Ереван и ереванцы. Рассказ первый

Екатерина Пудовкина
Одной из достопримечательностей Армении является воздух. Спускаешься по трапу самолета на землю и даже голова кружится от чистоты этого воздуха. Но, в командировке, большую часть дня приходится проводить в офисе, и на то, чтобы насладиться живительными свойствами эксклюзивной достопримечательности, времени остается совсем немного.

Накануне возвращения в Москву, мы с коллегой, ее зовут Наташа, по дороге из офиса, подъезжали к зданию гостиницы «Marriott Armenia», когда она вдруг взволнованно спросила:
– Светлана Сергеевна, а вы не знаете, есть здесь поблизости почта?
– Конечно, есть и даже знаю где, – ответила я, удивившись ее волнению: завтра рано утром мы должны возвращаться в Москву, и я никак не могла понять, зачем ей сегодня почта в Ереване.
– Да, я совсем забыла, вы ведь бываете в Ереване минимум раз в полгода. А вы можете прямо сейчас показать мне город? – думая о чем-то своем, спросила Наташа. 
– Хорошо, только весь город я показать за полдня не смогу, но несколько очень красивых, особенных мест, мы с тобой увидим.

И я начала свой рассказ о Ереване.
– Гостиница «Marriott Armenia», раньше называлась «Армения», а Площадь Республики, которая сейчас перед нами, имела название Площадь Ленина и памятник Ленину на ней был.
Каждому жителю Еревана известны пять зданий, верх которых выполнен из туфа, а низ из базальта, обрамляющих главную площадь города.  Национальный исторический музей Армении, о нем подробнее поговорим, когда будем обходить площадь, расположен напротив нас. Слева от гостиницы – здание Министерства иностранных дел и энергетики, справа – Центральное здание почты, а далее, через дорогу, здание Правительства Армении, его отличительной особенностью являются главные часы страны. Замыкает площадь здание гостиницы, возле которого мы сейчас находимся.

Прежде чем начать знакомство с Площадью Республики, давай повернем на улицу Вазгена Саргсяна и немного пройдем по небольшому скверу, полюбуемся фонтанным комплексом из множества питьевых фонтанчиков, установленных в 1968 году в честь празднования дня «Эребуни-Ереван». Их количество, 2750 штук, равно возрасту города на 1968 год, а в 2018 году, когда городу исполнится 2800 лет, количество фонтанчиков увеличится на пятьдесят штук.
Наверно, тебе покажется странным, что к такой величественной дате, вблизи центральной площади города установили только фонтанный комплекс, но у меня на этот счет есть собственное объяснение, и я думаю, за это объяснение жители страны не будут на меня в обиде.
На протяжении многих лет люди произносят слова: святая вода, святой источник. На Земле ничего не будет существовать, если не будет воды. Родник журчит, вода, которую мы выливаем из горлышка кувшина, тоже журчит! Вода живая, и на армянском языке это журчание «пул-пул», сливается со словом «ак», что означает «источник, родник», олицетворяющий нескудеющие силы и жизнестойкость народа Армении. А вместе получается «пулпулак», именно так здесь называют эти питьевые фонтанчики.
В 1861 году Федор Михайлович Достоевский написал в своей рецензии к творчеству Айвазовского, о котором мы с тобой поговорим возле Музейного комплекса, замечательные слова, которые я часто вспоминаю: «Истинные художники знают меру с изумительным тактом, чувствуют ее изумительно правильно». Именно эти слова подтверждают правильность выбора: в честь 2750-летия не обязательно создавать грандиозные монументы, достаточно сделать фонтанный комплекс, как особый символ воде и жизни на Земле.

Обойдя все пулпулаки, мы вновь оказались на Площади Республики, и, «против часовой стрелки», направились к Музейному комплексу.
– Здание Правительства Армении, согласно генерального плана архитектора Александра Таманяна, о котором я тебе расскажу немного позже, называлось Домом правительства Армянской ССР. Его проектирование, с последующим строительством, осуществлялось поэтапно: северно-западная часть, как здание Народного комиссариата по земельным вопросам, относится к периоду с 1926 по 1929 год, а комплекс Дома правительства, занимающий территорию целого квартала, проектировался с 1932 по 1936 год. В феврале 1936 года Александр Таманян умер, но строительство продолжалось до 1941 года и было приостановлено в связи с началом войны. Однако, сын автора проекта, архитектор Геворг Таманян, продолжил работу отца и в 1952 году строительство Дома правительства было завершено. 
Я тебе сейчас расскажу историю, которую мне поведали местные жители, про установку главных часов Еревана. Согласно проекту, центральная часть здания имела форму неправильного пятиугольника, и в период строительства, все стройматериалы доставлялись через отверстие на фасаде здания, которое не было предусмотрено в проекте, и по окончании строительства встал вопрос: что с ним делать? Кто-то предложил закрыть отверстие часами, но для реализации такого решения требовалось одобрение из Москвы, которое вскоре было получено.
К маю 1941 года работа над проектом часов, который создавался также в Москве, была завершена, а к середине июня 1941 года были готовы и сами часы, доставить которые в Ереван поручалось одному из московских инженеров. Диаметр часов составлял 3,6 метра, большая стрелка имела длину 1,7 метра, весила около 5 кг, маленькая, длиной 1,1 метра, весила 3,2 кг. Из-за начала войны часы доставили в Ереван только осенью 1941 года, их установку поручили Арцруну Явруяну, который и стал первым хранителем башенных часов.
Проект часов предусматривал схему механизма боя часов на колоколах, и эта схема была полностью внедрена. В настоящее время схема претерпела изменения: по колоколам ритмично бьют железные молотки отбивая ноты «до – ми – фа – соль – ля», что соответствует началу гимна Республики Армения. Еще одним отступлением от проекта является замена, в июле 2001 года, маятникового механизма на электронный блок, изготовленный в Ереване. Это было сделано в связи с тем, что из-за низких зимних температур воздуха, маятниковый механизм заклинивало и часы неверно показывали время.

Пройдя здание Дома правительства, мы подошли к Музейному комплексу.
– Здание Национального исторического музея – большой Музейный комплекс, включающий Государственную картинную галерею, расположенную на верхних этажах и являющуюся хранительницей более двадцати тысяч произведений искусства, и Музей истории Армении. В залах галереи представлены картины Шагала, Рубенса, Кандинского, Репина, Брюллова, Сурикова и других известных художников, а также коллекция картин Айвазовского и Мартироса Сарьяна. 
Айвазовский во всем мире признан мастером морского пейзажа. Он родился в 1817 году в Феодосии, и уже в детстве увлекался не только рисованием, но и музыкой, самостоятельно научился играть на скрипке. Судьба распорядилась так, что в августе 1833 года юноша стал слушателем Академии художеств в Петербурге, на казенный счет. В 1841 году, через четыре года после окончания Академии, Иван Константинович Гайвазовский изменил фамилию на Айвазовский. В двадцать семь лет он уже член четырех Академий художеств: римской, парижской, амстердамской и петербургской. Много интересного можно рассказывать об этом человеке, прожившим долгую жизнь. Он умер в 1900 году, не дожив несколько месяцев до восьмидесяти трех лет. В Национальной, или как ее еще называют, Государственной картинной галереи Армении, находится одна из полных коллекций картин Айвазовского.
Свой рассказ о Площади Республики я закончила, и тут же, подойдя к «бассейну», расположенному напротив Музейного комплекса, вновь обратилась к Наташе:
– А это, еще один фонтанный комплекс. Настоящий бассейн, с тремя группами «поющих» фонтанов, которые, поздно вечером в каждой своей струе, под звуки музыки, изменяют цвет и напор воды. Ты можешь все это увидеть из окна своего номера в гостинице.
– А, куда теперь? – спросила Наташа.
– Здесь недалеко есть магазин “Ноян Тапан”, где продают открытки.
Ожидая Наташу возле магазина, я думала, что она купит буклет или отдельно несколько открыток, но она выбрала только одну, с конвертом, после чего мы продолжили знакомство с Ереваном, отправившись на Северный проспект.

– Наташа, это Северный проспект. В градостроительном плане он соединяет две главные площади Еревана: Площадь Республики, на которой мы только что были, и Площадь Свободы, или Театральную площадь. Однако, в реальности, он начинается от улицы Абовяна.
Посмотри, какой прямой, строгий, с высокими зданиями, традиционно облицованные туфом и травертином, родственником известняка и мрамора, не впитывающим влагу и устойчивым к перепаду температуры. Построен, как и многие улицы города, на века. Да и как иначе, ведь его строительство началось осенью 2001 года, когда, например, зданию нашей гостиницы, возведенному на Площади Республики последним, было уже почти пол века, и это обязывало Северный проспект «вписаться» в архитектуру города.
Я тебе уже рассказывала, что летом в Ереване очень жарко, а зимой холодно. Объяснение этому – природно-климатические условия, город расположен в полупустынной зоне. По рассказам местных экологов, когда архитектор Таманян с коллегами создавали генеральный план города, они, ради улучшения микроклимата, предусмотрели в центре города и вокруг него возведение зеленых массивов. Кроме того, при застройке домов обязательно требовалось учитывать розу ветров, поэтому строительство зданий осуществлялось так, чтобы ветра очищали воздух в городе. Несмотря на то что эти особенности отражались и в последующих генеральных планах, в реальности все выглядит иначе.
Я рассказала Наташе о том, что Северный проспект был построен на месте не только обычных жилых домов, окруженных зеленью, но и зданий, имеющих историческую и архитектурную ценность, которые были, несмотря на протесты жителей, снесены. При этом, если жители получили за снос какую-то компенсацию, то исторические здания уже никогда не будут частью Еревана: на их месте выстроены элитные дома, на первых этажах которых разместились офисы, магазины, рестораны и брендовые бутики. Но, несмотря на все эти печальные факты, мне очень нравится этот проспект, он современный и имеет право быть частью столицы Армении.

Северный проспект, протяженностью более полутора километров мы прошли очень быстро, рестораны и брендовые бутики сегодня нас не интересовали. Временами я что-то дополняла к своему рассказу о Ереване, но в конце Северного проспекта Наташа уже не слушала меня: мы вышли на Площадь Свободы или, как ее еще называют, Театральную площадь.
– Это здание, где же я видела его? – произнесла изумленная Наташа, когда увидела театр.
– Это Площадь Свободы, а здание, которым ты так восхищаешься – Театр оперы и балета. Интересно то, что площадь расположена на пересечении четырех проспектов и семи улиц.
– А памятники?
– Их много на этой площади, но давай все по порядку.

Продолжение будет во втором рассказе.