Понятие кармы. Взаимосвязь кармы и реинкарнации

Лара Козиорова
Понятие кармы. Взаимосвязь кармы и реинкарнации.
                Карма – понятие многогранное и сложное, ибо оно одновременно и философское, и оккультное (эзотерическое), где смысл кармы гораздо объемнее, шире и глубже.  Будет справедливым заметить, что многим последователям различных экзотерических направлений карма представляется  в очень упрощенном понимании, ибо они связывают карму лишь с морально-нравственной системой координат, поэтому  в данном случае, карма  воспринимается лишь как некий механизм воздаяния.   Однако,  так ли это всё просто - рассмотрим вопрос подробнее.
                Карма, в качестве понятия, в который заключен философский смысл, произрастает из индуистских и буддийских сакральных текстов (Упанишады, Пураны, Веды, Бхагавадгита, Сутры, Абхидхарма, итд).  Но суть кармы проявлена во всех сакральных учениях мира. Карма – синтез взаимодействий.  Этот принцип кармы отражается во всех Священнописаниях. Так например, в Санкхье утверждается, что всё на самом деле происходит от взаимодействия Пуруши (что означает дух, вездесущее Космическое Сознание, или, в зависимости от каждого конкретного варианта – душу, являющую собой частицу Духа) и Пракрити (материи, также потенциала, энергии), из чего и созидается первичная карма. Вообще, взаимодействие духа и материи (также пребывание духовного в материальном) – центральный аспект всех возможных философий мира, ибо это есть великий принцип  непрерывности,  или Дыхание Бога… Это взаимодействие и порождает энергообмен причин и следствий, а потенция (потенциальность и предрасположенность) обеспечивает возможные направления и вариации проявлений.  На первый взгляд может показаться, что причина и следствие – это различные состояния, однако в мире всё взаимопроницаемо и взаимоперетекаемо, и в результате замкнутой цепи, возникшее  следствие может стать причиной для новых последствий.., итд, что являет собой спираль возможных изменений. 
                В масонских традициях Принцип Кармы представлен древнейшим символом: Уроборосом.  Хотя, изначально он далеко не масонский: данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи относятся примерно к  1600 г.  до н. э.  У египтян  они олицетворяли Вечность и Вселенную, а также цикл смерти и перерождения…  Впоследствии «Уроборос» из Египта  «дошел» до  Древней Греции, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца…  Великий Пифагор, праотец масонства, много лет учился в Египте и прекрасно знал об этом символе. Традиционно он представляется в виде змеи, замыкающейся в круг, что символизирует замкнутую цепь причин и следствий.  Это образ, также олицетворяющий соединение бесконечности и цикличности, являет собой   общую непрерывность процессов Бытия. Уроборос - символ Бесконечности и алхимического превращения (усердия).  Непосвященные люди считают, что змея кусает свой хвост… Но это лишь одна из возможных трактовок: так можно считать, если Принцип Кармы соотносить лишь с земным планом: аспектом воздаяний, когда действия индивидуума формируют дальнейшие возможные судьбоносные линии. Однако, если рассматривать этот символ глубже, относительно Мироздания, то можно понять, что змея не кусает свой хвост, а в данном случае, он  (хвост) замыкает кольцо: хвост естественным образом входит в рот змеи, что на языке символов означает: как бы не был длинен  путь (тело змеи), всё вернётся «на круги своя», к Источнику своему…   Источник порождает… И Источник забирает, пожиная опыт длинного пути…   Творец познаёт творение…. Выше уже было сказано, что первичная карма зачинается от взаимодействия Пуруши и Пракрити… 
Звучит Космогония: «Всё через него начало быть, и без Него ничто не начало быть»…
Уроборос представляет   самопорождающееся, самодостаточное Творение:  И первое было Слово, и Слово было у Бога…  И всё вернулось  к Богу: замкнулась цепь…  Всё вернулось, обнуляясь в Великом Ничто, и, растворяясь как «в черной дыре», дабы обновлённое и обогащенное опытом Творение продолжилось снова…
Но, учения Гермеса гласит: «как наверху, так и внизу», поэтому Уроборос вполне отражает и принцип земной кармы (кармы судьбы человека). Поэтому, как когда-то очень давно сказал Соломон: «каждый из нас наг пред ликом Истины».
                Принцип взаимодействий эманаций отражен и в восточных Священнописаниях.  Например, в буддийской Космогонии «сефиротическое древо» являет собой взаимосвязь основных принципов Творения, а именно десяти эманаций Божества, где каждая сефира производит своей эманацией последующую  сефиру, что с  большой точностью  согласуется с Каббалой (эзотерическим учением древних  евреев:  первой была зафиксирована «книга Сотворения» («Sefer Yesirah»), а древняя рукопись «Книги Сияния», принадлежавшая Моисею Лионскому, написанная на арамейском языке в Кастилии дошла  до нас   уже с  XIII в.).
                Карма –  эволюционный путь  изменений… Затрагивая тематику изменений, можно выделить три вида изменения: а) когда изменяется лишь внешняя форма, но суть остается неизменной (например, слиток какого-либо вещества под воздействием внешних сил преобразуется в некую форму: гончар лепит из глины горшок, б) когда исходное вещество под воздействием тех же внешних сил соединяется с другим веществом, и в результате возникшей реакции, образует уже не только новую форму, но и новую сущность (меняется нутро, вещества, приобретается новый его смысл (в пример можно привести любую из химических реакций), в)  когда  само исходное вещество (живой организм, форма, сущность) хочет измениться, вполне осознавая эту потребность, и здесь уже подключаются внутренние силы/резервы исходного организма: волевое намерение.  Так например, человека начинает двигать его Саттва  - субъективное самосознание, которое  стремится познать мир.
                «Человек есть не что иное, как «самопостижение», а это значит: познающий достигает такой степени осознанности или совершенства, на которой он может познать самого себя. Знать себя – это суметь овладеть своей внутренней природой, как в теории, так и на практике. Это понимание тайны своего бытия: откуда мы пришли, куда идем и зачем», - Р. В. Доля.
                Таким образом, посредством изменений, в единстве Вселенной происходит непрерывное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему…  Эволюция через изменения есть Закон Дхармы. Принцип, посредством которого он осуществляется – карма. Исходя из этого, уже можно принять существование эволюции сознаний разных у разных форм жизни. Многие приверженцы строгого материализма отрицают наличие души, её путешествия в мире материи и эволюцию, однако, мировая Космогония, восточные философские направления (например, та же Санкхья) и различные эзотерические течения принимают теорию о эволюции, иначе взаимодействия пуруши и пракрити было бы лишено смысла.  Но  обратимся  ближе к земному миру.               
                Последователи индуизма и буддизма рассматривают карму, как явление причинно-следственных связей,  но сам  смысл «карма» в этих эзотерических традициях соотносится  со словом «действие», отсюда,  в переводе с санскрита, карма – есть действие. Однако, это не совсем точный перевод: это не то действие, которое в привычной интерпретации соотносимо лишь с жизнедеятельностью человека, ибо в данном случае карма – есть Действенность, что являет собой смысл понятия «Действенный Закон». Закон, который всегда в Действии. В Упанишадах говорится, что человеческие существа за свои действия несут ответственность (принцип кармы), которая определяется цепочкой возникающих последствий. Некоторые школы восточных эзотерических традиций считают, что карма подконтрольна некому Верховному Божеству (Богу, Абсолюту, Единому),  основываясь на текстах писаний:  так Кришна в «Шримад Бхагавате» говорит: «Карма – это Гуру, карма – это сам Господь», в то время, как другие школы (более современные, где и понятия более эКзотерические) уверены  в том, что карма –  принцип  независимый  от Бога, ибо происхождение ее земное: карма создается (накапливается и нарабатывается) живыми существами, а потому,  течение её автономно.  Но, в любом случае,  «земная карма» - это те семена, что сеет человек в благодатные почвы Вселенной.  Кроме того, даже само понятие кармы весьма неоднозначно, и это верно, потому что, сводить Закон лишь к причинам-следствиям было бы неправильным. В чем же неоднозначность кармы? Например,  говоря о карме человека, буддисты разделяют карму на карму-судьбу и карму – действие от поступка (в текстах: пуруша-кара), последнее являет собой смысл «колеса Сансары», как  долгого цикла перерождений души в земной мир. Из этого следует, что также в понятие кармы входит и временной аспект: карма  прошлого формирует настоящее и оказывает своё влияние на будущее – если говорить о карме, проявляющей себя в линии судьбы в течение текущей жизни (одного воплощения). А если допустить наличие реинкарнации, то пространственно-временной аспект кармы говорит о том, что кармические накопления индивидуума к финишу его жизни станут стартом для следующего воплощения данной души.  Об этом знают все адепты, об этом повествуют все сакральные тексты… Например, в древних буддийских  текстах, где есть такое понятие, как «Кармический Ветер Воплощения», - мощная сила, своей волей влекущая дух (душу) человека к новому рождению, в соответствии с индивидуальной накопленной кармой за все предыдущие инкарнации.  К воплощению в конкретном географическом месте, в конкретном теле и в семью с оптимальными для этой души социальными, психологическими и материальными условиями в целях конкретных кармических задач, за приобретением нового опыта, за мудростью, приобретаемую через опыт…
Возможно, что этим объясняется эволюция сознаний разных форм жизни.               
                Но не только индуистские и буддийские тексты уповают на существование реинкарнации.   Многие античные философы-мыслители рассуждали на сей счет: Пифагор, Ксенофан, Ямблих, Диоген,  Платон, Пиндар, Эмпедокл, Сократ…итд. 
Пифагор: «Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью».
Сократ:  «В этой жизни существо на самом деле не узнаёт новое, а, скорее, припоминает истины, известные ему из прошлых жизней».
Эмпедокл: «души первоначально обитали в высших сферах и пали в этот воплощенный мир»…
Платон также  выдвинул свой ряд  гипотез о жизни человеческой души после физической смерти, он говорил, что душа - это жизненное начало, что она вносит (вдыхает) жизнь в тело. 
                В Священных текстах Герметизма  акцентируется внимание на  реинкарнации:
«Гермес: «Всякая частичная душа, сын мой, подвержена череде превращений».
Тат: «Что значит: частичная»?
Гермес: «Не научился ли ты из обобщений, что из единой вселенской души исходят все души, они же рассеиваются и распределяются во всех частях мира? Эти души проходят многократные перемены, то счастливые, то напротив. Души ползучих переходят в водных существ, души водных животных в тех, что живут на суше, души сухопутных животных - в летучих, воздушные души - в людей, людские души приходят к бессмертию, становясь «демонами». Наконец они вступают в хор недвижных богов; ибо есть два хора богов, одни блуждающие, другие - непоколебимые; это последняя степень доблестного посвящения души. Но если душа, войдя в человеческое тело, пребудет дурною, она не вкусит бессмертия и не сопричастится благу. Она возвращается вспять…», -  «Ключ Гермеса Трисмегиста».
                И во многих христианских текстах реинкарнация была также признанным фактом:  О том, что душа путешествовала до рождения (т.е. о реинкарнации) знали все праотцы Христианства: Климент Александрийский (150—220 г. н. э.), Юстиниан Мученик (100—165 г.)…  А Оригена (185—254 г.), который впоследствии скомпоновал эти знания в целостное учение, буквально  повторяющее все идеи, содержащиеся в  теории реинкарнации,  учений платоников, иудейских магов, а также в оккультных писаниях индуистов, Святой Григорий, епископ Нисский (257—332 г.), почтительно величал  «князем христианского учения III века…  И это не случайно, ибо все настоящие адепты едины в своем Знании.  Что само по себе согласуется с другими оккультными  учениями о путешествующей душе, встречающимися  во всех Священных Писаниях, и разве можно на это не обращать внимания? Например,  в книге Зоар трактуется так: «Пять имен наречены ей: нефеш, руах, нешама, хая, йехида».  В теософии Нефеш есть синоним Прана-Камического Принципа, или жизненной животной Души в человеке: нефеш/душа есть жизненный принцип.  И по логике вещей, раз признаётся существование путешествующей (воплощающейся) души, стало быть, существует и наличие реинкарнации, как принципа Мироздания. А раз мы допускаем  явление реинкарнации, то карма –  вполне естественный принцип по этой логической цепочке. 
                Однако, вследствие своих политических интересов, правящий примерно в 527—565 г.,  император Юстиниан отменил реинкарнацию, переписав  главную доктрину (Библию):
«Дальновидный император Юстиниан побоялся, что верующие станут с небрежением относиться к заповедям, справедливо считая, что для достижения духовного совершенства им отмерено больше одной жизни. Если бы люди были уверены в том, что у них в запасе есть несколько жизней, в течение которых можно успеть исправить совершенные ошибки, многие действительно начали бы откладывать исполнение своего религиозного долга «на потом». А это помешало бы Юстиниану использовать христианскую веру в качестве политического орудия. Юстиниан рассудил, что люди станут серьезно относиться к религиозным обязанностям, если внушить им, что в их распоряжении имеется лишь одна жизнь, по окончании которой они отправятся либо в рай, либо в ад. В этом случае их рвение можно будет использовать в политических целях. Не он первый догадался сделать религию своего рода наркотиком, объединяющим людей. Однако Юстиниан пошел дальше — он начал манипулировать религиозными доктринами и убеждениями с целью приобрести мирскую власть. Он предпочел дать людям одну-единственную жизнь, а затем отправить их либо в рай, либо в ад. Юстиниан был уверен, что столь радикальные меры укрепят стремление верующих быть добрыми «христианами», а следовательно, законопослушными гражданами, верными своему императору», - пишет аналитик Стивен Розе.
                Реинкарнация и карма – два взаимосвязанных понятия. Есть ли понятие кармы в Христианстве? В Христианстве не встречается слово «карма», однако, несмотря на идею «всепрощающего Бога» («покайтесь и прощено  вам будет»), прямые намёки на земную карму есть, так например, сказано было Христианским Посвященным - святым Павлом в послании к галатам около 57 года из Эфеса: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает, ибо, что посеет человек, то и пожнет», что означает:  невозможно осмеять, или обмануть Бога, и пожнёт  каждый свой урожай по посеву его…
                Послание Христианского Посвященного св. Павла с точностью согласуются с древнейшим учением Гермеса. Так, в  своде «Kybalion» принцип причинности выражен в следующих словах: «Всякая причина имеет своё последствие; всякое последствие имеет свою причину; всё совершается сообразно закону; случай есть лишь название, даваемое нами законам, ещё не познанным нами; есть много плоскостей причинности, но ничто не ускользает от Закона…»
                На протяжении всех столетий об этом говорят все Посвященные Мира:
«Весь мир - это шахматная доска. Игрок, находящийся по ту сторону доски, скрыт от нас. Мы знаем, что он всегда играет честно, что он всегда справедлив и терпелив. Но мы также знаем, что он никогда не пропустит ошибку с нашей стороны, что он никогда не примет в качестве оправдания наше незнание правил», - Т. Хаксли.
                Если карма – закономерность (рассматриваем сейчас  пуруша-кару), то возникает вполне логичный вопрос: а бывают ли в жизни случайности?  Карма в судьбе человека создает лишь определенные предпосылки. Человек же, имея свободную волю выбирать и проявлять свои действия, в течении своего жизненного цикла (циклов) разрешает эти задачи (предпосылки) тождественно его уровню развития сознания. Разумеется, не всё в судьбе есть карма: так например, если вы  попадаете в очаг эпидемии по инфекционному заболеванию, и сами подхватываете эту  инфекцию, то это еще не означает, что  вы нарушили какой-то из Вселенских Законов.  Это лишь зона риска, которая при ослабленном иммунитете проявит себя (еще это наиболее вероятно для врачей, которые вынуждены пребывать в таких зонах постоянно).  Если в «час пик» в переполненном людьми транспорте вы натыкаетесь  на грубость или хамство пассажиров, то это также не означает какого-то конкретного воздаяния: это лишь следствие, исходящее от  озлобленных, усталых от жизни людей с невысоким потенциалом духовности. Но, то, как вы реагируете на происходящее  – несомненно, есть ваша кармическая матрица. В мире причинности фактор случайности отследить  очень сложно, однако можно предположить, что это есть небольшая доля хаоса в мире Порядка. Однако и в факторах случайности присутствует некая индивидуальная предрасположенность, которая выражает себя посредством магнетизма личности. 
«Каждому из нас присущи электрические и магнетические силы, которые наподобие настоящего магнита что-то притягивают или отталкивают, в зависимости от того, приходят они в соприкосновение с одинаковым или противоположным», - из разговора Гёте с Эккерманом.
И, анализируя цепочку жизненных событий, следует быть внимательным, ибо что-то произошедшее единожды еще можно принять за случайность, но то, что случается повторно – уже закономерность.
                В буддистском «Древе Сефирот» девятая сефирота - есть «Карма». Она символизирует, что физические и ментальные действия, совершенные во время пребывания в теле, влияют на наши дальнейшие воплощения. Это сила, которая определяет и возможность,  и природу, и сам смысл  повторных инкарнаций  души в  плотном плане.   Десятая же сефирота есть «Человек», что символизирует связь: взаимодействие и взаимопроникновение сефирот, относящихся к жизнедеятельности человека под управлением Принципа Кармы.  Взаимодействия девятой и десятой сефироты просты и сложны одновременно. Сложность в том, что низший манас  (кама-манас) человека склонен к инертности и сопротивляется  в отношении своего «я» к сложным мыслительным анализам. Об этой сложности лучше всего будет сказать словами Гёделя:
                «Сложное защищено автоматической неумолимостью замкнутости Кармы. Простое не может безнаказанно профанировать (унижать) сложное. Презрев сложное, простота обречена на деградацию и самоуничтожение, ибо сама отказывается пробивать собственной головой потолок своей ограниченности. Нельзя плевать в Бога, изгонять философов, бить камнями, жечь и распинать пророков. История свидетельствует, чем это кончается.
Бог справедлив.  Человек  не может понять степень своей ограниченности, если не поднимется на следующий уровень сложности. Поэтому каждый счастлив своей полнотой, не считает себя обделённым разумностью и мнит себя гением, а других оценивает по своему потолку, но не выше. Поэтому ни одна новая (сложная) мысль не признаётся, пока не устареет. Только малая доза новизны выглядит привычной и воспринимается человеческим сознанием. Зная это, Посвящённые никогда не утруждали себя бесполезной профанацией. Только невыносимое давление изнутри вынуждает разрешаться от беременности и нести бремя ответственности за произнесённое. Всякая идея - есть душа с инстинктом рождения. Это говорит о том, что чем крупнее душа, тем большее вместилище (чрево) ума требуется, тем сильнее её давление изнутри. Информация желает стать энергией. Это закон реинкарнационного бессмертия великих душ. Подобное понимает подобное. Отрицать, крушить непонятное — это неистребимый природный инстинкт профанной толпы и её поводырей, основанный на ленивом стремлении к пассивности, покою, энтропии, смерти. Только постоянно преодолевая инерцию лени ума, можно оставаться человеком», - Гёдель.
                Но вернемся к самой теме  кармы. Если рассматривать тему кармы глубже и шире, то сама карма связывается не только с морально-нравственным аспектом,  но и с занимаемым положением индивидуальности в системе Бытия. Так, как каждое существо, обладающее индивидуальностью с самого рождения, имеет еще и свободную волю выражать себя (принцип кармы в действии), то  в связи с этим,  можно выделить  четыре варианта кармы:  потенциальная (это возможная карма по предпосылкам и по предрасположенностям индивидуума), созревающая (карма, уже набирающая своего потенциала), созданная (зрелая) и накопленная (кармический багаж  индивидуума за целую жизнь), которую канал Акашической записи унесёт в коллективное бессознательное, а посредством Виджняна-скандхи запечатлит всё накопленное за её носителем: душой человека после его ухода из жизни…
  Если зреющая карма, как вариант судьбоносной линии, поддаётся корректировкам, то зрелая (уже созданная) карма есть плоды от посаженных в почву семян.
                Накопленная человеком  карма определяет нишу индивидуума относительно его уровня сознания на эволюционной лестнице системе Мироздания. И здесь уже стираются грани между кармой и дхармой. Дхарма  есть Божественный Принцип, Космический порядок,  Закон Бытия, карма – то организованное движение посредством которого он осуществляется…               
                Кроме того, многие  оккультные линии признают и  коллективную карму: например,  говоря о кармическом плане  какой-либо из былых цивилизаций, как об итоговом показателе коллективного проявления в течение всего её существования.  То есть, понятие кармы связано с понятием предназначения.
                От земного плана вновь к Мирозданию.
«Вселенная есть нечто умственное - она содержится в уме всеединого.  Всеединое создаёт в своём бесконечном разуме бесчисленные Вселенные, которые существуют в течение эонов», - Так гласит изречение из Kybaliona. 
                В бесконечном взаимодействии Духа и Материи, Карма представляет  Действительность в Действии согласно Закону… Иными словами, карма - Действенность…
Итак, карма – матрица для изменений. Эзотерические  (оккультные) учения различают множество видов карм: человеческая (карма царства Человек), природная, планетарная (по царствам и зонам природы), космическая (карма Солнечной системы, карма Логоса)… поэтому, на вопрос: можно ли освободиться от кармы, ответ возможен единственный: нет, ибо карма – есть  изменение в движении. Во Вселенной нет незыблимой пустоты: Космос, любая из систем Макрокосма находятся в непрерывном движении… Сонмы душ, подчинённые высшей Воле (через Кармический Ветер  Воплощения) гонимы в земной мир… Сонмы душ, подчинённые этой же Воле ( через Ветер Уносящий) покидают его… Всё находится во взаимосвязи и в бесконечном круговороте энергии в  природе и Мироздании…  Всё находится в зоне Космического Океана Сознания… Сама Бесконечность, представленная непрерывным потоком – суть тоже Дхарма, как Закон Вечного круговорота Бытия, проявление которого выражено посредством кармы…  Через этот Принцип Мировой Дух (Абсолют) познает себя. Нематериальное в материальном…  Непроявленное в проявленном…  Духовное через материю… Великий Дух,  жаждущий своего становления… Великий Дух, ищущий себя…