Часть 2. Глава 5

Сергей Артёмов
Глава 5. Встреча с дедом-вещуном
Деревня Ивановка ничем не отличалась от множества других деревень бескрайней Великой Руси. Точно такие, как и в других деревнях, бревенчатые избы, точно такие рядом с избами небольшие огородики, точно такие добродушные и приветливые люди. Правда, жителей в Ивановке осталось немного - год назад налетели с южного ханства басурманы, напали неожиданно ночью, многих забрали в плен. И остались стоять сиротливо обветшалые без хозяев избы, да заросшие бурьяном огородики.
Из леса, что растёт сразу у деревни, вышел мальчик лет пятнадцати. Он осмотрелся по сторонам, разыскивая нужную избу, и подошёл к самой крайней, стоявшей у околицы. Хоть прошло много лет, но мальчик узнал её сразу – ту избу, в которой он жил раньше вместе со своими родителями. Сейчас дом был нежилой. Ветер уныло скрипел полуотвалившейся, висевшей на одной петле дверью. Выбитые оконца валялись на земле. Крылечко, по которому давно уже никто не ходил, поросло высоким бурьяном. Мальчик грустно побродил вокруг избы и зашёл вовнутрь. Но, увидев внутри дома такое же запустение, что и снаружи, снова вышел на улицу. Возле крылечка, опираясь на длинную суковатую палку, стоял старый дед.
 - Здравствуй, Иванушка! Здравствуй, наш Иван-царевич! Я знал, что ты сегодня вернёшься, – сказал он.
Хотя дед и выглядел очень старым, однако взгляд его был молодым, полным жизненной силы. Глаза старика лучились одновременно и удивительной теплотой, и мудростью, и юношеским задором.
- Здравствуйте, дедушка, - ответил Иван-царевич и радостно улыбнулся.
- Узнал меня? – спросил дед, тоже улыбаясь.
- Конечно, узнал! Вы – тот самый дед-вещун, который жил по соседству рядом с нами. Я помню, как вы меня маленького учили грамоте и говорили, что когда-нибудь мне суждено стать царём, - Иван-царевич посмотрел на избу и спросил: - Дедушка, а где мои папа и мама?
Улыбка пропала с лица старика,  а взгляд его стал печальным.
- Твои папа и мама в плену басурманском, - ответил он.
На глаза Ивана-царевича навернулись слёзы, и он украдкой смахнул их рукавом рубахи.
- Что же мы на улице стоим?! - сказал старик. - В ногах правды нет! Пойдём ко мне, поживёшь пока в моей избе.
Иван-царевич оглянулся, посмотрел на заброшенный родительский дом и, тяжело вздохнув, послушно пошёл за стариком. Идти пришлось недалеко, изба деда-вещуна стояла здесь же у лесной околицы.
- Неужели в нашей Ивановке совсем жителей не осталось? - спросил Иван-царевич, разглядывая безлюдную улочку и полуразрушенные избы на ней.
- Живут люди, - печально произнёс старик. - Но на другом конце деревни. С нашей улицы всех в плен басурманы забрали. Я, как раз за день до их нападения, пошёл во дворец Берендея, защиты у него просить. Чувствовал беду. Знал, что не сегодня, так завтра басурманы на деревню нападут. Думал, пошлёт Берендей дружину свою нас защитить. Да где там! Берендей меня слушать не стал, приказал вытолкать за ворота своего дворца. Ночь провёл я у дворцовой стены, хотел повстречаться с царским воеводой - надеялся его уговорить встать на защиту нашей деревни. Но было уже поздно! Утром разнеслась по городу весть, что на Ивановку напали басурманы и многих жителей увели в плен. Берендей-то вместо того, чтобы погоню за ними послать, заперся у себя во дворце вместе с воеводой и дружиной. За свою царственную особу переживал, боялся из дворца даже нос высунуть. И зачем нам нужен такой царь?
Дед-вещун открыл дверь избы и сказал:
- Проходи в дом, Иванушка.
Но Иван-царевич в нерешительности остановился на крылечке.
 - Что застыл у порога? – спросил дед-вещун и, внимательно посмотрев в глаза мальчика, усмехнулся: - Знаю, Иван-царевич, ты не один сюда пришёл. Там за околицей друзья тебя поджидают. Кто они такие, я не ведаю, знаю только, что эти друзья необычные.
“Откуда он узнал о моих друзьях? - подумал Иван-царевич. - Ведь в лесу нас никто не видел, а в деревне они и не показывались, сидят тихонько в кустах за околицей и ждут моего сигнала. И вообще, откуда он мог знать, что я сегодня вернусь?”
- Чего ты удивляешься? - опять усмехнулся старик, весело сверкнув глазами. – Или забыл, что меня вещуном называют? Ведь я даже не спрашиваю, где ты был - и так знаю! Также догадываюсь, как ты смог уйти из царства Кощея Бессмертного - тебе помогли вот эти рукописи, что в твоей сумке лежат. Хватит стоять, Иванушка! Лучше зови своих друзей, да познакомь меня с ними.
- Как скажите! – обрадовано сказал Иван-царевич и махнул рукой, вызывая кого-то из леса. - Только вы, дедушка, тоже постарайтесь не удивляться.
- Меня тяжело удивить, - ответил старик. - Я много прожил на свете, многое уже повидал и узнал.
Но всё же он удивился, когда из лесных кустов выскочил громадный серый волк. Ещё больше дед-вещун удивился, когда увидел сидевшую на спине волка красивую разноцветную птицу. И уж совсем изумился старик, когда волк, подбежав к избе, произнёс по-человечески:
- Здравствуйте, дедушка!
Диковинная птица пошевелила пёстрым хохолком на голове и крикнула:
- Ж-р! Ж-р!
А затем, как и волк, птица сказала по-человечьи:
- Добрый вечер!
- Добрый вечер! – ошеломлённо ответил птице и волку дед-вещун.
Иван-царевич рассмеялся:
- А вы говорили, дедушка, что вас тяжело удивить!
- Много знаю я чудес на свете, - покачал головой старик. - Но, чтобы волк и птица говорили по-человечьи, о таком я не слыхивал... Заходите в дом, волшебные звери.
Убранство горницы, в которую дед-вещун провёл своих гостей, было бедным: к одной из стен примыкала русская печь, слева от неё находился большой сундук, под маленьким окошком у другой стены стояли длинная скамья и стол. На столе кроме краюхи хлеба и глиняного кувшина с водой больше ничего не было.
Иван-царевич устало опустился на скамью, улыбнулся старику и сказал:
- Я хоть и не вещун, но вижу, что вам, дедушка, очень хочется знать, кто такие мои друзья. Познакомьтесь, это – Жора, это – Серый. Вы думаете, они волшебные? Нет, они не волшебные, а учёные, и прибыли к нам из будущего, из двадцать второго века.
Мальчик принялся рассказывать старику о своём потомке - профессоре Царевиче, о машине времени, которую направил профессор в одиннадцатый век вместе с умными животными. Дед-вещун внимательно слушал этот рассказ.
- Верил я, что люди будущего создадут множество машин, - сказал он. - Знал, что человечеству будут подвластны и большие расстояния, и огромные скорости, что человек научится летать быстрее и выше любой птицы, плавать глубже любой рыбы. А человек даже смог покорить время! Когда же вы прибыли к нам?
- Сегодня рано утром, - ответил Серый, присаживаясь на полу у выхода из горницы.
- И надолго ли?
- В нашем распоряжении всего 108 часов, - с важным видом произнёс Жора, устраиваясь на лавочке у окна. - Это четверо с половиной суток. Через 108 часов после нашего прибытия, мы с Серым начнём перемещаться назад в будущее, где бы не находились в этот момент. Наши ожерелья, в которые встроены временные ускорители, перенесут нас на одиннадцать веков вперёд - в двадцать второй век. Но путешествие во времени без защитной оболочки таит много различных опасностей и трудностей. Поэтому лучше всё-таки нам отправляться домой в нашей уютной кабине - так и спокойнее, и безопаснее. Для напоминания, в наши ожерелья встроен счётный механизм. За десять часов до старта, он начнёт регулярно сообщать время до начала перемещения.
Жора замолчал, посмотрел в окошко и снова заговорил:
- Пока ещё не стемнело, я слетаю проверить всё ли в порядке с нашей кабиной.
- Заодно захвати нашу аппаратуру и таблетки, - напомнил ему Серый.
- Обязательно, - попугай был уже на крылечке.
Он взмахнул крыльями, крикнул своё обычное: «Ж-р! Ж-р!» и стремительно улетел в сторону леса.
Старик посмотрел на сумку Ивана-царевича, в которой лежали рукописи, и попросил:
- Пока мы ждём Жору, поведай мне, Иванушка, о своей жизни в Тридевятом царстве.
Иван-царевич рассказал о Кощеевом царстве и его обитателях, о своей жизни в неволе и в конце рассказа добавил:
- Спасибо вам, дедушка, за то, что научили меня читать. Если бы не это умение и не эта большая рукопись - вовек не смог бы уйти я от Кощея. И хоть я и не вещун, и не волшебник, но догадываюсь, у кого была она украдена. Кощей признался мне сегодня, что украл её из нашей деревни. Значит, эту рукопись написали вы?
Старик ласково улыбнулся и ответил:
- После того, как тебя украли Кощеевы слуги, я стал советоваться с добрыми людьми, интересоваться способами борьбы против нечистой силы, а всё узнанное записывал. Знал я, что нечистая сила любит воровать. Вот и оставлял свою рукопись на столе - надеялся, что кто-то из слуг Кощеевых залезет в мою избу, украдёт её и унесёт в Тридевятое царство. Так оно и случилось! Однажды я отправился в город, а когда вернулся, обнаружил, что рукопись украдена. Это доставило мне огромную радость! Знал я, когда-нибудь мои записи попадут к тебе в руки и ты их прочтёшь. Но кто бы мог подумать, что моё бедное жилище посетит собственной персоной сам Кощей Бессмертный!
Дед-вещун достал из сумы рукописи и принялся их просматривать.
- А это что за древний манускрипт? - удивился он, развернув последнюю из них.
- Эту рукопись подарил мне Кощей Бессмертный, - ответил Иван-царевич. – Он говорит, что написал её сам, когда ещё был молодым и грамотным. А сейчас Кощей даже не помнит, что в ней написано. Я пробовал прочитать рукопись, но не смог. Она составлена на неизвестном языке.
- Этот язык очень старинный, - сказал дед-вещун. - Так говорили и писали люди тысячу лет назад. За это время наш язык сильно изменился, а в алфавит добавилось много новых букв. Неудивительно, что ты не смог прочитать рукопись.
- Интересно, очень интересно! – воскликнул он, продолжая изучать древний документ. - Да этому манускрипту цены нет! В нём заключена тайна появления Тридевятого царства! А написал манускрипт действительно сам Кощей!
В это время на шее Серого включилась радиостанция, и в горнице раздался голос Жоры:
- Всё в порядке, вылетаю назад!
- Ждём твоего возвращения! - откликнулся Серый.
- Чудеса! – сказал Иван-царевич. - Жору слышно, будто он находится с нами рядом.
- Радиосвязь люди изобрели ещё в девятнадцатом веке и с тех пор ею пользуются, - ответил Серый. - Когда находишься друг от друга на большом расстоянии, при помощи радиосвязи удобно передавать друг другу какие-то сообщения.
- Как бы Жора не заблудился, - заволновался дед-вещун, аккуратно укладывая рукописи обратно в сумку. - Сумерки уже сгущаются. Вот и звёздочки на небе показались. А у нас в эту пору ночи очень тёмные.
- Не волнуйтесь. Жора не заблудится, - успокоил вещуна Серый. - Сейчас я включу радиомаяк и его сигналы подскажут Жоре направление движения.
Пёс дотянулся задней лапой до своего ошейника-ожерелья и включил радиомаяк.