В царстве Царевны - лягушки научная сказка

Анна Леун
Фото автора

  Проснувшись утром от солнечного луча, проникнувшего сквозь щель оконных штор и щекотавшего мои щеки, я оделась и вышла в сад. Трава была мокрой от росы и переливалась разными цветами. Я тихо шагала по тропинке, наслаждаясь пением птиц и цветущими розами.
Подойдя к кусту смородины и раздвинув листья, на одном из листочков я увидела притаившуюся лягушку. Она, не мигая, смотрела на меня большими глазами. Ее окраска была необыкновенной: изумрудно-зелёной. Лягушка не испугалась, а заговорила :               
- Пожалуйста, не делай мне больно. Хочешь, я покажу тебе свое прекрасное царство? Ты увидишь много интересного, удивительного, и сама поймешь, что нас, лягушек, и наше царство нужно беречь.
Я кивнула головой и тихонько пошла следом за ней. Так мы добрались до пруда. Оттуда доносилось урчание, похожее на хриплый стон.
- Вот видишь, у нас, лягушек, своё царство. До четырех тысяч икринок откладывает каждая из нас.  Их греет солнышко, и это ускоряет их развитие. Через двадцать восемь дней выйдут из икринок головастики, похожие на шарики с хвостиками. Внешностью они напомнят тебе рыбку. Головастики развиваются довольно медленно, и лягушата только в конце лета выходят на берег. Так и я появилась и поселилась в твоём чудесном саду.

- Слышишь, как кричит жерлянка? Увидеть ее не так просто, как, допустим, меня или зеленую лягушку. Маленькая, темноокрашенная сверху, она малозаметна на поверхности воды. Нижняя сторона тела жерлянки красная или оранжевая с  синевато – черными пятнами. Она откладывает икру не комьями. Ее икринки приклеены к подводным растениям нашего царства. Их бывает немного: обычно всего восемьдесят – сто штук. Если бы ты встретила жерлянку, то она, в отличие от меня, не стала бы тихо сидеть в траве, она бы резко изменила свою позу: изогнулась, вывернулась, закинула бы ноги за спину. Она никогда не прячется, а, наоборот, показывает себя врагу. Но ее никто не тронет, потому что ее  кожа при раздражении выделяет очень едкий сок. Тут я заметила молча сидящее животное с яркой окраской. Вдоль боков его длинного хвоста тянулась красивая, синевато - перламутровая  полоса, а вдоль спины – высокий зубчатый гребень, продолжающийся и на хвосте.
- Это тритон. Они, тритоны, молчат даже во время икрометания, когда мы все кричим. Их самки откладывают уже оплодотворенные яйца поодиночке, прикрепляя их к подводным листьям растений. У нас в Амурской области можно встретить гребенчатого и обыкновенного тритона. Гребенчатый окрашен темно: сверху черный, кожа зернистая. Тритон обыкновенный – небольшой, с гладкой или почти  гладкой кожей. Его спинка  зеленовато – бурая, обычно с темными пятнышками. Брюшко у обоих видов оранжевое с темными пятнами. Хочу сказать тебе о главном: мы все любим чистую воду, а едим мотылей, дождевых червей, мягких насекомых, то есть живой корм.
Мы оказались рядом с лужей. Она была уже заселена. Вверх и вниз сновали маленькие верткие личинки: поднимутся, чуть побудут у поверхности воды – и снова вниз, на дно. Комаров я не заметила, а в луже – комариные личинки.
- Откуда здесь эти личинки?
- О! У разных комаров моего царства и разные повадки: комары обыкновенные, пискуны, живут иначе, чем комары кусаки. У комара обыкновенного самки зимуют, а у кусаки – яйца. И отложены они по краям лужи. Они выдерживают и высыхание, и замораживание. Временная лужа для них – самое подходящее место. Личинки кусак кормятся на дне лужи, а потому и снуют то вверх, то вниз: еда на дне, а чтобы подышать, нужно подняться кверху. Их пища микроскопически мала: бактерии, инфузории, мелкие водоросли и частички ила. Личинки кусаки соскабливают их на дне. Когда из этих личинок появляются  комары и набрасываются на вас, людей, в лесу и в поле, возле рек и озер, мы, лягушки, охотимся за ними. Так мы помогаем вам, людям. В моем царстве  объявлена война малярийным комарам. Сейчас я  тебе покажу, как мы с ними воюем.
Лягушка присела на задние лапки и стала наблюдать. Вдруг она подпрыгнула и проглотила комара. Подпрыгивая, хватая комаров и поедая их, она вывела меня к знакомому пруду.
Мне и раньше нравилось сидеть на берегу этого пруда, но раньше я мало интересовалась его жизнью. Теперь же я стала внимательно присматриваться к тому, что делалось на воде. Плавали маленькие лепешечки ряски. Вот слегка дунул ветерок. Он взъерошил ряску, а когда стих, то кружочки снова плотно прижались к воде.
- Что, нравится тебе это растение? Хочешь, я покажу тебе чудо? Закрой на мгновение глаза.
Когда я открыла глаза, то не поверила им. На листьях я увидела совсем маленькие, но простенькие цветы, состоящие из одного пестика или из одной тычинки. Оба сорта цветков помещались на одном и том же растении. По поверхности воды бегали водомерки. Они скользили по воде, словно измеряя ее поверхность своими длинными ножками. Вот упала на воду мушка и водомерка стрелой помчалась к ней. Вонзила в добычу хоботок и начала высасывать ее. Я долго наблюдала за ней, но она так ни разу и не нырнула в воду. Тогда я  поймала ее пальцами и попробовала утопить. Она всплыла сразу же, как только я разжала пальцы. Кружились на воде жучки вертячки. Черные, они отливали сталью, блестя на солнце. Кружились они у самого берега. Я протянула к ним руку – жуки нырнули, как по команде в воду. Всплыл и повис над водой гладыш. Я заметила, что они, гладыши, могут плавать и на спине. А потом, перевернувшись, взлетать прямо с воды, расправив крылышки. В пруду я увидела и улиток. У одних из них раковина была завернута конусом, у других – закручена в одной плоскости. Над берегом и над водой летали стрекозы. Красавицы порхали над осокой и  над водой.
Моя Царевна – Лягушка пригласила меня пройтись по берегу пруда.
- Видишь это растение?
-Да. Какие у него листья интересные! Они похожи на стрелы.
- А это и есть стрелолист. Но такими листья стрелолиста бывают тогда, когда они находятся в воздухе, поднимаясь над водой. Вырос он на глубине этого пруда и его листья были совсем иные: похожие на ленточки. Один и тот же кустик стрелолиста может измениться за лето. Если водоем начнет мелеть, то черешки вытянутся по воде, на мелководье появятся крепкие стоячие черешки. А ты, красавица, посмотри  на вот это растеньице, которое рядышком со стрелолистом. Это земноводная гречиха. Пока в этом пруду было много воды, ее листья плавали по воде. Обмелел пруд, и гречиха тоже изменилась: новые – воздушные – листья выросли жесткими и узкими, с короткими черешками. Они иные не только по форме. У водного листа верхняя сторона голая, блестящая, а у воздушного – покрыта волосками. Пока земноводная гречиха росла в воде, ей не угрожала засуха. Оказалась она на суше, и появилась защита от засухи – волоски, покрывая листья, уменьшают испарение воды из листа. Такая гречиха произрастает по сырым лугам, озерам и прудам моего славного царства. Если человек не будет уничтожать леса, то мое царство продержится многие века. К сожалению, в этом пруду не водятся карпы, но если человек поможет нам, лягушкам, избавиться от гладышей, плавунцов и их личинок, то они появятся.
Лягушка показала мне озеро, в котором было много элодеи, роголистника. Я наблюдала за пескарями, гольцами. Гольцы обычно скрываются под камнями. Пескарь и голец – донные рыбы. Их окраска, подходящая к окраске грунта дна, делает их менее заметными для врага. В этом озере росла пузырчатка. Это растение плавает. Вынутая из воды пузырчатка неказиста: слипшаяся сеть темных нитей. Зато как она красива в воде! В воде сеть расправляется, и тогда видно, что от длинных и более толстых нитей отходят тонкие, короткие, а на них – пузырьки. Толстые нити – стебли, тонкие и короткие – листья. Корней нет. Пузырьки наполнены воздухом, и поэтому пузырчатка плавает. Пузырьки – это ловушки. Лягушка рассказала мне, что при их помощи пузырчатка добывает пищу: ловит мелких рачков и других водяных животных. Пузырчатка будет ловить их до тех пор, пока открывается клапан – дверь. У битком набитого пузырька дверь не откроешь: некуда ей открываться, «комната» полна. Это растение приносит не только пользу, но и вред: губит крохотных мальков рыб.
Широко царство Царевны – Лягушки. Я поняла, что его не обойти даже за несколько дней, для того, чтобы понаблюдать за жизнью в этом Царстве – Государстве, нужны годы. Но нужно помнить о том, что нужно беречь его и изучать его в связи со средой. Чем подробнее будут наши наблюдения, тем больше мы узнаем, поймем. Понять – это значит получить возможность управлять жизнью растений и животных. Царевна  - Лягушка и ее царство помогли мне понять, что человек  всесилен, он может остановить разрушительные силы природы и обратить их на пользу общества.