Коллекция

Борис Бычков
КОЛЛЕКЦИЯ
       Родился я в самом сердце Москвы – на Балчуге. Точный адрес –площадь Балчуга ,дом № 1. Сейчас это роскошная гостиница «Балчуг- Кемпинский». А до 1957 года наше здание называлось Дом офицерского состава Минобороны ( по сути очень неблагоустроенное семейное военное общежитие – скажу, например, что в большинстве так называемых квартир не было ни горячей воды, ни туалетов; газа, как и во всей столице, тоже не было ).
    Но жили дружно – большими компаниями отмечали праздники – Новый год, Первомай, 7 ноября. Матери и бабушки с субординацией не считались – вместе пекли ароматные пироги, варили варенья и делились рецептами, вместе репетировали для самодеятельных концертов – талантов хватало. Дети капитанов, полковников и генералов ходили в одну школу. Если же кто-то заболевал – помощь совместно  оказывали.
     Игрушек было мало – послевоенные годы – меняли у старьевщика ненужный хлам на свистульки, бумажные шарики с опилками на резинке, пистолетики, оловянных солдатиков; девчонки брали у него дешевенькие стеклянные бусы или ленты. Чем еще развлекались ?  Прыгали через «скакалку», в «классах»; с азартом играли  в «чижика», «салочки», «прятки»,"в войну,устраивая бои с "фашистами" (отголоски настоящей,недавно закончившейся нашей Победой были ещё очень сильны). И, как один, были увлечены собирательством.
     Кто-то собирал солдатиков, кто-то монеты дореволюционные и наши советские. Но большинство «коллекций» были намного проще – открытки поздравительные «С Новым годом!», «С праздником Великого Октября» и другие, только 9 мая – святой праздник Победы – тогда ещё не отмечали; собирали мои сверстники яркие конфетные фантики, а чуть позже –спичечные этикетки. Некоторые хвастались марками. Вот и я решил начать собирать марки. Как это делать правильно – никто меня , конечно, не учил.
     Поэтому, подражая многим другим, брал всё подряд ,лишь бы было ярко и побольше. Надо мне кое-что пояснить.
     В  год и семь месяцев я перенес полиомиелит (детский паралич) – прививок в то время ещё не создали – ноги парализовало. Скучными , растянутыми днями находился  я в постели или на огромном в полкомнаты диване, из которых, насмотревшись диафильмов «про войну», сооружал то торпедный катер, то партизанскую засаду, то воображал себя  одним из героев  Жюль Верна или Фенимора Купера и отправлялся в загадочные странствия на моих «диванных» кораблях. Представляете каково приходилось маленькому непоседе проводить время в праздности и малоподвижности.
     Книги, интеллектуальные карточные игры (такие, как «кинг», «преферанс», «бридж») шашки и шахматы , в которые меня научил играть отец и впоследствии ставшие весьма хорошим средством развлечения, отдыха и даже установления новых контактов (что не раз служило мне важным подспорьем в журналистской работе); и, наконец, коллекционирование марок, всерьёз захватившее меня – были моими спасательными островками.
    Так вот, начав собирать марки, я, словно ненасытный пылесос брал всё без разбора. «Коллекция» разрасталась на глазах и скоро уже не помешалась в линованную тетрадку. Среди груды марок были и слегка надорванные, и полностью забитые штемпелем,  множество с обрезанными краями и , конечно, все без клея. Когда же мне достались первые негашеные марки -я  «с  дурной головы» их испортил – стал наклеивать  в тетрадь ,смачивая слюной клеевую сторону.
     …Через лестничную клетку влево от нас жил молодой офицер. Капитан, судя по четырем маленьким звездочкам  на погонах. Он иногда заходил к отцу по службе. Однажды, когда я в сотый раз  пересматривал свои марки, в комнату заглянул Виталий- так звали соседа. Он подошел поближе, взглянул через  моё плечо и с одобрением произнес:
     - Молодец! Марки коллекционировать - дело важное и полезное. Дай я погляжу, что там у тебя?
     Я протянул ему пару тетрадок  и переполненный почтовый конверт, в котором тоже хранил марки. Он бросил беглый взгляд и словно зубная боль исказила его лицо. Виталий недовольно поморщился и с неподдельным негодованием произнёс:
     - Ну это же варварство, Бориска! Так коллекцию не собирают. Ты всё портишь. Филателия – это же сплав искусства и образования. А у тебя пока мусорная куча какая-то.
    
   
     - А ты его научи, как надо правильно- будь добр, Виталик! Борис у меня сообразительный,- сказал вошедший в комнату отец.
     - Есть, товарищ полковник!- живо отозвался сосед,- Может быть и Вы заинтересуетесь. Вдвоем с сыном веселее и интереснее будет.
     - А что такое филателия?- проявил я любопытство.
     - Это  название коллекционирования марок, штемпельных гашений, почтовых конвертов,- быстро отозвался Виталий.- Но тебе рано говорить о коллекции. Повторяю – пока вижу только кучу знаков почтовой оплаты –причем, кучу без всякого смысла. Не обижайся,- сказал, заметив ,как я «скис».- Ты только первые шаги делаешь – двадцать лет назад я тоже ничего не понимал и охотно начал учиться с подсказок сведущих  людей.
     Для начала , давай определимся, что ты будешь собирать? Перво - наперво какие страны? Брать марки со всего мира – бессмысленно. Одна пестрота, а толка нет- всё равно, все не соберешь.
     На мой взгляд, начать стоит с коллекционирования марок нашей страны. Вдумайся: за каждой миниатюрой - история становления нашего государства; люди, которые принесли неувядаемую славу Родине ( ученые, писатели, полководцы, путешественники, художники, герои ), красивейшие пейзажи разных районов огромного Советского Союза. Словом, каждая филателистическая миниатюра помимо яркой картинки наполнена смыслом  и интересным содержанием, а значит , неизбежно будет подталкивать тебя к знаниям. Ты станешь больше читать, знакомиться с энциклопедиями, справочниками. Ведь интересно знать, кто и почему изображен на крохотном кусочке бумаги; за что такая честь, чтобы портрет этого человека был напечатан в миллионах экземплярах и разошелся по всей стране и другим странам мира? Здорово? Тем более, что с твоим сидячим образом жизни, из-за болезни ног, ты уже пристрастился к чтению. Занятие великолепное, но когда оно помогает еще и знания увеличивать – силы твои умножаются во много раз и начинается настоящая исследовательская работа,- подвел итог своей речи Виталий.
Через несколько дней Виталий зашёл и подарил первый  настоящий кляссер. Внутри была великолепная серия марок и блок «800 – летие Москвы».
С этого началась моя коллекция. Собирал я её всю жизнь.
Двадцать пять лет назад пришли другие времена,с другой моралью. К сожалению,многие люди стали считать воровство чуть ли не обычным явлением,говоря про потерпевших "лопух,пусть рот не разевает".
Недавно коллекцию украли. При чём сделал это человек,часто бывавший в моём доме,много раз сидевший со мной за одним столом.  Было очень больно - словно друга потерял.
Виталик -первый мой наставник  в мире филателии- через два года исчез. Отец сказал,что он получил задание на работу в Ливане и Сирии. Приближался 1953 год. Стратегические интересы СССР простирались на многие страны. Особенно на те,которым приходилось оказывать поддержку и помощь в борьбе против империализма,которые отстаивали независимость и суверенитет.