Время

Михаил Зельничук
Анон, а ты любишь фантазировать? Вот я – очень. И когда-то я начал придумывать, как бы сложилась моя судьба, если бы я жил в СССР. Не знаю почему, но мне захотелось пожить в этом времени, а именно попробовать повторить судьбу своего прадеда. Он родился в 1919 году. Можно сказать, почти что с началось СССР.

Детство своё он провёл в селе, как и многие советские граждане того времени. В 1939-ом году его забрали в армию, служил в тогдашней диковинке – ВДВ, на аэродроме под Москвой. Собственно, там то он и застал войну, хотя дембельнуться должен был как раз в 1941-ом. В конце этого же года получил ранение при обороне Москвы, затем лежал в госпитале. Осенью 1942-го вернулся в строй. И, опять же, как и большинство участников ВОВ, его отправили под Сталинград. Прадеду повезло, что еще до армии он работал шофёром. Поэтому после ранения его назначили водителем полуторки. За активный подвоз боеприпасов во время боя его наградили орденом красной звезды. Потом за вывод машины из окружения – медаль за отвагу. Ближе к концу войны комиссар полка забрал его своим водителем. Сохранились даже фотографии прадеда рядом с трофейным хорьхом. Победу встретил в Австрии. До 1946-го служил в Молдавии, после чего вернулся домой. Вместо двух лет, пришлось провести в армии 7. Был бы я рад такой боевой судьбе? Не знаю, но радует лишь одно – это хоть какой-то, но жизненный опыт. А самое главное – прадед вернулся с войны живым. Пожалуй, если бы последнее условие было соблюдено, я бы повторил его судьбу.

После войны работал завхозом в колхозе. Как и полагается настоящему мужику – женился, построил дом, завёл двух детей, в числе которых мой дед. Всё бы хорошо, но случилась беда – недосдача в колхозе. То ли кто-то своровал что-то, то ли ещё что. А может и просто небрежное отношение от работников имело место быть, особенно учитывая русское раздолбайство. В общем, отвечать пришлось прадеду. 3 года тюрьмы. Обычно о такой части биографии принято умалчивать или хотя бы не особо распространяться. Но опять же, даже тюрьма это какой-то опыт. Люди в особенных, не очень хороших, условиях, у них складывается определенная иерархия. Хотел бы я получить такой опыт? Сложный вопрос. Возможно, но маловероятно. Но что я знаю точно, в современной тюряге я оказаться не хочу. К тому же тогда отношение к сидевшим было немного другое.

Не знаю, отсидел ли прадед весь срок или вышел по УДО, но домой он вернулся быстро. Что самое интересное – его взяли на работу на ту же должность. Собственно, на ней то он и сидел до пенсии. В 1967 мой дед поступил в университет и отправился в город, его сестра тоже уехала учиться в райцентр. И остался прадед в селе вместе со своей женой. Помимо работы в колхозе, занимался хозяйством, имел большой приусадебный огород. К своей гордости купил мотоцикл Урал и был первым мужиков на селе. К нему часто приезжали внуки, воспитанием которых он с радостью занимался. В общем, был образцовым дедом.

В 1979-ом, в возрасте 60-ти лет, как и полагается всем мужикам, вышел на пенсию. К тому времени прадед уже любил выпивать вместе с друзьями. Жизнь в селе, особенно на пенсии, скучновата. Рутина давит, да и условия в совке не лучшие. Начались проблемы со здоровьем и в 1989-ом году прадед умер, ему было 70 лет. Практически перед самым распадом СССР.

Что можно сказать в итоге. Прадед прожил жизнь настоящего советского "мужика" (по массовым понятиям). Воевал, сидел, работал, бухал. И всё это в рамках одной страны. Можно ли сказать, что он своей судьбой охарактеризовал всю историю СССР? В принципе, да. У большинства людей она немногим отличалась. Разве что вместо колхоза был завод. И страна в основном чем и занималась, так это воевала, бухала и работала. Несмотря на рутину, в жизни прадеда были интересные моменты. Он прошёл через многие жизненные ситуации и имел опыт, ради которого люди готовы совершать самоотверженные поступки. Например, в фильме "Взвод" с Чарли Шином, главный герой записался добровольцем на Вьетнамскую войну из-за желания получить этот самый опыт. Кроме этого у прадеда всё было "как у людей". А разве это плохо, когда у тебя есть любящая жена, дом, работа, дети и реальная уверенность в завтрашнем дне? Вот приблизительно такую я бы и хотел представить себе свою судьбу, если бы мне пришлось жить в СССР. Но больше всего меня притягивает тот дух и та идея, о которых рассказывает дед, когда я расспрашиваю у него об его молодости. Сейчас такого нет, но мне хотелось бы испытать это чувство. Советский союз у меня всегда ассоциировался с некой большой и мощной страной, которая любит воевать и пропитана идеологией. Не знаю почему, но мне это нравится. Собственно, поэтому на неё и падает мой выбор. Возможно нашему поколению предстоит пережить и испытания покруче, чем те, что выпадали на долю наших прадедов, но об этом нам только предстоит узнать.
А в какое время хотел бы пожить ты, анон?