Размышления об исламском терроризме

Елена Конюшкова
«Истинной обязанностью перед Богом является покорность ему»
Коран  (сура 3,19)



Недавно прочитала, что слово «ислам» означает в переводе «покорность Богу». Впрочем, скорее всего, я читала это и раньше, просто в памяти не задержалось, потому как, ислам никогда не относился к сфере моих интересов. Но вот этот, не столь давно возникший, но уже ставший многолетним, кошмар человечества – исламский терроризм – заставил задуматься на эту тему.

                О религиозности

Если попытаться относиться к религии серьезно, то тут есть о чем думать. Сразу скажу, что я выросла в эпоху социализма в нерелигиозной семье и потому, наверное,  религия меня почти никогда всерьез не занимала. И меня это вполне устраивало. Впрочем,  случалось мне слушать откровения достаточно близких верующих людей на эту тему. У меня нет никаких оснований не доверять им. Они говорили о наличии некоего яркого религиозного чувства, которое порой посещало их и освещало жизнь таинственным светом. Детали рассказов уже плохо помню, но насколько я поняла, слово «экстаз» наиболее близко ситуации. Также и в литературе, в том числе, мемуарной порою встречаются подобные свидетельства. В общем, вопрос непростой.

У меня же самой нет потребности ни в Боге, ни в каких-либо религиозных ощущениях, хотя мне доводилось читать, что такая потребность есть у всех. Врут. А уж брать на себя обязанность покорности Богу согласно Корану  представляется мне полнейшим безумием, противоречащим организации человека. Мне вообще непонятно зачем нужна такая жизнь, если заранее отказываешься от свободы воли, которой и так немного.  Если указания Бога вызывают внутренний протест, то они не могут быть исполнены. В моей системе ценностей это очевидно. И, думаю я, что, возможно, именно эта странная, добровольно принятая мусульманами, обязанность является причиной страшных ненужных трагедий в нашем мире.

При отсутствии потребности в Боге, у меня, однако,  есть потребность по мере сил обдумывать сущность этого мира.  Потому религии нередко были предметом моих интеллектуальных размышлений. Но вот именно ислам заранее отторгал своими немыслимыми для европейского человека порядками. Однако пришло время разобраться и в этом вопросе.

                О разуме

Зачем нам даны воля и интеллект? Я думаю, мы просто обязаны использовать их самостоятельно, коль уж имеем. Другое дело, следует стараться использовать не во вред другим людям.

Я склонна думать, что такая невероятно сложная конструкция как мир и мы сами, в том числе, не могли образоваться без разумного плана, а значит без разума. Где этот разум, в материи ли, в космосе ли, в ином ли пространстве или еще где – вопрос на данный момент открытый.  Но он должен присутствовать, хотя бы в силу того, что он есть у нас самих и было бы верхом безумия считать нас, мало чего понимающих в этой Вселенной,  самыми совершенными и притом еще случайными образованиями.  Знаю, материалисты думают иначе.  Обсуждать это здесь не собираюсь, т.к. статья о другом.
 
Значит, исходим из гипотезы, что Разум есть. Конечно, теоретически он мог сотворить это безобразие (ну, мир) и свалить в неизвестном направлении. Возможно. Тогда мы свободны, религии придуманы человеком и представляют интерес исключительно для психиатров, которые, впрочем, ничего с этим сделать на данном этапе развития не могут. Весьма печально, но при таком раскладе мир оказывается глобальным сумасшедшим домом без всяких видимых перспектив улучшения. Разве что, может быть, когда-нибудь наука доказательно объяснит законы образования мира, а медицина продвинется столь далеко, что все верующие будут излечены. Если до того некоторые особо верующие мусульмане не взорвут этот мир к чертовой матери.  Обсуждать далее в этой версии нечего.

                О разработчиках

Потому рассмотрим оставшийся вариант реального существования и кураторства над миром Творца, ну или группы творцов, из которых кто-то все же, наверное, главный Творец. Несмотря на то, что Ислам – религия единобожия и главный объект для поклонения – вечный Аллах, в Коране регулярно встречается именно «мы», а не «я», там, где говорится от имени Бога. Меня это наводит на мысли о команде разработчиков. С руководителем во главе.

Ислам, кстати, признает как Моисея, так и Иисуса, как реальных пророков, вразумлявших человечество до прихода пророка Мухаммеда, который пришел позже других пророков и, потому, вероятно, считается самым правильным. На деле же, думаю, если принять данную версию, к человечеству применяются разные тактики управления и подавления в виде разных религий.  Если для кого-то существующие неэффективны  - нате, пожалуйста, новый вариант. Так, чтобы по возможности охватить все разнообразное подведомственное население.
 
Из всех известных мне мировых религий ислам – самая жесткая. Это проявляется, как в главном ее принципе – полной покорности требованиям Аллаха, так и в образе жизни: многократные обязательные молитвы, строгое соблюдение всевозможных ограничений, жуткое унижение женщин, необходимость борьбы с иноверцами…

                О безбожниках

Главная книга мусульман – Коран. Где-то у нас дома, помню, валялась, ради общего развития купленная, и я ее даже местами читала. Но сейчас не нашла, потому цитаты по интернету. По мере сил проверяла по разным источникам, естественно, в переводе. Переводы порой несколько отличаются друг от друга, но смысл более-менее сохраняется.

Вероятно, в Коране где-то есть  нормальные установки, но мне почему-то все больше попадались лишь о необходимости поклонения Богу, нетерпимости к безбожникам, да призывы к убийствам инакомыслящих. Наверное, потому, что подобных наставлений там гораздо больше. Безбожники там упоминаются так часто и в таком отрицательном смысле, что у меня создалось впечатление, что это понятие шире, чем привычное нам  - «атеисты», в котором лично я ничего плохого не вижу.

К примеру: «Безбожники... Нет сомнений в том, что ни их богатства, ни их дети им не помогут, не защитят от Божьей кары. Они — топливо (горючее) для Ада». (Сура 3,10)

Забавно. За что же, однако, кара? Заметьте, не грешникам, которых Бог прощает, а именно атеистам, которые дурного не делали! По крайней мере, здесь об этом не упоминается. То есть лишь за научный взгляд на мир – опытным путем существование Бога не подтверждено.  Значит, быть преступником лучше?  М-да…

Когда-то на экскурсии в Египте спросила местного гида, который рассказывал нам о религии в стране, есть ли у них атеисты. Он посмотрел на меня диким взглядом, будто я спросила черт знает что, и с явным испугом ответил, что, конечно, нет. Я была озадачена как такой странной реакцией, так и существом ответа. Теперь только начала понимать.

А тут уж несомненно про атеистов:
«Безбожники же [беспечно] пользуются (наслаждаются) [жизнью земной, ведь они не верят в жизнь после смерти] и едят подобно тому, как едят животные [то есть инстинктивно, без благодарности Богу и не задумываясь, откуда это и зачем, не думая о вечных перспективах]. [Если они останутся таковыми до самой смерти, тогда] Ад [после Судного Дня] явится их прибежищем [навечно]». (Сура 47,12)

«Разве [упомянутые обитатели райской обители в вечности] похожи на того, кто оказался [за свое безбожие и земные злодеяния] в Аду навечно?! [Обитатели Ада утоляют жажду] предоставляемым кипятком, который разрывает их кишки на части [из-за высоких адских температур выжигает всю пищеварительную систему]».  (Сура 47,15)       

Во, как! Про кипяток - лишь за неверие!- впечатляет. Весьма нравственная книга, ничего не скажешь!
 
Я так поняла суру 47-12, что есть своим трудом добытую еду нельзя без благодарности Богу. Угу. Ну а как же тогда те, кому не повезло добыть ее, и они вынуждены голодать, а может и умереть от голода? Имеют они моральное право ругать Бога? По логике – да, если они честно старались заработать. И ничего плохого им за это не должно быть. Но как-то эта логика в Коран не вписывается, если уж там такие кары за простой атеизм. Недоработано, однако.

Хотя, кое-где вроде и благо атеистам обещано:
«Дела тех, кто не верит [Божьим знамениям] … будут сведены  с пути [Божественного воздаяния]. Сколь бы они благородны и многочисленны ни были, в Судный День превратятся в пыль. За благое им сполна воздастся благом на Земле и не более того]»  (сура 47, 1)

«В пыль» - это очень хорошо. Не кипяток все же. Но вот относительно «благом на земле» - это, уж простите, явная ложь! Где это видано, чтобы благородные и добрые дела вознаграждались  «благом на земле»? Обычно бывает наоборот. Примеров сколько угодно.
В христианстве это даже как бы узаконено – на небесах воздаяние получишь. А тут, вишь ты, наоборот. Запутаешься. Да и в самом Коране выводы противоречивы, как видно из вышеприведенных текстов. Но придется все же  продолжить рассмотрение, раз уж взялась, хотя то, что я прочитала про безбожников меня сильно озадачило.

                Весь мир – театр?

Если смотреть на мир критически, но все же допускать наличие Высшего Разума, который руководит людьми, то все эти трактаты представляются игрой его со своими недоразвитыми творениями. Ну, значит, это его как-то развлекает или еще зачем-то потребно. Но стоит ли придавать этим ценным указаниям (ЦУ) столь большое значение? Особенно, если гипотетическая посмертная жизнь не интересует. А стандартные заповеди о не причинении вреда другим очевидны и атеистам, тут и без богов все понятно.

Представьте себя на месте бога, для простоты понимания – игроком в известную компьютерную игру «Цивилизация». Естественно, будешь всякие ЦУ выдавать подопечным в силу разных ситуаций, желая направить развитие в определенное русло. Я склонна именно подобным образом относиться и к большому миру. Забава такая. И Коран, кстати, не возражает.

«Если вы [люди] отвернетесь (откажетесь) [от пути веры и благочестия, если среди вас не останется верующих], то Он [Господь миров] заменит вас другими, которые в последующем не станут подобными вам»  (Сура 47, 38)

«Мирская жизнь не что иное, как игра и забава. Вечная же обитель является наилучшим для тех, кто набожен» (Сура 6, 32)

«Действительно, жизнь мирская — игра (развлечение, упражнение) [она похожа на партию в шахматы, где следует продумывать все на несколько шагов вперед, а при неверном ходе, отвлекаясь от сложного интеллектуального процесса, можно и проиграть] и забава …» (Сура 47, 36)

Если жизнь и забава, то скорее для режиссеров, для тех, кто смотрит со стороны, кого не вынуждают страдать, кто может видеть картину в целом и управлять ею, что для подавляющего большинства людей, вовлеченных в эту игру, совершенно недоступно.

А режиссерам,  оно конечно…  Отработка технологий в кукольном театре. Им не больно.

                Чему учит Коран?

Так вот, вернемся к указаниям Корана. Говорят, там много хорошего и мирного.  Не спорю, многие мусульмане, возможно,  люди вполне миролюбивые, а женщины, так производят впечатление забитых. Естественно, если с младенчества тебя пичкают этими весьма сомнительными установками, так и впитаешь их, будешь подчиняться. А куда деваться?  И будешь потом отстаивать.

Но все это не отменяет того факта, что Коран требует борьбы за распространение своего «истинного» знания:

«Возьми любого из пророков, рядом с кем [плечом к плечу] сражались за Господнее дело его многочисленные сподвижники: они не ослабевали  перед тем, что постигало их на пути Бога…»  (Сура 3,146)

«И сражайтесь с ними, пока не будет более искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху» (сура 2, 193).

«[В трудные минуты] их словами были лишь следующие: «Господь наш, прости нам грехи, прегрешения, прости расточительность в делах, укрепи стопы и помоги в противостоянии с безбожниками» (Сура 3,147)

Вот дались им эти безбожники! Казалось бы, вы о своих душах думайте, зарабатывайте себе райскую жизнь собственным примерным поведением. А безбожники, они свои головы на плечах имеют и сами решат, как им жить. И, если они вас не трогают, то, что вам за дело до них? Но в Коране так много сказано о необходимости противостояния с безбожниками, что отдельные миролюбивые высказывания блекнут на этом фоне, хотя они имеют место там быть. Так что, прочитав изрядную часть сур, у меня сложилось впечатление, что Коран -  воинственная книга.

«[Это событие (битва при Бадре), как и многое другое из разряда военных, экономических, политических, интеллектуальных, духовных противостояний, происходит по воле Господа] для того, чтобы установить истину…» (Сура 8, 8)

«Внушил твой Господь ангелам: «Я с вами, помогите же верующим! А в сердца безбожников Я брошу страх. Бейте выше шеи (рубите головы), руки и ноги!

Это им за то, что они воспротивились Богу и Его посланнику [войной пошли против Господа]. Кто совершает подобное, пусть знает, что Божье наказание серьезно и сурово.
Все это таково [именно так и никак иначе]. Попробуйте же на вкус [Божье наказание]. Ко всему прочему безбожникам уготовано мучение в Аду [навечно]»  (Сура 8, 12-14)

Интересно, как это безбожники могли «войной пойти против Господа», если они не признают его существование? Нонсенс, однако, получается!

А в целом в вышеприведенных сурах, да и в других, еще раз подчеркивается, что все эти войны, кровопролитные битвы самим же Богом организуются. Ну, игра такая, как уже было сказано. Забава. Отнеситесь, граждане, с пониманием. Скушно Аллаху. Хочет «истинное знание» в головы неразумные вбить. В прямом смысле.

                Что есть «верный путь» в Коране?

Согласно Корану, верный путь – это путь, ведущий в рай. Нужен ли этот рай с его садами и винно-молочно-медовыми реками жителям земли – вопрос даже не обсуждается. Если кому не нужен – автоматически топаешь в ад. Типа: а кто не хочет быть счастливым – заставим. Хошь – не хошь, а надо идти в рай, причем строго указанным путем.   М-да…  Так что, обсуждаются лишь способы перемещения души в оный.
Например, встречаются призывы к насилию по отношению к инакомыслящим и обещание награды за это:

«А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее

Если кто был убит на Божьем пути, то его [благие] дела никогда не будут потеряны. Наставит Он [Господь миров] его на верный путь [ведущий прямиком в Рай]… А в итоге [Господь миров] введет его в райскую обитель» (сура 47, 4-6).   

Порой намекают на подразумеваемый военный контекст данной суры, но я его там, простите, не нашла.  Или еще:

Было сказано им: «Возьмемся за оружие на Божьем пути или встанем на защиту… Никоим образом не думай, что те, кто умер на Божьем пути, мертвы. Они живы [их души в ином измерении], у Господа Бога получают свой удел» (Сура 3, 167,169).

Подобных по смыслу высказываний там много, не вижу смысла все их приводить, они повторяют друг друга. Есть, правда и:  «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах» (сура 17, 33).

Но на фоне всего сказанного получается, что по отношению к безбожникам право это легко достижимо.  Согласно сурам, приведенным выше и другим подобным,  инакомыслящие, тем более упорствующие в своем инакомыслии,  вроде как бяки по определению, и стоит ли с ними быть гуманным? Ну, разве что, терпеть их до поры? Но, ни в коем случае, не относиться хорошо. Есть там суры про то, что дружить с ними нельзя ни в коем случае:
«Верующие не берут себе в ближайшие соратники (в близкие друзья) безбожников [и кого-либо] помимо верующих…»  (Сура 3, 28).

В общем, беглый осмотр трактата производит впечатление довольно агрессивной книги. При желании можно найти базу для оправдания террора. Конечно, я не забываю о том, что начался этот нынешний кошмар в то время, когда  представители, так сказать,  продвинутых цивилизаций попытались научить уму-разуму эти, с их точки зрения, отсталые мусульманские страны. Разворошили улей на свою голову:

 «И убивайте их [неверных], где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали, ибо для них заблуждение хуже, чем смерть от вашей руки» (сура 2, 191).

То есть, если до этого вмешательства еще можно было этих неверных  терпеть, то теперь Коран прямо призывает уничтожать их. К тому же, заметьте, для их же «блага»!  Эх, надо было бы быть более образованными и осмотрительными до того, как переться в чужой монастырь со своим уставом.

                О терроризме

Но мало ли было в мире войн и вмешательств в чужие дела? Да постоянно! Но никому раньше не приходило в голову перманентно взрывать цивилизацию, не исключая и себя самих. Это новое направление.  Все же, если это месть, то обычно люди мстительные  хотели хотя бы увидеть результат содеянного.  Здесь же и этого не надо. Кроме того, удары приходятся, как правило, по совершенно случайным людям, вся «вина» которых в том, что они родились, выросли и живут в странах с иным укладом. Какой смысл в такой мести?  Тогда зачем?

Насколько мне известно, террористы ставят главной целью не столько месть, сколько  желание попасть в свой вечный рай таким путем, в чем Коран им способствует, как видно из приведенных цитат. Извращают ли они его? Судя по имеющимся цитатам, нисколько. Другое дело, что разные мусульмане могут брать в качестве ЦУ разные суры. Потому и разногласий между ними много,  вплоть до войн.

Но, безбожники, как я поняла из Корана, – это главное зло на земле. Регулярно упоминается об этом в данном трактате. Есть там отдельные указания, которые могут быть миролюбивы, а есть дух книги. Так вот Коран весь пропитан этим духом неприятия безбожников, постоянно упоминаются кары, которые их ожидают просто за отсутствие веры.

«Воистину те, кто стали неверующими, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет, не уверуют… им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание» (Сура 2, 6-7)

«На тех, кто был безбожником и умер безбожником, — проклятие Всевышнего, проклятие ангелов и людей.
Они в Аду [в этом проклятии] навечно. Мучения облегчены не будут, никаких отсрочек и промедлений. [С наступлением смерти раскаяться и покаяться возможности уже не представится]» (Сура 2, 161-162)

«Наихудшими ползающими на четвереньках животными пред Богом являются безбожники, которые не веруют». (Сура 8, 55)

Ну и так далее. Там подобных цитат – вагон и маленькая тележка.

Так что неудивительно, что у многих сложилось мнение, что Аллах предпочел бы мир без безбожников. Многие люди привыкли читать не только строки, но и между строк.  А при таком подходе получается, что, стремясь в рай, верующему не грех прихватить с собой как можно больше безбожников, их воззрений не разделяющих? Ну, их-то потом в ад отправят, ежу понятно. Но надо  предъявить их на небесах как билет для прохода в рай? Коран фактически настраивает на это. Правильно я понимаю ситуацию? Ну и многие другие, очевидно, так же ее поняли.  И попутно еще можно оставить кучу искалеченных людей на земле. А, безбожники…

                О психологических глубинах

Ситуации уже много лет. И не иссякает поток желающих получить такой вот пропуск в рай. За этим должно что-то стоять.  Не могут они все быть просто сумасшедшими,  нужна какая-то подпитка этого безумия. Какая?
«Тем, которые уверовали в Наши знамения и были смиренными (уготован Рай)» (сура 43, 69)
Что значит смиренность? Значит, мозги отключаем и делаем чего велено. Не анализируем. Кем велено? Аллахом, надо понимать. Ну, то бишь, посланником его, коли сам глас божий не слышишь. Грешен, потому что. А если кто сам сподобился услышать – тут уж без вариантов!

Как я уже говорила выше,  истинная неформальная вера базируется не столько на внешней причастности к религиозной жизни, сколько на внутреннем состоянии слияния, причастности, диалога с тем, что они считают проявлением некой божественности. И Коран совершенно согласен с этим:

«Вы не уверовали, а лишь стали покорны. Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (сура 49,14).

«Кто уверует в Аллаха и будет крепко за Него держаться [вера станет естественным состоянием души, а не надеваемым на религиозные праздники внешним атрибутом], те будут одарены Божьей милостью, и Он направит их к Себе по прямому пути»  (сура 4, 175)

«…вера пока лишь на языке и в философии разума, никак не спускается в сердце»  (сура  43, 35)


Бессмысленно здесь обсуждать имеют ли эти состояния божественное происхождение или это просто некие их собственные психологические процессы, вызываемые потребностью в религиозности, да это и неважно в данном контексте. Главное, что они сами верят в божественный источник своих состояний. И любые осмысленные откровения в такие моменты считают, так сказать, гласом божьим.
 
И, если этот глас скажет им что-то типа: «приди ко мне, убив хоть десяток неверных, и ты будешь в раю», то они пойдут убивать. А что, если именно это и происходит? Если они действительно ощущают или даже слышат некий призыв, который идентифицируют как глас божий? Ну, может не все, но многие? У меня от всех этих кошмарных терактов осталось впечатление, что террористы ощущают себя правыми.

Лет, кажется, двадцать назад в новостях передавали о нескольких случаях жутких убийств и покушений, после которых преступники прямо говорили, что действовали по указанию некоего голоса, который они считали принадлежащим Богу. Казалось бы – типичное безумие.

Но если это сопоставить с нынешним массовым безумием и сравнить с официальными указаниями Корана, то закрадывается крамольная мысль – а если это правда? Можно расценивать это как угодно с медицинской точки зрения, но вдруг они на самом деле испытывают психологическое понуждение, которое им представляется указанием свыше? А может быть и на самом деле является таковым.
 
Мне трудно представить толпу вроде бы разумных взрослых мужиков, которые все поголовно решились бы на подобные шаги лишь на основании простых словесных убеждений некоего условного земного начальства или даже священной книги.  Все-таки речь идет о собственной жизни, а с того света еще никто не возвращался, чтобы достоверно о нем рассказать. Подобный шаг очень радикален и, несомненно, требует указаний гораздо более убедительных. Откровение свыше, сопровождающееся  яркими неземными ощущениями вполне подойдет. Оно может придать уверенность в том, что идешь не на верную смерть, а лишь в райскую жизнь, как и было обещано.

Хочу заметить, что трудно вообразить что-либо более страшное в массовом сознании, чем вот такая добровольная зомбированность. Тем не менее, ислам прямо говорит, что такое подчинение есть его основная характеристика. Однако и многие другие религии склонны к подобному мировоззрению, хотя, может быть, не столь откровенно об этом говорят. И это страшно.

Может даже не столь важно при рассмотрении этой стороны вопроса, является ли указание метафизическим или кому-то достаточно вполне материалистического указания, главным, однако, является то, что оно  будет восприниматься как императивное. Это на практике означает отказ от собственных размышлений, оценок, критериев и выполнение любых, самых невообразимых с точки зрения условного нормального человека, действий. Что и происходит на деле. Ужас.

                О целях

Если все же принять в качестве гипотезы, что Бог существует, вмешивается в развитие цивилизации, и религиозные фанатики действительно исполняют его волю, как они считают сами, то нам остается признать, что, вполне вероятно, в данном случае имеет место быть управление свыше с целью изменить вектор развития цивилизации. Ну, сказано же было, что это игра, спектакль свыше. Отчего бы и нет? По задумке режиссера финал должен быть иной. Будем подгонять.

Поскольку под удар данных представителей рода человеческого в основном попадают не дикие племена в джунглях, а жители развитых стран, в которых личные свободы имеют главное значение, либо просто инакомыслящие, то остается признать в соответствии с данным подходом, что такой вектор развития не устраивает божественные силы. Не для того они тут нас лепили, чтобы мы по мере сил  самостоятельно строили себе счастливую жизнь! Не фига! Пять раз в день извольте все молиться рожей на восток!

Впрочем, возможны варианты развития. Религии же разные есть. Можно, например, посмотреть кто из них победит. Спровоцировать войнушку. В полном соответствии с Кораном. А что, у кого-то еще остались иллюзии относительно возможного гуманизма свыше?  Бросьте, уже даже не смешно.

Вот такая фантастическая версия представляется мне довольно вероятным  разумным объяснением происходящего кошмара. Впрочем, от такого объяснения, если принять его всерьез, волосы тоже могут встать дыбом. Но других-то вообще нет, кроме повального сумасшествия.