Путь к отцу. Лекция 1. Надежда, Анна, Клавдия

Евгений Юрьевич Нестеренко
                Так много мне дано,
                потому что так
                любил меня мой отец


Надежда


Посвящается моей маме, Валентине Васильевне Нестеренко


Боязливых Господь не принимает, сказано в Откровении от Иоанна.
Подросток, девочка бросается на мужчину с автоматом и кричит на него. Немец дважды грозит ей и уносит поросенка.
Это она меня крестила в разгул воинствующего атеизма.
Ватрушки, пироги, пирожки и Паски на Рождество и Светлое Христово Воскресение. Я не помню таких по вкусу, я не видел таких по количеству. Три дня шла готовка. Бабушка не жалела творога, в твороге изюма, поливки. Рецепт ее пасок – лучший из мне известных, а по пышности они неповторимы. Приготовит, а сама – во Владимирский собор. Тогда он наш был. И все – тайно.
Труженица, мать, жена. Выходила девицей. Подняла двух дочек и двух внуков. Всем всегда помогала. Ее муж Василий умел владеть собой, как никто. При встрече с братом, которого не видел 20 лет, 2 часа молчал. 25 лет без аварий и без отпусков – так любил. Ветеран труда, в войну и снаряды подвозил.
Она перешла на более простую работу, чтобы легче было растить меня. А ее фотография когда-то на доске почета висела. Возьмет ношу за тебя – и не заметишь. Продаст клубнику с огорода – торговлей не назовешь, так дешево и с сердцем. Сошьет платье, всю ночь строча на машинке – и знать не знаешь.
Умирая, попросила мою маму выйти смочить платок, чтобы не напугать. Она три года ухаживала за лежачей больной. Швея, рукодельница. Трудилась, не вышла на пенсию, а дома работало веретено. Это когда по дому больше делать нечего.
Умерла в 1991 году 29 августа в возрасте 65 лет. Когда хоронила мужа – вослед крикнула, чтобы все знали, что скоро за ним пойдет.
Много раз пытались поставить ей памятник, большие деньги платили, а прижился крест православный. Так и после смерти она осталась верна Христу, как была верна мужу при жизни.
Ее святая, должно быть, Надежда Римская, мученица, отроковица, день памяти 17 сентября.

Анна


Сказано, что город не стоит того, чтобы существовать, если в нем не помнят о праведниках.
Анна и Иаков прожили жизнь праведно. Анна вышла замуж девицей и родила двух дочек: Марию и Надежду. Марию не успели отбить от работы на немцев и она была угнана в Германию.
Иаков Карабчук хранил и прятал после закрытия церкви в селе Высоком Брусиловского района Житомирской области Украины Евангелие и Апостол в золотом переплете. И все годы во все воскресения мой прадед собирал на чтение Святого Писания так, как это делала бы Церковь. Прабабушка не умела читать, но пела более 100 куплетов заупокойных псалмов на память, постоянно молилась и об этом никто не знал. Угасла, как свечечка, во сне, ни на кого никогда не жаловалась. А ведь были годы, что она возила в Киев хлеб продавать, покупала муку и с разницы: ладошка хлеба, кормила семью. Это был голод 32-33 годов. Так и выжили.
Умерла в ноябре 1988 года, в возрасте 96 лет, похоронена возле мужа. Иаков умер в возрасте около 76 лет в 1970 году, 22 или 24 августа.
Хата у нас была с земляным, глиняным полом, печка для готовки, печка для тепла. Иконы ранние мне очень милы. В них не придавалось значения рамке, а свет, исходящий от иконы, затенялся ризою, чтобы не ослепить. Такими иконами убран храм в Нежине, кажется, Вознесения Господня. Бабушка становилась перед иконами и своими словами молилась, прося, чтобы на нее не обращали внимания.
Вывод: дороже того места, той хаты-мазанки для меня ничего нет.

Клавдия

Есть на самом выезде из Киева скит Пречистой, Церковщина. Монастырь, где в пещере тайно молился преподобный отец наш Феодосий Печерский. Перед революцией игумен наказал братии засыпать чудотворный источник. Послушалась изумленная братия. А на следующий день источник пробился в другом месте. - "Так и вера православная, - сказал он, - сколько ее не засыпай, она дорогу все равно себе найдет". Об одной женщине из этой обители рассказ.
В войну ей еще не было, кажется, 20. Санитаркой до 100 человек раненых с поля боя за раз вытаскивала. Сама худющая, килограмм 60, постелит плащ-палатку, перекатит на нее бойца и волочет за собой. Немецкий снайпер попал ей в живот. Выжила. Вышла замуж, но детей иметь не могла. Муж – спасатель-водолаз, жила Клавдия Газизова во Владивостоке, работала в детском садике. Сколько ее муж людей спас?!
Клавдия начинала свою жизнь в детском доме. Там, где был и есть монастырь, в храме в Церковщине, в обители Пречистой, стояли станки. Муж вышел на пенсию, переехали в Киев, получили квартиру. Когда мужа не стало, она продала дачу, деньги отдала на строительство новых храмов. Хотела усыновить ребенка, но ей не разрешали по возрасту. Ходила к нему в детский дом. Мальчик тоже рос праведником: Господь заключил его ум. Было, кажется, еще двое детей, к кому она ходила. Конечно же, дети считали ее мамой.
Она с отцом Анатолием окрестила целый детский дом. Один старец ей сказал, что за ее любовь к сиротам она будет спасена. Они с Надеждой, моей бабушкой, были подругами.
Квартиру подарила церкви, в которой начиналась ее жизнь и доживала в ней свои годы, как в собственности монастыря. Накануне смерти исповедовалась, причастилась. Сам настоятель монастыря архимандрит Тихон подтвердил, что она прожила жизнь праведно и рассказывал нам, что нет запрета мирянину быть похороненным в стенах монастыря, надо только быть праведником. Но Клавдия давно приготовила себе могилу под общим с мужем каменным крестом на Лесном кладбище. Это она сказала отцу Тихону, что красивое надгробие рядом с храмом не пусто, что под ним покоится врач и благодетель обители.
Много молилась, и за каждого, кто хоть что-нибудь сделает для нее, заказывала довечное поминание.
Плохо ходила ногами, кто-нибудь с машиной довезет до хутора Вольного, до Церковщины - и попадет на службу. Она совершила паломничество длиною из Владивостока, долготою в жизнь, высотою до сердца сироты, глубиною до молитв раненого бойца под обстрелом на открытой местности, до его неслышных и неслышанных от него до того молитв: "Господи, выведи меня из этого ада".
Последние годы не выходила на улицу. Вся комната у нее была убрана иконами. Цветам она раз в год устаивала «баню», мыла в ванной. Лягушка в аквариуме и медали с войны в ящичке стола. Их она считала за железки. Сколько тысяч жизней она сохранила – знает Господь. Клавдия есть Амисийская (Понтийская), Анкирская (Коринфская), Римская. По месяцу рождения ее святая – Клавдия Амисийская (Понтийская), день памяти 20 марта.
Клавдия умерла лет 5 тому в возрасте около 87 лет.