Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 64

Надежда Андреевна Жукова
      КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."

      64 .
      ПЕТЕРБУРГ. ТРЁХЭТАЖНЫЙ ГРЯЗНЫЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ НА ОКРАИНЕ ГОРОДА.



      
      Вечер.
      Улица  на  окраине  Петербурга.
      Несмотря  на  довольно  поздний  час, ещё не  темно: приближаются  белые  ночи, и фонари  пока  не  зажгли.
      Но даже  в  отсутствие темноты  улица всё равно кажется мрачной  и  даже  несколько... опасной.
      Прохожих  мало.  Это  чаще всего мастеровые  и  мальчики-подростки,  бегущие  куда-то  вприпрыжку.  Женщин,  идущих  в  одиночестве  или  рядом  с  мужчинами,  незаметно.  Вероятно,  пребывание здесь вечером  и  ночью  всё  же  в  некоторой  степени  небезопасно.
      Неприятные  ощущения  усиливаются  негромкой тоскливой  мелодией.
      Наконец,  мы  останавливаемся  перед  дешевым   доходным  домом.
      Это обшарпанное трёхэтажное грязное здание в три подъезда, с трудом  втиснутое  между  другими,  ему  подобными.
      Возле  первого  парадного,  с  его  плотно  закрытой  входной  дверью,  прямо  на  земле  сидит,  упершись  спиной  в  стену,  пьянчужка. Он  крепко  вцепился  обеими  руками  в  бутылку,  которую  разместил  между  раздвинутыми  и  согнутыми  в  коленях  ногами. Не  поймёшь :  то  ли  рассчитывает,  ухватившись  за  бутыль,  как  за  рычаг,  подняться,  то  ли  держит   её   так  крепко  из  страха  что  отымут…
      К  этому,  охраняемому  пьяницей, подъезду  подошёл  мужчина  неопределённого  возраста.  Ему  с  успехом  можно  дать  и  сорок,  и  шестьдесят  лет. По  виду -- конюх.  Лицо  фактически  скрыто  за  широкой  бородой  и  спутавшимися,  падающими  из-под  картуза  ниже  бровей,  волосами.   Бесформенная  одежда,  однако,  не  может  скрыть  крепкого  телосложения.  Так  же  отмечаем  довольно  высокий  рост  и  кулаки,  напоминающие  кувалды.
      Подошедший  изо  всех  сил  трижды  ударяет  в  затворённую  дверь. Не  дожидаясь  ответа,  сразу  же,  начинает  дергать  дверную  ручку.  Но,  не  открыв,  опять  лупит  своей  кувалдой  по  дверной  поверхности.
      Наконец,  слышится  шум,  и  какой-то,  непонятно  мужской  или  женский,  голос  произносит  несколько  неразборчивых  слов.
      В  ответ  на  них  стоящий  у  двери  конюх  издаёт  странные  громкие  гогочущие  звуки.
      Дверь  отворятся.  Видим  крупного  темноволосого  мужчину  лет  сорока  похожего  на  мастерового:
      --  Это  ты,  Немой!?  Что  в  дверь  лупишь?  Постучал  --  жди,  откроют! Давай -- входи!
      Но  Немой  не  заходит,  а  мычит,  указывая  на  пьянчужку.
      --  Что  там?
      Мастеровой  высовывается  на  улицу  и  констатирует:
      --   А-а-а-а!  Влас!  Пусть  проветрится  на  воздухе.  А  то  бузить  начнёт!
      Конюх  соглашается,  кивает, опять  что-то  гортанно  лепечет  по-своему  и,  наконец,  входит  в дом.  Дверь  за  ним  захлопывается.

      … Мы  не  следим  за  перемещениями  по  коридорам  Немого,  так  как   сразу  оказываемся  в  одной  из  комнат  здания...
      
      ... в  тишине  хорошо  слышен  скрежет  проворачивающегося  в  замке  ключа.
      Наконец,  порог  переступает  большая  тёмная  мужская  фигура.
      Дверь за  ней  закрылась  почти  моментально, и  мы,  глядя  на  огромную  широкую  тёмную  спину,  вновь  слушаем  скрежет ключа,  теперь  уже  ту  самую  дверь  запирающего.
      Потом  Немой,  а  это  именно  он  вошел  в  комнату,  пыхтит  и  чиркает  спичками  у   стола.  Наконец,  загорается  стоящая  там  в  маленьком  подсвечнике  свеча  и  как-то  страшно  и  странно  освещает  снизу  его  лицо.
     Мужчина  берёт  в  руки  этот  подсвечник  со  свечой  и,  обходя  с  ним  комнату,  зажигает  два  настенных  канделябра, по  две  свечи  в  каждом.
       Поставив  подсвечник  на  стол,  Немой  вынимает  из  бездонных  внутренних  карманов  своего   верхнего  платья  бутылку  с  молоком,  длинный  батон  хлеба  и  небольшое,  кажущееся  даже  маленьким  в  его  огромных  лапах,  кольцо  колбасы,  завёрнутое  в  мятую  засаленную  коричневую  бумагу.
      Положив  всё  это  на  стол,  отходит  к  стоящей  в  углу  круглой  деревянной  вешалке   и  там  снимает  картуз  и  верхнее  платье  и,  расчесав  пятернёй  волосы,  убрав  их  со  лба,  идет  к  висящему  над  тазом  умывальнику,  моет  руки  и  умывается.
      Потом,  распахнув  настежь  окно,  высовывается  на  улицу  и  обозревает  с  высоты  второго  этажа  и  сидящего  справа,  у  своего  подъезда,  пьянчужку,  и  одинокий,  без  такой  «знатной»  охраны,   второй  подъезд  слева,  и  ряд  точно  таких  же  обшарпанных  домов  через  дорогу,   и  редких  одиноких  прохожих  на  тротуаре...
      Вздохнув,  оглядывается  в  комнату  на  небольшие  настенные  часы  с  кукушкой,  которые  показывают  без  двенадцати  минут  десять  вечера.
      Потом  не  торопясь  вынимает  из  маленького  навесного  посудного  шкафчика  большую  белую  тарелку  и  салфетку. На  тарелку  кладёт  кольцо  колбасы,  на  салфетку --  батон  хлеба,  относит  всё  это  вместе  с  молоком  на  окно,  ставит  у  окна  грубый  прочный  табурет  и  готовится  на  подоконнике,  как  за  обеденным  столом,  устроить  себе  поздний  ужин.
      
      … Мы  с  героем  ужинать  не  садимся,  а  отправляемся   вновь  на  свежий  воздух  и  уже  снизу,  с  улицы,  наблюдаем  его  силуэт,  освещаемый  сзади,  из  комнаты,  светом  свечей.
      Мужчина  жуёт  хлеб  с  колбасой,  запивая  еду   молоком  прямо  из  горлышка  бутылки  и,  высматривает  кого-то  из  своего  окна.
      Беспокойная,  тревожная,  тоскливая  мелодия,  звучавшая  с  самого  начала  сцены,  несколько  усиливается.
      Человек  в  окне  уже  дважды  приподнимался  и  совсем  высовывался  из  окна  на  улицу,  не  раз  он  поворачивался  и  в  комнату,  явно,  обращая  свой  взор  к  настенным  часам. 
      Несомненно,  кого-то  ждёт.
      
      ... Вдали  раздался  цокот  копыт. 
      Тревожная  музыка  прервалась.
      В  тишине  ожидания,  в  учащённом  дыхании  Немого  подъезжает  пролётка.
      В  ней  господин  и  дама.
      Присматриваемся.  Мужчина,   похоже,   мелкий  чиновник,   женщина  --  уличная   девка.
      Этот  чиновник,  сойдя  с  пролётки,  и  не  пытается  помочь  прибывшей  с  ним   проститутке  спуститься  на  тротуар,  а,  приостановившись,  что-то  говорит  извозчику,  тот,  отвечая,  кивает.  Несложно  предположить,  что  соглашается  их  подождать.
      Направляясь  ко  второму  подъезду,  тому,  что  остался  без  охраны  каких-либо  алкоголиков,  не  обращая  внимания  на  семенящую  позади  девку,  приехавший  поднимает  голову  вверх  и,  кажется,  смотрит  на  Немого.
      Тот  ни  как  на  этот  взгляд  не  реагирует,  только  прекращает  есть  и  отходит  от  окна  вглубь  комнаты.
      Приехавший  в  пролётке  господин,  наконец,  подходит  ко  второму  подъезду  и  тростью  стучит  в  одно  из  окон  первого  этажа,  за  которым  почти  сразу  же  появляются  чьи-то,  смутно  белеющие   из-за  пыльного  стекла,  голова  и  верхняя  часть  туловища.
      Голова  кивает  и  вскоре  дверь  в  подъезд  отворяется.
      Мужчина  и  идущая  следом  за  ним  женщина  исчезают  за  дверью.
      
      ... В  тёмном  коридоре  со  свечой  в  руке  приехавших  встречает  чахлый  человечек  неопределённого  возраста:
      --  Иван  Карлович!  Рад!  Рад!  Вы  в  прошлый  раз  не  оплатили  апартаменты  наперёд.  Но  я  придержал-с. Они  ведь  будут  Вам  нужны  и  в  этом  месяце?
      Он  мерзко  захихикал,  поглядывая  на  стоящую  позади  гостя  проститутку.   Однако,  встретив  ледяной   взгляд  вошедшего,  сразу  оборвал  смех.
      Названый  Иваном  Карловичем  господин  достаёт  из  кармана  кошелёк  и  в  смутном  свете  одинокой  свечи  отсчитывает   деньги.  Протягивает  их  молча.
      В  ответ,  со  словами  "от  квартиры-с  и  парадного",  получает  два  ключа  и  ту  самую  свечу  в  подсвечнике.  Кивнув,  важно  направляется  вперёд,  не  оглядываясь  на  свою  спутницу.
      Пройдя  мимо  ряда  затворённых  комнат  с  доносящимися  из-за  их  дверей    громкими  голосами,  поднявшись  по  ступеням  на  второй  этаж,  они,  наконец,  оказываются  у  нужной  двери.
      Мужчина  открыл  дверь  полученным  ключом  и  пропустил  вперёд  женщину.  Войдя  следом,  сразу же   закрыл  за  собой  замок  и  убрал  ключ  в  карман.
      В  комнате  сумеречно,  и  он,  не  торопясь,  зажег  от  своей  свечи  стоящий  на  столе  подсвечник  с  тремя  свечными,  ещё  крупными,  огарками,  указал  даме  рукой  на  кровать  и  проговорил  жестко:
       --  Раздевайся.  Наголо. Ложись.  Жди.
       Сам  же  отправился  к  двери,  ведущей,  вероятно,  в  следующую  комнату  «апартаментов».
       Отомкнув  и  эту  дверь  тем  же  самым  ключом,  вошёл  во  вторую  комнату  и  опять  сразу  же  за  собой  запер  дверь,  но  ключ  из  замка  сейчас  уже  не  вынул,  а  оставил  его  торчать  в  скважине.
      Мы  с  интересом  осматриваем  пустую  пыльную  комнату  с  одиноко  стоящим  у  противоположной  от  двери  стены  платяным  шкафом.
      Мужчина  подходит  к  этому  шкафу,  упирается  в  него  плечом  и  с  небольшим  усилием  сдвигает  в  сторону  вдоль  стены.
      За  ним  --  небольшая  дверь,  открывающаяся  без  ключа.
      Вошедший  отворяет  её  и …

      ... оказывается  в  комнате  Немого...
      Тот,  похоже,  тоже  сдвинул  свой  платяной  шкаф  в  сторону,  т.к.,  находясь  в  его  комнате  в  прошлый  раз,  мы  видели  только  шкаф,  а  вот  этой,  небольшой,  двери,  точно,  не  было.
      Теперь,  наконец,  мы  можем  рассмотреть  хорошенько  приехавшего  в  пролетке  господина.
      Он  одет  мелким  чиновником,  но  что-то  в  его  движениях,  гордой  посадке  головы,  дорогих  перстнях  на  тонких  белых  ухоженных  руках,  новом  и  прекрасно  сшитом  платье  говорит,  что  это  не  так.  Всмотревшись  в  его  бесцветную  белесую  физиономию,  мы  можем  сказать  одно :  он  в  гриме,  ему  около  сорока  лет, он  достаточно  высок,  строен,  и,  вероятно,  недурен  собой,  потому  что,  несмотря  на  грим,  лицо  сохранило  довольно  правильные  пропорциональные  черты  и  относительно  благородное  выражение.
      Немой  бросается  к  вошедшему  мужчине   что-то  укоризненно  и  протяжно  мыча, пытается  схватить  и  поцеловать  его, всю  в  перстнях,  руку, одновременно  встав  перед  вошедшим  на  колени.
      Приехавший  не  позволяет  этого  сделать,  говорит  зло  и  брезгливо:
      --  Кончай  ломать  комедию!
      Но,  встретив  несчастный  полный  любви  и  укора  взгляд,  ворчит:
      --  Не  мог  я  явиться  в  прошлый  раз.  Знаешь  ведь,  что  не  всегда  прихожу, а   только  тогда,  когда  могу!
      Немой  поднялся  с  колен,  закивал,  загоготал  снова.
      Выслушав  его  своеобразную  "речь",  гость  спросил:
      --  Слежки  за  тобой  не  было?
      Хозяин  комнатушки  отрицательно  закачал  головой  и  долго  что-то  излагал  на  своём  непонятном  языке.
      Но  недавно  приехавший,  похоже,  неплохо  понимал  это  голготание.  Он  всё  спокойно  выслушал,  кивнул  головой  и  сказал:
     --  Хорошо,  я  понял,  что  ты  всегда  всё  тщательно  проверяешь,  и  слежки  за  тобой  не  было,  да  и  с  чего  ей  быть?!  Тут  ты  прав.  Письма-то  получил?
      Немой  кивнул,  что-то  коротко  промычал  в  ответ  и  направился  к  столу.  Гость  последовал  за  ним.  Хозяин  комнатушки  нажал  какой-то  рычажок  сбоку  под  столешницей  и  одна   небольшая  её  часть  поднялась.  В  образовавшейся  маленькой  нише  лежали  два  письма.  Их  он  и  передал  приехавшему.
      Тот  же,  посмотрев на  письма,  спросил:
      --  А  из  Тулы,  что  не  было?
      Немой  некоторое  время  что-то  убедительно  голготатал  и  качал  головой.
      --  Вчера  не  было,  а  сегодня  ты  не  ходил,  не  смог?  Хорошо.  Завтра  получишь.  Но  завтра  я  не  приду.  Приду,  как  условлено,  через  четыре  дня.  Там,  возможно,  ещё  письма  будут.  Поэтому  в  день  моего  прихода  сходи  на  почту!  Обязательно!
      Немой  снова  что-то  "заговорил"  по-своему,  но  барин  не  дал  ему  высказаться:
      -- Ладно  тебе оправдываться  и  уверять  в  своей  верности!  Я  в  ней  и  не  сомневаюсь!
      Потом  он  нахмурился  и  сказал  довольно  зло:
      --  Сколько  уж  раз  приказывал не  выглядывать  меня  из  окна!  Если  кто-то  следит  за  мной,  из-за  этого  выглядывания  и  тебя  обнаружат,  а,  если  следят  за  тобой,  таким  же  образом  легко  будет  выявить  меня.  Не  дожидайся  ты  меня  у  окна!...  Я  тебе  за-пре-ща-ю  это  делать.  Запрещаю!  Понял?  Если  ещё  раз  застану  у  окна,  девку  не  получишь!
      Немой  чуть  не  заплакал,  но  не  из-за  того,  что  ему  грозили  отказать  в  удовольствии, а  потому, что  огорчил  хозяина.  И  опять что-то  стал  объяснять,  оправдываясь.
      Пришедший  барин  его  внимательно  слушал  и  сказал,  наконец:
      --  Беспокойство  твоё  мне  понятно,  но  оно  ведь  не  уменьшилось  из-за  выглядывания  в  окно?  Нет!  Больше  не  виси  за  окном  перед  моим  приходом!  Не  смей!
        Помолчал,  кивнул  и  закончил:
      --  Ладно!  Иди  к  девке!  Уже  дожидается  тебя  в  кровати!  Только  не  долго  там!  Я  не  намерен  тут  вечно  сидеть,  прочитав  письма!  Не  растягивай!  И  дай  мне  посуду,  в  которой  можно  будет  бумаги  сжечь  после  прочтения!
      Немой  открыл  навесной  посудный  шкаф,  достал  оттуда  небольшую  металлическую  миску,  нож,  спички,  подал  всё  это  на  стол  и  под  какую-то  развязную,  разухабистую  мелодию  быстро  метнулся   вон  из  комнаты.
     Приехавший  господин  проводил  его  ироничным  взглядом  и  мерзкой  ухмылкой.