Мамаева Слобода

Евгений Косенко
В Мамаеву Слободу – крайне украинизированный природоведческий центр, расположенный на Отрадном, я собирался давно и с семьей. Но все никак не получалось согласовать это с желаниями близких, поэтому попал я туда не запланировано, почти спонтанно, на импульсе желания так сказать.

Что меня удивило на рекламе празднеств на стенде, это предупреждение, не посещать территорию Мамаевой Слободы лицам с пророссийскими убеждениями, лицам поддерживающим войну на Донбассе, да и вовсе россиянам.

Купив билет за 50 гривен + разрешение на съемку 10 гр, я спокойно вошел на территорию показав молодому козаку в вышиванке и шароварах свой билет. Разрешение на съемку можно было бы и не брать, его просто билетерша мне навязала, наблюдая фотоаппарат на шее. Это разрешение прописано только в чеке, на билете его не указывают, и на протяжении всего времени моего пребывания здесь никто и не думал, спросить на каком основании я снимаю.

На входе в ворота внимание привлекла надпись, привожу в русском варианте : Помощь моя от Бога, который спасает меня сердцем. Мамаева Слобода – по большому счету скорее музей украинской культуры в чем я и убедился продолжая свое ознакомление с ней. Как известно украинская культура изобилует языческими верованиями, да и церковь у нас своя, никому не подчиняющаяся украинская КП – Киевский Патриархат, а не Московский. Иными словами не признанный в мире, во главе с самозванцем Филаретом. Отчасти по этому присутствие Бога здесь спорный вопрос.

Слева от меня возвышалась горка с проторенной дорожкой к идолу из белого камня. Что там за идол, меня мало интересовало и я шел дальше, наслаждаясь пышностью зелени вокруг. На территории действительно зелено, причем настолько, что граничит с запустением, это придает этому месту особую атмосферу. Честно говоря, массив новостроек нависающих над музеем немного портит картину простора неба, странно выступая на контрасте, наступая всеми благами цивилизации.

Меня удивило и порадовало то, что несмотря на выходной день здесь было не много людей. Просторный украинский двор с набело выбеленной хаткой с украинским орнаментом, слева блеют овечки в загоне. Высажены цветы и небольшой огород за домом, все это так всегда близко и радует. Здесь нечего добавить, так жили наши предки на Украине. Во дворе несколько выходов я буквально вынырнул из кустов и оказался у деревянной церквушки. Слева на меня зашипели белоснежные гуси, один вытянул шею и хотел ущипнуть. Сделав пару кадров, я действительно пожалел, что дети сейчас дома, а не со мной. Вот бы их к этим шипящим гусям. Возле церкви  совсем не много людей, зная что это КП я не стал входит внутрь. Перед входом на дорожке стояла группа готовящаяся к украинскому обряду крещения или венчания. В колоритной украинской одежде они как будто явились из далекого прошлого и были здесь как у себя дома.

Поднявшись на пригорок,  увидел загородку с прекрасным мерином. Его ухоженные лоснящиеся бока и шикарный хвост, удивили меня своим видом. Мерин был молод и резв, позировал в объективе камеры. Мне даже удалось к нему немного дотронуться, зная, что такой конь, совершенно неожиданно может клацнуть зубами за руку, я соблюдал осторожность. Прикосновение к коже лошади,  не сравнимое ощущение, его не спутаешь ни с чем другим. Мерин гулял почти на воле, здесь достаточно места чтобы носиться громким скачем, выбивая из под себя землю.

Нельзя не заметить  разнообразие плодовых деревьев, особенно груш, в массе лимонки осыпаются на землю, падают в высокую траву яблоки и груши. Вокруг сплошные заросли, можно только представить себе как здесь интересно и местами таинственно глубокой ночью. Вот бы провести здесь ночь на Ивана Купала, но жена моя в этом году отказалась от этой идеи, а зря.

Чуть дальше взору открылся не большой искусственный пруд с мостиком через него,  скопились люди, бросающие что то в воду. Надо признать пруд просто волшебный, с чистой, прозрачной водой, желтыми кувшинками и белыми лилиями. Сквозь толщу воды наблюдалось море рыбы в нем. Маленькие и побольше карасики стайками подплывали к берегу, казалось намотаешь веревку с крючком на палец и словишь рыбку с серебристым бочком. Люди на мостике крошили батон в воду, смотря как бурлит вода от воочию представленного пиршества. Справа, высоко подняв голову над водой плавали зеленые черепахи. Вот где посреди большого города можно почувствовать пусть и не полное, но единство с природой. Дикие утки и белоснежные лебеди завершали идеальность картинки.

Пройдя практически несколько десятков метров, я очутился на дорожке охраняемой рогатым козлом, спокойно расположившимся здесь. Он привык уже к посетителям и даже позволил мне подержаться за его загнутый рог. В просторном дворе мое внимание привлек большой соломенный сарай, особая атмосфера царила в нем, а в углу навалена большая куча гончарной выбраковки, разные надтреснутые коричневые глиняные тарелки, блюдца, чашки, глечики да и вообще мусор. Невольно я заинтересовался этой кучей, захотелось кое что даже взять в руки, но посчитал что не нужно этого делать и вышел наружу.

На выходе со двора по дороге шел кузнец в сером фартуке. Вальяжно, по хозяйски направлялся  в кузницу, где выковывал подковы. Совсем рядом был поставлен стол и две украинки в красивых костюмах, продавали изделия мастера и предлагали испробовать наливку.

В известный всем ресторан украинской кухни Коса над чаркою в Мамаевой Слободе я вошел с заднего входа и сразу ко мне буквально подскочили две официантки украиночки с возгласом: Ну що нагуляли вже аппетит?

Во дворе за деревянными столами расположились отдыхающие. Ели, пили пиво в больших бокалах. В помещение ресторана, не было ни души, горит свеча, отбрасывая блики на стены, вокруг все деревянное, столы лавки, старинные бутылочки, глечики, за барной стойкой сидит девочка лет десяти. Я фотографировал этот уникальный ресторан изнутри и фото вышли отличные.

А на улице стояла невыносимая жара, градусов 38 не меньше, хотелось только одного, окрошки, холодной окрошки, с каким бы аппетитом  съел бы сейчас большую тарелку этого любимого блюда. Выходя из ресторана мне открылась интересная сцена, когда две официантки в такой колоритной украинской одежде, в красных черевичках и повязанных хусточках, делят между собой щедрые чаевые, а поделить не могут. Я  стоял в стороне и смотрел как эмоционально в этом музее, происходит банальный бабский торг, в трясущихся молодых руках зажат пяток купюр по двести и она ими трясет. Ну что там, разве мне есть до этого какое то дело.

Девушки, жарко очень, а есть у вас окрошка в меню, спросил я, на что мне ответили, что это ресторан украинской кухни и в меню просто окрошки не может быть. Ну может что то подобное у вас есть. К сожалению только горячее. Правда есть вкусное холодное пиво.

Разумеется весь этот диалог был на чисто украинском языке. Краем глаза взглянув в меню  чуть в обморок не упал, там просто нет дешевле блюда чем 200 гривен. Тарелка обычной картошки в мундирках – 250 гр, даже банальные деруны и те 200 гр. Средняя цена блюда от 200 до 1000 гр. Если кому нибудь захочется съесть вареники за 250 гр порция пожалуйте сюда, здесь они будут самыми украинскими.

В большинстве своем посещением Мамаевой Слободы я остался доволен. Но хочется сказать, что главным недостатком этого музея, является слишком уж маленькая ужатая, куцая территория, которую выделил парк Отрадный, отгородившись высоким зеленым забором. На протяжении всего времени пребывания на территории из за этого забора слышны голоса отдыхающих, и так и тянет постоянно все таки отыскать хоть какой нибудь выход туда, а везде только забор. Катастрофически не хватает Мамаевой Слободе простора, размаха как это сделано в Пирогово. Не понимаю, почему не открыть свободный проход в парк Отрадный. Остается впечатление как при посещении  музея миниатюры в Гидропарке, так вот и здесь душе не хватает воздуха.

Мамаева Слобода прекрасный музей, но находится как будто в отчуждении от чего то большего, будто бы не может из за конфликта внутри себя, находясь в жестких рамках украинизации, ужиться со всем остальным миром, впрочем, это касается всего украинского на самом деле в нашей такой не совсем уж и украинской стране. Где национализация и идентификация украинского населения как украинцев, явление далеко не повсеместное, а скорее навязанное западом, нахлынувшее и не укрепившееся.