Эссе О славном юбилее тысячелетия Слова о Законе и

Владимир Мочалов
О славном юбилее тысячелетия «Слова о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона

Эссе

Совсем недавно Мы с Вами праздновали Тысячелетие Крещения Руси, и вот подходит, без малого, такая же дата  блестящего богословского произведения Древней Руси «Слова о законе и благодати» (примерно 1037-1050г.г.) первого русского православного Митрополита Иллариона.

Митрополит Илларион, один из самых первых и выдающихся писателей Древней Руси, был известен в Советском Союзе по преимуществу только специалистам по древнерусской литературе. Полное «собрание сочинений» Иллариона (его объем чуть более 30 печатных страниц) никогда в Советском Союзе не издавалось. Коммунистические политики считали, что излишне и даже вредно публиковать произведение, где автор так убедительно рассуждал о богословских вопросах и, в частности, о различиях иудаизма и христианства, где так обильно цитируется Библия и с таким виртуозным красноречием излагается учение церкви. Полный же текст сочинения оставался для неспециалистов практически недоступен, вот почему с помощью цитат, вырванных из контекста, можно было произвольно толковать слова Иллариона и приписывать церковному писателю XI в. тенденции, которых у него не было, и которым он в действительности прямо возражал.

Что же является сутью утверждений «Слова о Законе и Благодати»? Илларион обосновывает суть и основы русского христианства Благодатью Нового Завета и говорит о том, что Ветхий Завет не может служить путеводной звездой Православия Русского Народа. Исходя из идеи равенства всех народов перед Богом, утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина» (будущей Типологической Имперской Культуры), осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью».  Равенство всех народов Митрополит Иларион видел в равенстве перед Богом в исповедании христианства и ответственности за русский наднациональный природный Дух Веры Русского Народа, и совсем не в "демократическом" равенстве исторического предназначения. Иларион высказывает патриотическую мысль о великом предназначении Руси, ее врожденной расовой способности творить великие имперские свершения.

С одной стороны, русская история — это часть мировой, а с другой — богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей. Вселенское мировоззрение христиан у Иллариона оплодотворено патриотической идеей. Его философско-историческая доктрина служила обоснованием национальной независимости страны. Идейное наследие Илариона сообщало творческие импульсы русской духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

В самом деле, Иларион резко противопоставляет друг другу иудейскую и христианскую религии, «Закон» и «Благодать». Иудаизм — тень, христианство — истина, иудаизм — ночной холод, христианство — солнечное тепло, иудаизм национально ограничен («въ Июдеи бе единой»), христианство — универсально («простираася на вся краа земляныя»).

Тяжкие упреки выдвигаются против талмудического религиозного мировоззрения иудеев: они не смогли даже «закона стень удержати, но многажды идолом ся поклонявше», они избивали пророков , но самое главное — они отвергли Христа, подвергли его преследованиям еще во младенчестве (Ирод), поносили его, пытались убить, и в конце концов распяли . Разрушение Иерусалима в 70 г. и рассеивание «по странам» есть Божья кара иудеям за это преступление, Христос теперь прославляем, иудеи же проклинаемы, «Июдейство (то есть иудейская талмудическая ветвь религии, в своих крайностях породившая современный экстремизм) оттоле погыбе, и законъ посемъ, яко вечерняа заря, погасе».

В «Слове» речь идет вроде бы о вынесенном в заглавие соотношении Ветхого и Нового заветов, но на деле автор прослеживает ход вселенской истории, дает объяснение причин и движущих сил событий. Согласно Иллариону, мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (т. е. близости к Богу). Таким образом, каждому народу на его пути уготовано пройти две стадии, которые характеризуются с помощью библейской притчи о Сарре и Агари. Родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (закон), а законнорожденный Исаак - освобождение (благодать). Внеприродный русский расовый источник благодати с неизбежностью ведет народ из несовершенного прошлого в совершенное будущее.

Два основополагающих элемента определяют гармонию личности Иллариона, его мировосприятие и его общественное поведение в миру, его деятельность в церкви и государстве: это православное христианство и его принадлежность к Руси, ее народу и государственности. Часто и совершенно справедливо эту последовательность изменяют, рассматривая Иллариона прежде всего как русского патриота и только потом как христианина, но здесь правомерна лишь общая гармония природного духа и религиозных устремлений. Утверждалось даже, что он в силу своей органической связи с русской культурой относился с определенной долей симпатии и к язычеству. В действительности же Илларион рассматривал язычество с «его многими уклонениями» (к тому периоду), как славную эпоху начальной русской истории, закономерно приведшую Русь к христианству. О неспособности удержать Культуру Вед русским народом по разным причинам, к тому времени, я уже писал ранее подробно.

Илларион творил в XI веке и давайте посмотрим на историческую обстановку того времени, чтобы лучше понять движущие силы этого периода.

Русь того времени с IX века (а может быть и ранее) испытывала постоянную вражду с соседней Хазарией. Причины этой вражды лежат в контроле над древними торговыми путями. Великий Шелковый Путь контролировали иудейские торговцы рахдониты.

Вот что говорят официальные источники «в IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. В сложный для торговли период VIII—X веков вместо шёлкового стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операторами» которых выступали хазары и скандинавы-варяги. Западный участок пути в XIV—XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы, которые обзавелись укреплёнными факториями по берегам Чёрного моря. К XV веку шёлковый путь пришёл в упадок ввиду возобновления военных конфликтов в Средней Азии».

Контроль над Великим Шелковым Путем от рахдонитов перешел к хазарам, (если это не разные названия единого народа). Хазария пыталась связать его с другими торговыми путями, в том числе и «путем из варяг в греки» проходившим по Руси. И фатальный конфликт сторон стал неизбежен, хотя там присутствовали и другие мотивы. Хазария, как носитель колониального талмудического иудаизма была Русью уничтожена, но сами талмудисты торговцы до этого обосновались на Руси (например в Киеве на Подоле) и были естественными врагами православия. По сути дела контроль над шелковым путем сохранялся подкупом и разложением правящих элит тех народов, которые проживали на его пути.

 В XI веке торговцы хазары, еврейские талмудисты, были изгнаны из Киева. Здесь надо отметить, что борьба велась не с евреями, как народом (да его практически на Руси не было), а с торговцами талмудистами, колониального типа, открыто попиравшими русские расовые порядки и разлагающим русский народ. Князь изгнал талмудистов из Киева по просьбе народа.

Вот в такой исторической обстановке творил Митрополит Илларион. Его воззрения сомкнулись в итоге в выработку русского расового нравственного Канона Сергия Радонежского, и в конечном итоге в «нестяжательство» Нила Сорского в монастырской жизни. Монастырская жизнь времен Преподобного Сергия, представляла из себя срез Русской Типологической Культуры. Вокруг монастыря и окружающих слобод, как культурного центра, бывшего к тому же финансовым попечителем слободских жителей (своеобразным антиростовщническим банком), крестьян (хрестьян), зарождались общинные отношения, сами слободы росли и превращались в многочисленные местные центры Русской «нестяжательной» Типологической Культуры.

И когда «стяжатели» иудохристианского духа Иосифа Волоцкого победили явную «ересь жидовствующих», и затем в борьбе с расовыми русскими «нестяжателями», насадили в итоге иную, практическую сегодняшнюю современную экуменистическую «ересь жидовствующих» иудохристиан-глобалистов. И Русь покатилась под откос культурного одичания либералистики.