Заповеди Моисеевы

Изабар Гежб
  Декалог

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.



Ритуальный декалог

1. Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
2. И не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
3. Не делай себе богов литых.
4. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
5. Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
6. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
7. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
10. Не вари козленка в молоке матери его.

--
В обоих случаях это одни и те же заповеди выраженные по-разному.
Как если бы мы сказали человеку:
1. Не садись за руль пьяным...
И
2. Перед дальней дорогой начисти обувь.

Тут смысл в том, что если у нас машина и мы собираемся на ней ехать, то следуя указанию (заповеди) начистить перед дальней дорогой обувь, мы зададимся невольно вопросом: зачем натирать до блеска туфли, если садимся в машину? Достаточно слегка протереть (а может и это лишнее). Тем не менее такая процедура будет напоминать нам указание другое, но соответствующее: не садиться за руль не трезвым.
Однако, эти два указания работают и вместе и по отдельности, потому что будучи пьяными и собираясь ехать, начав натирать обувь... (до блеска) мы можем ощутить некоторую неестественность происходящего. И мы отбросим щетку и скажем: хорош, все чисто, можно ехать... И сшибая углы двинемся к авто.
Но что-то будет удерживать нас... от такого шага. Некий внутренний голос. И очень может быть, что усевшись на водительское место... мы так и останемся сидеть, недоуменно и пьяно глядя перед собой.

Вот так работают эти заповеди.