Последний конвой. ч. 3

Станислав Сахончик
Дорога на Дахлак. Как все начиналось…
Наконец все хлопоты по укомплектованию экипажа ,тренировкам и сдаче задачи К-1 закончились, и Т-73  направился в Балтийск. Там ,на  военном заводе предстояло пройти дооборудование для   войны в тропиках, установить  тумбы для  крупнокалиберных пулеметов «Утес».
Пред выходом командование бригады спохватилось, что офицерский состав  катера – сплошь молодые старлеи  одного выпуска с командиром который только чуть их старше, и отправлять их в такой далекий путь без отеческого догляда со  стороны старших товарищей  было бы неразумно.
Поэтому  флотское начальство  назначило начальника штаба  195 дивизиона  ракетных катеров капитана 3-го ранга Белоногова  старшим  на  межфлотском переходе. Так сказать, «во избежание...» Мало ли чего шустрый офицерский молодняк учудить может.
 Надо сказать, что его присутствие во многом помогло Филипчику в улаживании в штабах всяких вопросов  по  обеспечению, ибо все же звезды   капитана третьего ранга и его авторитет «весили» больше, чем все старлейские звездочки  на катере, вместе взятые. Заодно добавили в экипаж и штурмана с ремонтировавшегося  сторожевика. Теперь экипаж катера насчитывал 6 офицеров, трех мичманов и 20 матросов и старшин.
Учитывая  важность задания, на заводе  работали ударными темпами, экипаж, разумеется, был задействован тоже.  Работа была проделана большая-заменен главный и вспомогательный дизели, системы навигации, проведен ремонт и заправка кондиционеров, установлены дополнительные бронещиты, пулеметные турели и сделан тропический навес на  ходовой мостик.
После окончания дооборудования  катер вышел на  полигон боевой подготовки, где провели боевые стрельбы, отработали маневрирование  на всех режимах работы дизелей. Тестировали и навигационные  системы, РЛС, станции наведения артиллерийского огня.  Все работало,  как положено, и Филипчик со спокойным сердцем подписал документы по приемке.
Карты перехода по внутренним водным путям  штурман получил, «добро» на выход из Главной базы Балтфлота подтверждено.
Дальнейший  путь лежал в Ленинград, где выгрузили боекомплект и торпеды, оттуда вверх по Неве и Ладоге до входа в речную систему. Там, по плану перехода, катер берут на буксир и проводят по рекам, каналам и шлюзам.
Для привыкшего к  морским просторам, высоким скоростям и самостоятельности в решениях Филипчика, это было сущим мучением. Старший перехода Белоногов  мудро не вмешивался в  его действия, вполне благоразумно считая, что за все  на корабле отвечает командир, независимо от того, кто и с какими звездами находится на борту.
Тащиться на буксире за медлительным речным теплоходом  или впереди толкача на жесткой сцепке - дело муторное, хотя  живописные среднерусские  пейзажи по берегам рек, зеленые городки с церквушками  пристанями для Филипчика, потомственного морского офицера, выросшего на Тихом океане, были в новинку.
Для того, чтобы  экипаж не расслаблялся, офицеры постоянно проводили тренировки по боевым постам, устраивали учения по борьбе за живучесть. Не были забыты и политзанятия, для советского военно-морского флота элемент обязательный, за  проведение которых гоняли порой  гораздо жестче, чем за огрехи в боевой подготовке.
Большая остановка прошла только в Нижнем Новгороде, где пополнили запасы и сходили в увольнение. Да и на широкой Волге было как-то попривычнее…
Но самое невеселое дело было при прохождении шлюзов Волго-Донского канала, сплошная  тягомотина ожидания заполнения шлюзовых камер действовала на нервы больше, чем  приличный шторм.
Так, не спеша, с мелкими приключениями дошли до Ростова, затем, после недолгой остановки, наконец-то попали  Азовское море, тепло распрощались с буксиром и своим ходом  дошли до Севастополя .Только когда засияли знаменитые огни Инкерманского створа, Филипчик на карте перехода в кают-компании отметил время прибытия -29 сентября 1990года.
Катер пришвартовался к пирсу  бригады ОВРа в Стрелецкой бухте. После представления командиру бригады, Белоногов и Филипчик  на поданной машине убыли в  штаб Черноморского флота на инструктаж. Там , в оперативном отделе, их уже ждали. Приняв рапорт Белоногова  о завершении межфлотского перехода, офицеров ознакомили с планом дальнейших действий.
Отдыхать придется недолго ,отряд  кораблей для  похода в Красное море будет состоять из морского тральщика «Тракторист»,Т-73 и морского буксира МБ-81.
Предстояло получить карты  Черного и Средиземного морей, карты и лоции района боевых действий, пополнить запасы продовольствия, боеприпасов, топлива и питьевой воды до штатных объемов. Необходимо также  получить стрелковое оружие и патроны для экипажа.
Боекомплект снарядов  и патронов для пулеметов для кораблей базы погрузят на тральщик и буксир. Патроны к пулеметам «Утес», исходя из опыта  ночных боев с катерами, будут выданы преимущественно  типов Б-32 и БЗТ-44 новых серий. Завтра в штабе бригады ОВРа  запланирована  встреча с командиром  тральщика и капитаном буксира и очередной инструктаж по переходу.
И снова для Филипчика и офицеров начались горячие деньки. В город удавалось вырываться лишь изредка-немного побродить по Приморскому бульвару, сходить на  Малахов курган с матросами, посидеть в ресторане «Севастополь», что в Артиллерийской бухте, в  тесной офицерской компании.
Экипаж, пообщавшись с моряками бригады ОВРа, побывавшими на Дахлаке, как-то сразу подтянулся, стал строже и более  ответственно относиться к подготовке похода. Все уже осознали, что  предстоит не простая прогулка по морю и даже не учения. Они идут на войну, а там может случиться всякое…
Поэтому матросы спокойно восприняли тренировки по стрелковой подготовке, вдоволь настрелявшись из автоматов, пулеметов и гранатометов на полигоне. Заодно и пристреляли личное оружие офицеров, в принципе мало нужное в   мирной службе.
Ну а дальше были торжественные проводы  кораблей, как обычно оркестр играл «Прощание славянки» и  бравурные звуки далеко разносились по вечерней Стрелецкой бухте.
Так , с 20   октября  1990 года в 19.00  начался поход  последнего отряда советских кораблей на архипелаг Дахлак, на  чужую войну, в которой приходилось участвовать,но нельзя было ни победить,ни проиграть...
Все  корабли отваливали от пирсов своим ходом ,как положено,и только выйдя из видимости Севастополя, катер Филипчика принял буксирный трос от МБ-81.
Погода была свежей, дул попутный ветер, на ходовом  мостике ощутимо  сквозило и  непривычно покачивало - все же чувствовать себя без хода в открытом море  для моряка неуютно.
Курс лежал на Босфор…. (продолжение следует) На фото: катер на заводе в Балтийске.