознании, сохранив его у многих почти на прежнем уровне в бытовом повседневном толковании. В целом оно сохраняло предшествующие представления о справедливости и базировалось на признании непререкаемости норм обычного права, что выражалось в простом следовании общепринятому порядку и только дополнялось какими-то новыми чертами.

     Именно поэтому при развитии новой социально-экономической формации представление о справедливости ещё выражало старую нравственную оценку поведения на уровне племени, рода или общины с учетом их участия в делах сообщества применительно к старому укладу жизни, традициям, обычаям и нравам.
     Новые понятия и нормы поведения образовались в новом зарождающемся господствующем классе на основе их экономического преимущества, что отражалось на характере их поведения, а это в свою очередь в какой-то мере обязательно меняло их психику.
     В то же время угнетённый класс в лице освободившихся от рабства рабов,  или от крепостного рабства крепостных, ещё был не в состоянии как-то противопоставлять себя коллективу даже на основании прав по новым законам, поскольку в случае несоблюдения традиций, обычаев и запретов на новом уровне развития мог быть подвержен обструкции и даже иногда был вынужден покинуть общество, ибо не был достаточно хорошо защищён службами государства по обеспечению законности, а это иногда грозило и смертью.
 
      Кара за нарушение закона для большинства всё так же выступала как необходимость для обеспечения справедливости общественных отношений, но уже на новом этапе развития общества.
   
      Принятые с появлением буржуазии и буржуазных понятий собственности такие новые лозунги, как свобода, равенство и братство с разделением общества на новые классы угнетателей и угнетённых, понятие справедливости вновь полностью соответствовало только интересам господствующего класса. Это выразилось в делении справедливости на уравнительную и распределительную, причем равенство, как основа справедливости, допускалось весьма ограниченно. Такому понятию справедливости соответствовало и представление о государстве, как оплоте и выражении справедливости, а также о законах и праве, как ее критерии и средстве защиты интересов народа
      
      Воззрение о необходимости юридической ответственности за совершение преступления, неотвратимости наказания и реализации роли правосудия в этом процессе красной нитью проходит через учения древних, является базисом их философских концепций. В древнегреческой и древнеримской правовой мысли господствовала концепция тесной взаимосвязи права и справедливости – право должно быть основано на справедливости, которая присуща самой природе человеческого разума и социальным отношениям. Справедливость всегда рассматривалась прогрессивными умами как цель, к которой должны стремиться люди, законы и право.

     Когда христианство принесло понятия гуманизма и ценности личности, а также введение в понятие справедливости греха, добродетели и Бога как некоего источника справедливости, привели к попыткам, с одной стороны, переосмыслить моральную составляющую справедливости, а с другой, примирить высшую несправедливость, например, смерть невинного, процветание негодяя, власть тирана и т. д. с божественной справедливостью, ибо на всё воля божья.

     В период развития капиталистических отношений и победы человека над некоторыми силами природы, что повлекло развитие атеизма, проблема справедливости как характеристики качества жизни стала уходит на второй план, а основой  регулирования социальных отношений стал выступать закон и оговоренные им правовые нормы. В связи с этим  достижение справедливости стали связывать с исполнением именно правовых предписаний, поэтому стала получать массовое развитие идея справедливости как равноправие людей и возрастать значимость справедливости в правовом, а значит в юридическом ее понимании. Именно в этом случае, когда во главе угла стал сам народ как представитель законодательной власти, а значит и как источник законов и справедливости, стало провозглашаться равенство прав людей перед законом как необходимое условие для развития справедливости. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в ходе развития человечества наблюдается стойкая тенденция к правовому оформлению справедливости и никакой власти, кроме законодательной, у народа при демократии быть не может! При любой власти судебно-правовая и исполнительная власть должны быть у государства, но при демократии для исполнения законодательной воли народа!

     Справедливость, как неотъемлемая характеристика соответствия любого социального явления в закономерностях развития общества, может присутствовать во всех социальных нормах и явлениях, в которых данный социум развивается, в религиозных, моральных, корпоративных, нравственных, в том числе и в правовых нормах.
     В свою очередь, право – это только неотъемлемая часть справедливости, но не сама справедливость. Определение справедливости как правового явления верно только в том случае, если мы признаем, что в обществе, кроме права, нет никаких других проявлений человеческой жизнедеятельности в вопросах этики, морали и нравственности, когда «всё остальное – ничто, а право - всё». Но для справедливости этого недостаточно.

     Само правосудие, как возможность обеспечивать справедливость, ничто, если сами законы несправедливы или нет механизма, чёткой системы и служб по обеспечению законности. В этом случае, соответственно, и процесс воздаяния за преступление, а также приговор по уголовному делу как венец деятельности суда по отправлению правосудия, тоже будут несправедливыми. А значит правосудие необходимо рассматривать в трёх различных сферах: с этических позиций, с точки зрения морали и нравственности, которыми оценивается собственно процесс воздаяния; с социальных аспектов, с точки зрения восстановления нарушенных отношений в обществе; с правовой составляющей и с точки зрения правовых норм.  В свою очередь и правовые нормы также должны быть справедливыми постольку, поскольку они используются субъектами уголовного процесса, ими же опосредован и правовой статус последних.

    Таким образом, справедливость в области уголовно-процессуальных правоотношений выступает как категория этического, социального и правового характера.

    Под справедливостью в сфере уголовного процесса можно понимать обусловленное фактом совершения преступления свойство уголовно-процессуальных правоотношений, закрепленное в основных началах процессуального законодательства. Это обычно выражается в единстве взаимозависимости нравственно-этических и социально-правовых основ, которые должны обеспечивать строгое соблюдение установленной законом процедуры привлечения к уголовной ответственности за правонарушение. Именно в ходе этой процедуры происходит назначение и связанная с ним реализация наказания или иных мер уголовно-правового характера, соответствующих характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, возмещение причиненного преступлением вреда потерпевшим, а также реабилитация лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности.


        По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь то-то понравилось и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!