Один балл

Надежда Франк
               
  В школу Димка  пришёл, когда учебный год уже начался. Робко и как-то незаметно он вошёл утром в класс и уселся на пустое место. И только когда классный руководитель представила его, ребята оглянулись.
- Белобрысый какой!- громко сказал дебошир Седов под общий смех одноклассников.
Так это прозвище осталось за Димкой до окончания школы, хотя у него была необычная, красивая фамилия – Благодаров.

 Он действительно был альбинос. Совсем светлые волосы дополняли белёсые ресницы и почти невидимые брови. Такая же светлая кожа лица и большие очки делали его похожим не сказочного эльфа. Преподаватели называли его мальчиком-одуванчиком.

 На переменах Димка находился в библиотеке. Когда библиотекарь говорила, чтобы он лучше погулял с ребятами на улице, он неизменно отвечал: «Лучше умную мысль вычитать, чем зря время убивать». Одноклассникам казалось, что Димка знает всё. Если класс был не готов к уроку, ребята просили Димку задать интересный вопрос учителю и потянуть время. Некоторые учителя так увлекались ответом на заданный каверзный вопрос, что забывали  об опросе. Не поддавалась на провокацию только математичка. Увидев поднятую руку, она категорично заявляла: «Никаких вопросов, Благодаров! Тем более, что геометрию ты знаешь неважно».

 По всем предметам у Димки были четвёрки и пятёрки, а по геометрии за полугодие всегда выходила тройка, с которой он был категорически не согласен. Он считал, что  тройку ему учитель ставит не за знания, а за несовпадение взглядов на предмет. Когда математичка вызывала его к доске, где был начерчен треугольник и просила это доказать, Димка отвечал: « А что тут доказывать, тут и дураку ясно, что это не квадрат». Доказательства он всё-таки приводил, но получал неизменную тройку.

   На педсоветах директор не раз возмущённо советовал учителю поработать с Благодаровым индивидуально.
-  Как так получается? – вопрошал он,- мальчишка на всех математических олимпиадах призовые места берёт, а у Вас одни тройки получает?! Он же в технический ВУЗ собирается поступать! Из него инженер толковый может получиться, а вы его режете!

Услышав, что Димка собирается поступать в технический институт, математичка в очередной раз сказала ему на уроке: « Чтобы ты меня ещё и в институте позорил своими знаниями – не бывать этому!  Твоё место в ПТУ». Так он и окончил школу – с одной  тройкой по геометрии.               
                2
  Отгремел выпускной бал, разъехались одноклассники. Димка подал документы в политехнический институт, неплохо сдал вступительные экзамены, но в 90-е годы прошлого века при зачислении учитывался  средний балл аттестата и приплюсовывался к общему количеству. Для зачисления ему не хватило одного балла.

 Он погоревал немного, а потом отправился в военкомат и заявил, что хочет служить в пожарных частях. Военком удивился его рвению служить в армии, ведь у Дмитрия было слабое зрение. Но тот настаивал, и дело было решено. Мать узнала об этом только тогда, когда  сын привёз повестку, так и не сказав ей, что сам  ездил в военкомат. Она до последнего не верила, что её  мальчик-одуванчик уезжает. Куда? Он же без очков становится совсем беспомощным.

 Этот чёрный состав, увозивший навсегда её ребёнка,  так и остался в  памяти. И взмах руки, и его улыбка.

   Потянулись дни ожидания. Она обнимала свитер сына и так засыпала. Собирала ему  посылки и ждала, бесконечно ждала.     Накануне страшного известия ей приснился сон. Как будто бы она одна находится в комнате. Кто-то стучит сильно в дверь. Она открывает и видит сына с чёрной повязкой на лбу.
-  Это у меня теперь такая форма будет,- говорит он и улыбается так же, как когда уезжал.

  Звонок застал её на работе. Она не сразу поняла слова, что сын умер в госпитале от ожогов. 
               
  Хоронили Димку всем селом. Полковник, сопровождавший тело, встал перед матерью на колени и попросил прощения.
- Не уберёг! Не уследил! – горестно говорил он.
Оказалось, что часть, где служил Дмитрий, была поднята ночью по тревоге. В городе горел многоэтажный жилой дом. Совместно с пожарной командой солдаты спасали людей. Дмитрий держал горящую оконную балку, пока из окна вытаскивали женщину. Когда рухнуло всё перекрытие, он не успел отскочить. Обгоревшего, без сознания, его доставили в госпиталь.

  У школы процессия остановилась. Для Димки долго и горестно звенел последний звонок. Вся школа стояла на траурной линейке.

   Начиная новый учебный год, на первом педсовете,  директор школы сказал:
- В нашей стране нет наказания за моральные преступления,  но каждый учитель должен помнить, что, ставя оценку, он порою решает будущее своего ученика, он решает его судьбу. Иногда всего один балл становится ценою жизни человека. Если бы Дмитрию Благодарову хватило одного балла, он бы сейчас учился и был бы жив.