Заря - чемпион!

Николай Челомбитько
                Я НЕ ЛЮБЛЮ ФУТБОЛ.
         Честно говоря я  не являюсь большим футбольным фанатом. Точнее – я не очень люблю футбол. Однако, в годы моей комсомольской юности футболом пришлось заниматься. И довольно активно. В те времена (как и сейчас), если первый руководитель увлекался каким-либо видом спорта, то этим спортом занималось всё его окружение. Вольно, или невольно. Но чтобы спорт прижился по-настоящему, надо ещё чтобы руководитель был уважаемым и авторитетным человеком. Чтобы ему искренне подражали.  Вспомните большой теннис Бориса Николаевича или дзюдо и самбо Владимира Владимировича. А вот бадминтон почему-то не прижился.
         Так вот возвращаюсь к футболу. Первый секретарь Луганского обкома партии Владимир Васильевич Шевченко не просто любил футбол – он им жил. Футбол был частью его естества. Говорили, что в молодости он успешно играл в команде своего города Антрацит. Это при нём Луганская команда «Заря» стала чемпионом Советского Союза. На футбол работала вся «команда В.В.Шевчнко», «Команда ВВ», как мы с гордостью себя называли.

                ШЕВЧЕНКО СКАЗАЛ "А".
         Часто говорят, что партия воспитывала комсомол. И это правда. Но это не значит, что с нами проводились бесконечные  политмероприятия.  Партия была для комсомола школой жизни. Школой, состоящей из простых, подчас незаметных уроков.
         Так вот о футболе.  Летом 1966 года я возвращался в Луганск из Москвы с какого-то семинара в ЦК ВЛКСМ. В аэропорту (который сейчас разгромлен киевскими карателями, а в те времена на Москву летало несколько рейсов в день) меня встретил второй секретарь обкома комсомола Борис Акименко и сообщил, что я должен ехать прямо на стадион и по указанию ВВ открывать вместе с зампредседателя облисполкома Лехциевым  всесоюзные соревнования юношеских футбольных команд. Слово ВВ – закон. И я поехал прямо на стадион. Время открытия соревнований неумолимо приближалось. А трибуны стадиона не  заполнялись.
         В назначенное время мы с Лехциевым вышли по ковровой дорожке к микрофонам в центре поля. Я осмотрел огромную чашу стадиона и  ужаснулся - самая большая плотность зрителей была на правительственной трибуне, вокруг ВВ. На трибунах зрителей – разбросаны группки болельщиков, которые пришли, скорее не на футбол, а пообщаться друг с другом в приятном месте. Мы произнесли соответствующие речи и, не осмелившись подниматься на трибуну, скромно расположились у края поля. Только началась игра, к нам спустился неизменный помощник ВВ Иван Иванович Горянский и сообщил, что нас приглашают наверх.

                «ЧЕЛОМБИТЬКО, ТЕБЕ НЕ СТЫДНО?»
           ВВ наблюдал за игрой в центре трибуны. Мы поздоровались. ВВ не ответил. Когда мяч вышел за пределы поля, он, не поворачиваясь, обратился ко мне первому: «Челомбитько, тебе не стыдно было выступать перед пустыми трибунами?». «Стыдно, - ответил я, - но  я несколько дней был в отъезде и не успел проследить за подготовкой соревнований».
           Игра опять продолжилась и ВВ сделал паузу… Мяч снова вне поля: «Пусть  Челомбитько - от горшка три вершка, - ВВ обратился к Лехциеву. – А ты вон какой – до потолка вымахал (Лехциев был на полторы головы выше меня). Куда ты смотрел?.. На завтрашней игре трибуны должны быть заполненными».
           Мы с Лехциевым пошли «зализывать раны». На следующий день на стадионе не было ни одного свободного места – пришли школьники, студенты, учащиеся профтехучилищ. Мы пристроились на трибуне в ожидании одобрения ВВ. Закончился первый тайм. Учащейся молодёжи футбол не понравился, и все дружно покинули стадион. Второй тайм был при полупустых трибунах.
           В конце игры Иван Иванович опять пригласил нас к ВВ. «Шевченко сказал «А», теперь должен сказать «Б»?. Почему молодёжь ушла? – обратился он ко мне. – Завтра пригласи сюда конников в красных и белых майках. Выйди во время перерыва на средину поля с микрофоном и объяви: Северная трибуна болеет за красных. Южная – за белых и дай старт соревнованию конников».

                НИКТО И НЕ ДУМАЛ УХОДИТЬ.
           На следующий день я так и сделал. В перерыве между таймами трибуны активно поддерживали свои команды конников. Никто и не думал уходить.
           Но на этом «футбольные страсти» не закончились. ВВ решил испытать судьбу и вывести команду «Заря», которая играла в группе «Б»,  в группу «А», а затем и в чемпионы Советского Союза. В те времена «легионеров» не было. Футболистов не покупали – надо было растить своих собственных. Допускался лишь переход из одной команды в другую и приглашение советских тренеров. Мы и верили и не верили в затею. Но ВВ верил. Он велел закрепить всё руководство области для шефской работы с каждым футболистом. Добиться,  чтобы у них не было никаких забот, кроме футбола, ни в быту, ни в отдыхе, ни в тренировках.
          Мне достался Владислав Проданец - один из самых ярких нападающих луганской команды, игравший под №11. Лидер атак и ведущий игрок команды 60-х годов. Индивидуально сильный и техничный футболист, мог в одиночку сломить плотные защитные построения соперников и решить судьбу матчей. Обладал стремительным стартовым рывком, хорошо поставленными, разнообразными ударами с обеих ног. Просто прекрасно играл.

                ВЛАДИСЛАВ МНЕ ПОМОГ.
          Я познакомился с Владиславом, договорились о контактах и сотрудничестве. К тому времени он уже был футбольной звездой, и я с трудом представлял свои функции. Но Владислав мне помог. Уже при первой встрече он попросил, чтобы я посодействовал его жене в поступлении в мединститут. Затем, чтобы помог  организовать вторую зарплату за пределами Луганского тепловозостроительного завода, за которым числилась «Заря». Я добросовестно выполнял все его просьбы, а он забивал голы, выводя «Зарю» вперёд и вперёд. Я стал регулярно ходить на все матчи с участием Проданца и радовался его успехам,  считая, что в его каждом голе есть и моя заслуга.
         Однако ни я, ни Проданец не дождались полного триумфа «Зари». Только  в 1972 году «Заря» выиграла первенство страны в высшей лиге. К тому времени я уже работал председателем Комитета молодёжных организаций Украины в Киеве, а Владислав ушёл на тренерскую работу. 
       
                УСПЕХ «ЗАРИ» - ЭТО ЗАСЛУГА ВВ
          Успех «Зари» - это заслуга ВВ. Только благодаря выдающимся организаторским способностям и беспредельной любви к спорту первого руководителя области, провинциальный, не столичный, клуб впервые выигрывал  чемпионат СССР. При В.В.Шевченко физкультура и спорт, спортивная база получили небывалое развитие. При нём было создано более четырёх  тысяч различных спортсооружений, 58 стадионов, Северодонецкий ледовый дворец и т.д.
          Организаторский талант Владимира Васильевича проявлялся не только в спорте. Спорт был его хобби.    Он любил браться за конкретные дела. И они у него, как правило, получались. Несмотря на его строгость и жёсткость, мы любили Владимира Васильевича. Любили за его открытый и прямой шахтёрский характер, за отсутствие двойных стандартов, за искренность и справедливость.
          Он был одногодком моей мамы, и я, работая в Киеве,  никогда не забывал поздравить его с днём рождения, с большими праздниками. Я искренне огорчился, когда Политбюро строго наказало его за победу «Зари». Его сняли с работы и отправили на пенсию в 55 лет.
          Если будете в Луганске, подойдите к зданию бывшего обкома партии, с обратной стороны, с той, где был кабинет Владимира Васильевича. Там установлен бюст Шевченко. Его соорудили последователи ВВ – бывшие комсомольцы, а затем – руководители области – те, которых он учил не останавливаться на букве «А», а идти до конца алфавита и дальше…