Именная стипендия

Петр Панасейко
             К тридцати годам Иван Репин в жизни достиг многого: получил два высших образования, его назначили вице-президентом в одну из компаний. Зарплата  соответствовала его желанию.  С женой развёлся: она, по национальности немка,  от него сбежала. Предлагала уехать жить в Германию, получила  отказ. Нашла того, кто согласился, и уехала. Детей она не имела. Проблем с выездом – тоже.

         В то время, как коллеги Репина один за одним покупали себе за городом  коттеджи, он продолжал жить в своей трёхкомнатной квартире, в которой в 1970 году родился. Отец умер от инфаркта, когда Ивану исполнилось восемнадцать лет. Жил с  больной мамой.

            Однажды в гости к маме зашла её школьная подруга. Сын находился на работе. Как-никак был обычный рабочий день. Разговорились. Внучка подруги училась  в пятом классе. И она увлеклась рассказом о любимой внучке Даше.

           В школе пять пятых классов, но именно в 5-й «Д»  собрали учащихся из бедных семей. В этом можно  убедиться, внимательно понаблюдав, в какой одежде заходят в класс пятиклассники. Это в советские времена все школьники ходили в установленной форме, носили одинаковые портфели. В 2000 году  всё выглядело по-другому: по форме ученика или ученицы спокойно можно  определить, кем работают их папа или мама. Наличие сотовых телефонов- это ещё не доказательство. Даже бедные родители, экономя на другом, покупали детям это средство связи, чтобы контролировать их местопребывание и, как говорится, «спать спокойно». Другое дело, что сотовые телефоны встречаются разные. Дочка подруги тоже купила Даше сотовый телефон, понятно, что самый простой. Она её воспитывала одна, как «мать-одиночка».

      Выслушав подругу, мама Ивана спросила:
      - А сколько  стоит хороший телефон?
      Подруга назвала сумму. Мама пошла в свою комнату. Вернулась с необходимой суммой денег:
       - На Серафима, это мой подарок твоей внучке на день рождения. Но купи и подари ей от своего имени. День рождения, кажется, у Даши через неделю?
       - Спасибо тебе, Катя, - вытирая слёзы, сказала подруга, - уж не знаю, как тебя и благодарить.
       - Ты меня уже отблагодарила, Серафима. В восьмом классе. Помнишь?
        - Помню, Катя.
          
       В школе Катя и Серафима сидели не за одной партой. Но когда в восьмом классе Катю из-за плохой успеваемости по математике хотели оставить на второй год, именно Серафима добровольно вызвалась помочь однокласснице. В итоге Катя закончила восьмой класс и поступила в кулинарное училище, где математика не нужна. Спасительница же окончила десять классов, потом институт, работала на заводе инженером, пока не попала под сокращение в конце «лихих» 1990-х годов.

         Катя после училища работала поваром в столовой много лет, пока не получила профессиональное заболевание. Ушла на инвалидность. Но оказаться в бедственном положении ей не «позволил» сын-преуспевающий менеджер.

         Когда ушла подруга, Екатерина задумалась, как помочь внучке  и её одноклассникам из бедных семей? Однако придумать ничего не могла. Она не имела морального права распоряжаться деньгами сына. Те деньги, что она отдала подруге - это часть «подарка» сына на День рождения. Ими она могла свободно распоряжаться.

        Вечером, после ужина, она поделилась своими мыслями с сыном.
       - Не волнуйся, мама, - ответил Иван, - что-нибудь придумаем. Класс какой?
       - Пятый «Д», сынок.
       - Завтра загляну к ним. А там решим, что делать.

        На следующее утро у Репина на работе состоялся разговор с президентом компании. Итоги его Ивана Ильича вовсе не обрадовали.
        - Ты что, Репин, предлагаешь нам взять шефство над этим классом и платить им  за учёбу? Больше ничего придумать не мог? Если тебе заработанные  деньги позволяют, плати им от своего имени и за  свой счёт.  Они тебя «на руках носить будут» и памятник поставят в своё время. К твоей работе у меня вопросов нет, «пашешь как лошадь». А деньги твои – распоряжайся ими по своему усмотрению.

       Пока ехал к школе, Репин в своей голове «прокрутил» всё сказанное шефом и пришёл к выводу, что тот прав. Шагая по ступенькам школьной лестницы,  Иван уже знал, что ему делать.

       - Вы к кому?- спросила классный руководитель 5 «Д» класса,  как только Репин открыл дверь кабинета.
       - Валентина Степановна, это Иван Ильич, сын подруги моей бабушки, - сообщила ученица Даша. Видимо, он пришёл меня проведать. Бабушка Серафима мне уже «все уши  прожужжала»: будешь хорошо учиться, станешь большим начальником, как Иван Ильич.
       - Ну тогда проходите, садитесь. Я Вас слушаю. Вы с чем пришли ко мне?
       - С предложением.
       - Руки и сердца?
       - Да нет, с другим. Я слышал («сорока на хвосте принесла»), что Ваш класс из пяти, самый отстающий. Это правда?
       - Это не просто правда, Иван Ильич, а самая что ни есть горькая правда.
       - Так вот, давайте с Вами вытащим класс в передовые.
         
           В классе раздался смех, смеялись все, кроме учительницы и того, кто «заставил» ребят смеяться. Валентина Степановна долго не могла их успокоить. Но когда гость предложил учительнице ввести для успевающих учеников и учениц стипендии своего имени, класс замолчал, словно «в рот воды набрал». Уж больно неожиданным и заманчивым оказалось его предложение.

         - Что-то я Вас не поняла, Иван Ильич? - перебила его  классный руководитель.-  Вы что, хотите ежемесячно из своих средств платить моим учащимся стипендии?
          - Вы меня правильно поняли, но только с маленькой поправкой: только преуспевающим.
          - Тогда толку от этого будет мало.
          - Это почему же?
          - Да потому, что преуспевающих у меня двое: известная Вам Даша и Коля Рябцев. Могли бы и не приходить, а Даше стипендию платить на дому. Через её бабушку.
         
           Последние слова учительницы поставили гостя в неловкое положение. Он начал думать, как выйти из него наилучшим образом. Всё это время смотрел на Дашу. Вдруг его «посетила» неожиданная, но такая спасительная в той ситуации мысль.
           - Критику Вашу, Валентина Степановна, я принимаю. Сделаем тогда так: со следующего месяца все двадцать пять учеников Вашего класса начнут получать ежемесячные стипендии в размере одной тысячи рублей,- сообщил гость.
           - Стипендии имени…?
           - Ивана Репина. Но это ещё не всё. Как я уже сказал, цель моей стипендии вытащить класс если уж не в передовые, то из отстающих точно. Поэтому до Нового 2001 года стипендии будут получать все. А потом мы с Вами их оставим только тем, кто будет учиться дальше без троек.
           - Полностью согласна.
            
           После этого, и пока класс сидел в глубокой задумчивости, Иван Ильич тихонько покинул кабинет, попрощавшись с его гостеприимной хозяйкой.
          
           Первые две школьные четверти пролетели быстро, наступили длинные зимние каникулы. Не все ушли на них радостными. К Даше и Коле "прибавились" только ещё восемь человек, кандидатов  на последующую именную стипендию имени Репина. Остальные пятнадцать человек, как не старались, с «тройками» справиться не смогли.

         Вернувшись после каникул, пятиклассники на первом же уроке увидели за учительским столом свою любимую Валентину Степановну и … Ивана Ильича. Последний объявил, что даёт «троечникам» ещё один шанс: до конца учебного года они будут получать его стипендии в размере 500 рублей. В классе раздались аплодисменты.

         Учебный год оказался тоже «не за горами». Какое же удивился Иван Ильич, когда он узнал, что в шестой класс перешли со всего класса только пять «троечников». Валентина Степановна, зная его добрые намерения , предупредила  заранее:
          - Иван Ильич, оставшиеся пять человек – это нормально. Больше от них Вы ничего не добьётесь, хоть давайте им стипендию в один миллион. Всему есть предел. Более того, если  Вы намерены платить стипендии моим учащимся и далее, то я Вам скажу, что к одиннадцатому классу их получать будут человек десять-пятнадцать. Не больше. Дальше в старших классах программа сложней, не каждый её одолеет на «хорошо» и «отлично». Но я Вам всё равно благодарна: по успеваемости мой класс с последнего пятого переместился  на третье место. «Бронзовая» медаль – это тоже победа. Победа над самим собой. У нас в школе создаётся музей, и Ваше имя Иван Ильич, будет там вписано золотыми буквами.

        Прошли годы. Валентина Степановна оказалась права: одиннадцатый класс  окончили на «4» и «5» только двенадцать её воспитанников, а одна выпускница получила «золотую медаль». Это была та самая Даша. Радости классного руководителя не было предела. В знак благодарности Ивану Ильичу она вышла за него замуж. Хотя такое предложение от него  получила ещё тогда, по итогам учебного года, когда её пятиклассники стали шестиклассниками.

22.07.2016 г.

Фото из Интернета