Разошедшиеся пути музыкальных хамелеонов

Иван Азаров
С большим запозданием я узнал об относительно новом и даже уже не последнем альбоме Робби Валентайна и тут же, с нетерпением его скачав, с трепетом прослушал от начала до конца. Меня, не знаю отчего, очень привлекает постмодернистская идея воспроизведения чьего-либо творческого почерка, чьей-либо творческой манеры. Особенно яркое удовольствие мне доставляют работы, где чью-то кожу натягивают на собственный новый скелет. Оттого-то мне так мила утопическая идея приложения Prisma. В музыке так просто не получится копировать творческий почерк другого музыканта или группы. Или получится, но если ты мультиинструменталист и при этом неплохо поёшь. Так, видимо, и появился «The Queen Album». О страсти Робби к музыке Queen давно было известно. Не единожды он и до этого делал кавер-версии на их песни, но теперь перед нами труд, поистине титанический – альбом, состоящий из 24 треков, воспроизведённых с потрясающей точностью, достойно, возможно, и лучшего применения, но не нам и не мне, тем более, решать, как другим людям распоряжаться своим потрясающим многогранным талантом.

Подозреваю, Робби Валентайн втайне желает стать чемпионом мира или обладателем некоего кубка лучшего музыканта, играющего в стиле Queen. Подозреваю, его снедает при этом тайная боль, состоящая в том, что на его пути стоит его бывший коллега Альдос Валенсия, которого ему обогнать не суждено. Поэтому Робби решил брать количеством треков и объёмом работы. Но это, конечно, шутка. Ведь в этой работе буквально всё говорит об огромной любви к Queen, и я это чувство разделяю на все 100%. И поэтому критиковать эту работу у меня не поднимается рука. Разве что совсем чуть-чуть. Альбом хорош прежде всего тем, что помимо широко известных хитов, известных любому человеку с улицы, на нём встречаются и каверы на довольно редкие песни, название которых я бы даже и не вспомнил, хотя слышать-то я их, конечно, слышал, например помезно-позёрская «Flick of the Wrist». Очень правдиво при этом передан и некий саднящий оттенок горечи, свойственный этой песне.
Ряд песен сделан один в один, ну просто не отличить. Это касается, например «Killer Queen», «Good Old Fashioned Lover Boy» и других песен, где голос Фредди не раскрывался на всю его мощь и он не задйствовал голосом довольно своеобразную хрипотцу. То есть простенькие, гладкие с точки зрения вокала, но не интонаций или структуры песни. Самое при этом странное, что мне практически не удалось поймать моменты, когда Робби “не хватает” возможностей голоса. Я этого ожидал, но отследить этого практически не возможно.

Напротив, Робби берётся за особенно трудные, ранние быстрые песни типа «Ogre Battle», они не такие известные, и другие исполнители за них берутся довольно редко. И получаются у других музыкантов они слишком по-своему, далеко от оригинала. Вспомните, как странно получилась «Sheer heart attack» у Helloween. Валентайн избегает предлагать какие-то свои личные трактовки. Вернее, его собственная личность слишком уж глубоко впитала дух Queen, и, возможно, всего его фантазии резвятся на поле, очерченном некогда великой британской четвёркой…

Надо отметить, Валентайн едва ли не осознанно брался за более камерные песни Queen, в которых нет особенного простора, в которых не требуется мощного голоса, а где требуется больше чувства, чутья того, как и почему играли Queen и мастерства аранжировщика. А уж последнего у Валентайна хоть отбавляй. Мне кажется, ему доставляет особенное удовольствие воспроизводить своими силами особенно непростые и нетривиальные песни. Это особенное чисто квиновское многоголосие, которое ни с чем не перепутаешь, эту атмосферу экзотической театральности…
И этот поиск сложностей в творчестве – задача благородная, задача подлинного фаната творчества Queen. Многие восхищаются кавером на «Jealousy», и я разделяю их восхищение. Это всё идёт от глубоко и понимания всего обширного творчества своих кумиров. Но надо заметить, что иногда подобные альбомы, несмотря на их идеальность и дотошность, кажутся чересчур уж декоративными, чересчур уж украшенными виньеточками, чересчур уж приторными. Причём оригинал такого ощущения не вызывал. Едва ли большая часть творчества Валентайна напоминает этакую изящную музыкальную шкатулочку, ему не хватает простора, временами не хватает смелости. Но это, наверное, оборотная сторона его стремления к воскресению духа Queen. Но воскресает-то в итоге не дух, а лишь внешняя оболочка, пусть и разницу это ощутит лишь специалист. Но и специалист при этом не сможет сдержать мечтательной и довольной улыбки!

Пример совершенно противоположного подхода в том же году продемонстрировал другой музыкальный хамелеон из Голландии – Альдос Валенсия, на чьё имя сердце не любого, но искушённого и сведущего квиномана отзывается сладким волнением несбыточных надежд в виду совершенно удивительного таланта, коим его наградила природа. Валенсия решил своей кистью зачерпнуть красок из необъятной музыкальной палитры Queen и изобразить нечто собственного изобретения. Получилась в итоге довольно странная вещь, возникает совершенно стойкое ощущение, будто слушаешь какие-то песни многократно упоминавшей в этом обзоре группы, силишься сообразить, что же это за песня, но никак не можешь, будто оказался в некой вязкой и дурманящей атмосфере сна. Причём и звуки и интонации голоса, и инструментальные тембры подобраны очень точно, но материя этой королевской мантии натянута на плечи самозванца… То есть большинству песен не хватает немного собственного лица, не хватает одного-двух запоминающихся моментов. Его приятно слушать и можно переслушивать, но никак не выйдет напевать, находясь, к примеру, за рулём велосипеда. О чём это говорит? Возможно о том, что замечательному музыканту и одарённейшему музыкальному имитатору Альдосу Валенсии немного нехватает таланта композитора на пространства такого огромного альбома или, скорее, хитмэйкера, потому как речь не в хромоте произведений, а в их несамостоятельности и безликости, это если попытаться отринуть все симпатии к данному музыканту и соответствующей стилистике. При этом избранные песни вроде «The Cabinet of Curiosities» или «Aglaea» весьма запоминающиеся, хорошие, цельные композиции… Однако ряда песен коснулся некий странный дух пустопорожности дискотечного толка. Queen была свойственная лёгкость и игривость, но без страсти и огромного напряжения творческих сил это стремление к подражательной лёгкости группы-оригинала оборачивается не лучшими качествами. Ну, и вторая часть этого длинного альбома больше походит на некий саундтрек к фильму, это тоже надо иметь в виду.

Что же мы в итоге имеем в наличии? Валентайн выпускает будто бы в пику Альдосу, стараясь его превзойти, один из самых масштабных и совершенных трибьют-альбомов Queen. Валенсия, находясь в свободном плавании, инсипированным, тем не менее творчеством упомянутой команды, выпускает альбом воздушный, атмосферный, но несколько бессюжетный и бессодержательный, на мой взгляд. И это разделение с увеличением количества игроков (не будем забывать про Jono и Queen Extravaganza) на ниве подражателей и поклонников великой группы 70-ых не пошло музыкантам на пользу. Вместе им удавалось намного больше. Эффект синергии был настолько велик, что без проблем обходили Extravaganza, творили в смежных и попросту иных стилях, сочиняли собственные очень неплохие мелодии… И стоило ли при таком положении дел и творческих амбициях расходиться? И какой бы следовало им избрать путь? На мой взгляд, это должен был быть путь, например, Great White, которые умудряются совмещать статус одной из самых известных кавер-групп Led Zeppelin с собственным вполне достойным творчеством.
И как говорил учитель музыки в комедии Мольера:

«Я с этим согласен, я и сам люблю похвалы. В самом деле, нет ничего более лестного, чем рукоплескания, но ведь на фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее. Лучший способ поощрения – это вложить вам что-нибудь в руку.»

Не намерен давать советов ни одному из этих замечательных музыкантов, однако я был бы более чем рад как-нибудь услышать вживую как музыку Queen в их исполнении, столь близком к идеальному, так и плоды их совместного творчества. А их сотрудничество было весьма плодотворным, выдержанным в совершенно разнообразной стилистике от Sweet до Beatles. И для них, мне кажется, заслужить всемирную популярность таким образом было бы делом не только довольно простым, но и весьма заслуженным. И заниматься продвижением собственного творчества с этих стартовых позиций было бы гораздо проще и приятнее. Востребованность в них и их узнаваемость выросла бы в разы. Но у каждого свой путь, и пути Валенсии и Валентайна разошлись, пусть и пошли в итоге параллельным курсом.