Какое оставить наследство?

Татьяна Калинюк
Я из многодетной семьи. Воспитывала нас одна мама, которая разрывалась на нескольких работах, чтобы поднять троих детей.
Мы видели как ей тяжело, и изо всех сил старались помочь.

Помню, когда у нас не было денег даже на хлеб, мой 7-летний брат взял ведро, тряпку и ушёл. Вернулся он через три часа, с батоном и бутылкой молока.
- Где ты это взял?! - удивилась мама.
- Машины мыл.
На заводе тогда совсем не платили. И каждый день, мой маленький брат ходил на работу..
Однажды, он пришёл в слезах. Старшие ребята отобрали у него все деньги.
В тот день вся семья осталась голодной.
А что могут дети нашего времени?

Помню, когда мы приезжали в деревню, мама с раннего утра уходила в лес.
По грибы, по ягоды. Я целый день перебирала и чистила то, что она принесла накануне. Нужно было как можно больше заготовить на зиму.
И каждый день, с ней уходила моя младшая, 8-летняя сестра.
- Зачем ты всё время ходишь с мамой? Все идут на речку купаться, а ты бродишь по лесу!- как то спросила я сестрёнку. Ведь в свою корзинку она собирала совсем чуть... А километры по лесу, в обществе комаров и оводов для ребёнка очень тяжело!
- Понимаешь, мама когда собирает ягоды, ничего кроме них не видит. Я её охраняю от медведей и волков.
- А сама не боишься?! - поразилась я.
- Очень боюсь! - но не могу же я оставить её одну!
Помню, мне стало очень стыдно, что моя младшая сестра подвергается такой опасности, а я в это время сижу дома в безопасности и перебираю ягоды.

У меня есть подруга - психолог. И много лет назад, мы с ней заговорили о детях...
- У меня будет дочь, и она будет похожа на меня.
Я научу её всему, что умею сама, - тогда сказала я.
- А как ты это будешь делать? - заинтересовалась подруга.
- Я обеспечу её всем необходимым!
Я буду работать день и ночь, чтобы дать ей всё самое лучшее.
- В таком случае, у тебя ничего не получиться. Твой характер сформировался, потому что ты преодолевала трудности, брала на себя ответственность и знала цену деньгам. Когда ты всё это дашь ребёнку, ему не зачем будет напрягаться.
- Нет! - возразила я, - наоборот, ей будет на много легче чем мне, и она сможет большего добиться в жизни!

Прошли годы... Я и муж, работаем, работаем, работаем... Одежда, игрушки, отпуска за границей, оплачиваем учёбу института, купили квартиру, чтобы дитё не жил в общаге. И дети у нас воспитанные, послушные, исполнительные. Трое.
Всё хорошо и ровно.
Но... Где же сила характера? Где желание куда то стремится?
Тепличный цветок не выживает на открытом грунте...
Не помогают разговоры. Не помогают примеры.

- Мы растим совершенно обычных людей... - вздохнула я сегодня утром.
- Разве это плохо? Порядочные, исполнительные, хорошо учатся...
- Это конечно да... Но я мечтала, что они смогут ПРИУМНОЖИТЬ, то, что с таким трудом заработали мы. Я жду от них не стандартных решений, смелых идей, стремления сделать лучше и необычнее.
Но этого нет... Зачем? Мы им всё дадим и так.
- Это задача родителей, помочь детям, - возразил муж.
- Это ли наша задача? - сомневалась я. - Ну оставим мы им наследство... Квартиру, машину, дачу, бизнес...
Им не нужно будет много работать, чтобы заработать на квартиру самим, это уже расслабляет. Машину и дачу они продадут. Деньги потратят на свои интересы.
Бизнес, без силы духа, креативного подхода и стремления не удержать.
Его они тоже продадут. Деньги рано или поздно кончаться. И что дальше?
- К чему ты ведёшь? - насторожился муж.
- А вот к чему... Наши дети продадут всё то, куда мы вложили свою жизнь.
Деньги разделят и потратят. И со временем останутся ни с чем.
 Ведь думать и зарабатывать мы их не научили...
Считаю справедливым, если деньги потратит тот, кто их заработал...
- В смысле?!
- В смысле, отсчитаем срок, сколько нам ещё работать... Всё продаём... покупаем себе маленький домик, а на остальные деньги будем путешествовать.
Мы ведь заслужили? А дети, пусть включают мозг, и думают... Как им жить дальше. И учатся быть самостоятельными.
- Но мы же должны им тоже помогать, - сомневался в моей теории муж.
- Да, если я увижу, что у них будет желание и стремление всё приумножить. Да будет так. Если нет... То помочь я смогу только советом, и бесценным опытом.
А дальше сами...
- Серьёзное заявление...
- У них ещё есть время, - улыбнулась я. - И выбор: взять и приумножить. Или всё начинать с нуля. Просто потратить то, что сделали мы, я не дам!
 И пусть решают сами.