Бремя белого человека

Анна Поршнева
Почему-то некоторые взрослые считают, что дети - крайне неразумные существа. Что им надо постоянно тыкать и указывать, что такое хорошо, и что такое плохо. А сами они не поймут и не догадаются. Отчасти это, конечно, верно. И один раз - один раз! - в нужное время, когда ребенок еще верит родителям, нужно объяснить ему фундаментальные ценности этого мира. А вот потом начнется самое трудное. Придется самим этих ценностей придерживаться, а ведь как не хочется! И если ты сказал ребенку, что врать нехорошо, то, будь добр, старайся говорить правду. И если гонишь отпрыска от компьютера, не зависай сам в танчиках или ВК все вечера. И какого лешего ты втираешь дочери про естественную красоту, если полчаса с утра наводишь марафет, а по субботам пропадаешь у косметолога?
А иначе очень быстро твой наблюдательный и смышленый ребенок поймет, что фундаментальные ценности - не такие фундаментальные, а, может быть, и не ценности вообще.
Но это об обычных взрослых. А вот писатели детской литературы, те, которые инженеры человеческих душ, те, которые подносят нашим детям горькое лекарство нравоучений, смазав края сладким вареньем беллетристики, они-то о чем думают? Честное слово, лучше бы и не учили ничему, а просто развлекали.
Ведь растущий человек все познает опытным путем. Так предоставьте же ему возможность самому выбрать честность, благородство, верность и предпочесть их лицемерию, низости, предательству. И если вы не осмеливаетесь дать ему этот выбор в жизни, пусть он хотя бы в литературе и кино сделает его сам. Сам познает горечь потери, когда погибнет один из Уизли. Сам попытается разгадать загадку пляшущих человечков. Сам содрогнется, когда на плече у прекрасной дамы обнаружится полустертая лилия.
Настоящая литература дает детям (и взрослым, кстати, тоже) этот выбор. А вы, уважаемые родители, несите тяжкое бремя белого человека, и никогда не говорите, что там - все понарошку, даже видя огорчение своих детей. Потому что это неправда. Ничего не бывает понарошку в этом выдуманном мире, если он создан творцом.