Ньокки из Сорренто. Часть 2

Борис Готман
   Продолжение

   Обед с ньокки и лимончелло прошёл, как принято говорить, в тёплой и дружественной  обстановке.
 
   Но расслабиться нам не дали. В сопровождении хозяйки ресторана к нашим столам подошёл симпатичный мужчина лет пятидесяти.

  -Знакомьтесь, - перевела нам гид слова хозяйки, - это Джованни, мой брат, а по совместительству - председатель нашего кооператива. Я попросила, чтобы он показал вам наше небольшое хозяйство и ответил на вопросы, если появятся.

   Хозяйство начиналось сразу за рестораном –  посадки лимонных деревьев  и олив.  Причём,  деревья перемежались – Джованни пояснил, не дожидаясь вопросов, что так лучше и с  агрономической,   и  с гастрономической сторон.
    
   Мне, конечно, бросились в глаза знакомые израильские трубопроводы капельного
орошения, проведенные к деревьям.  В нашей пустыне без этого просто нельзя, а вот зачем они в Италии, где пресной воды полно?!
    
   Даже подошёл ближе к дереву и наклонился, чтобы увидеть на трубках знакомые надписи.
      
   Это не укрылось от Джованни, который тут же объяснил, что важно не только дать деревьям воду, но и не "переборщить" с её количеством. Лишняя вода вымывает из-под корней микроэлементы и удобрения, которыми просто загрязняет потом почву, а деревья остаются без необходимых добавок.

   Израильский капельный полив позволяет просто и надёжно дозировать для каждого дерева необходимое ему количество воды.
      
   По словам Джованни, после того, как провели эту систему, урожайность каждого дерева увеличилась более чем  вдвое.
      
   Над деревьями и под ними были натянуты сетки, тонкие с мелкими ячейками сверху – от птиц и для затенения, солидные верёвочные  под ветками - для сбора плодов. На землю ничего не падает.
      
   Пошли дальше через посадки цветущих олеандр и магнолий.

   Правда, очень скоро вместо запаха цветов почувствовали совсем другие, куда менее приятные.
   
  -Ничего не поделаешь, - сказал Джованни, - мы выращиваем только экологически чистые продукты, поэтому основным удобрением является, сами понимаете, что.
   
   Но вот мы вышли из "зоны ароматов" и попали на улочки старинной  деревеньки с такой же старинной церковью и колокольней.

   Оказалось, кооператоры приватизировали не только материальную сферу, но и,  можно сказать,  духовную.

   Поясню, о чём идёт речь.

   В католических странах, и, конечно, в Италии  особой популярностью пользуются "presepe" – рождественские вертепы, которые обычно собирают в домах перед Рождеством.
   
   Вертеп символизирует рождество Сына Господня, с фигурками Егошуа - Иисуса, лежащего в яслях, Марии и Иосифа.
   
   Кстати, по поводу того, почему Святой Младенец лежит в яслях – кормушке для скота – имеется анекдот, который, вообще-то, и не анекдот, а один из бесчисленных случаев.

   Приезжает в гостиницу пожилая женщина и говорит портье, что заказывала номер.

   Портье смотрит на её лицо и сообщает, что евреев в эту гостиницу не селят.
 
   Дама отвечает, что она не еврейка, а католичка.
    
   На это портье говорит ей, чтобы она посмотрела на себя в зеркало.
    
   Дама посмотрела и сказала, что в зеркале – вылитая Дева Мария.
    
   Тогда портье спрашивает у неё, если она, как утверждает, Святая Дева, пусть скажет, почему рожала в хлеву.
    
   Он ожидал, что дама начнёт путаться в христианских объяснениях о смирении и бедности, но дама сказала, что теперь его очередь взглянуть в зеркало.
    
   Когда портье посмотрел в сторону зеркала, дама продолжила:
   
  -Рожать пришлось в хлеву, потому что идиот, которого ты видишь в зеркале, уже тогда не пускал в гостиницу евреев!
   
   Но вернёмся к вертепу.
   
   Непременные участники вертепа - это Вифлеемская звезда, а также вол и ослик, которые согревали родившегося в хлеву младенца своим дыханием.
 
   Рождественские вертепы собирают по всей Италии, но особенно славится своими мастерами по изготовлению фигурок для них Неаполь.

   В старой части Неаполя расположена уникальная улица via San Gregorio Armeno, состоящая сплошь из мастерских и лавок по изготовлению и продаже рождественских вертепов – одна из моих фотографий в такой лавочке видна на коллаже.
   
   Вершиной народных празднеств в Рождество является живой вертеп, в котором в ролях персонажей выступают люди.
   
   Живые вертепы представляют в декорациях, установленных под открытым небом.
   
   Но, безусловно, лучшей декорацией является целая «Рождественская  деревня», в которой многочисленные исполнители занимаются традиционными ремеслами и бытовыми делами.
    
   Зрители могут свободно переходить для осмотра от дома к дому, заходить внутрь и даже поучаствовать в действе.
   
   Вот и решили кооператоры использовать никому не нужные развалюхи, сдавая их в качестве народного театра!

   Успех превзошёл все ожидания – от желающих отбоя нет. А если к этому прибавить ресторан…

   Сейчас кооператоры думают о строительстве небольшого амфитеатра для оперных концертов: представляете – на фоне Сорренто, Неаполитанского залива, Капри и Везувия!

   А нам пора дальше…