Баку, жара, лето

Зия Мурадов
Лето, запахи, Баку.
От тепла предметы расширяются.
Все знают. Одна и та же нога, которая в холодное время легко проскальзывает в истоптанные туфли вдруг становится на размер больше. Приходится усилия прилагать, чтобы протолкнуть его в привычное место.
Это от тепла. От обычного тепла.
 А у нас началась жара в Баку.
Не та "Жара" , которую показывали по ОРТ, а настоящая, бакинская, от которой расширяется не только нога, еще и поднимается невидимый пар со всего тела, который встречая на своем пути препятствия в виде одежды конденсатом окрашивает самые обычные рубашки в причудливые пятна, иногда даже вычерчивая контуры засохшей солью.
 Пока не придумали индивидуальные кондиционеры или бакинцы не начали одеваться как европейцы, или бразильцы ( в смысле почти ничего на тело, а только какие то тряпки и лоскутки) мы будем пить, потеть и вонять.
Воняем не только мы. Начинают вонять подворотни, мусорки, скопления людей в закрытом помещении, подъезды. Воняют пляжи, метро, автобусы, разлагающиеся под палящим солнцем продукты, мясо, фрукты и даже так нами любимая зелень.
Пластиковые бутылки, железные перила, деревянные лестницы тоже не благоухают. Чтобы пить самую обычную воду из крана приходится ждать несколько минут, пока она  станет  не такой тошнотворной, ну хотя бы ниже температуры человеческого тела примерно на несколько градусов.
Воняет даже асфальт , над ним слой горячего воздуха создает видимость испарения, хотя все уже давно испарилось, где то два месяца назад. Спасают только закрытые места с системой охлаждения.
 Но тут свои проблемы.
Заходить в переохлажденное помещение с улицы, это как подписать себе смертный приговор, пневмония или гайморит поджидают тебя под "дулом" кондиционера. Или жара или смерть, вместо "жизни или кошелька" , хотя в конце все опять упирается в старое выражение.
 Деньги есть вылечишься, а если нет то уже придется выбирать третье.
Я даже не об этом.
Я вообще то о фармацевтике.
Мне просто очень интересно.
Почему аптеки пахнут лекарствами?
Когда больницы пахнут, я понимаю.
Там глотают, делают уколы, намазывают, вводят все это через трубочки, делают ингаляции, промывания, спускают и переливают кровь, все это открывают, используют, часть из них выходит с мочой, калом, через пот и слезы.
А в аптеке всего этого не делают.
Все же закрыто, именно герметически.
Вообще то так и должно быть.
Как тогда лекарства могут пахнуть, даже если их в одном месте очень много.
Объясните а мне.
От жары плавится, пахнет все.
Собственная машина. Панели , резины, сиденья, даже стекла пахнут.
Улицы имеют тысячи разных запахов. За один квартал можно прочувствовать , услышать, пропитаться , ненавидеть, влюбиться, воротиться, вдохнуть, дойти до состояние духоты, прохлады, блевотины от разных обонятельных ощущений.
Хуже людям с чувствительным носом. В толпе, которая ходит по знаменитой Торговой тоже не легко. Все надушились. Кто летней, кто зимней, кто тяжелой, кто старой, советской, кто турецкой. Прибавились арабы со странным, неизвестным запахом. Сами имеют доселе неизвестный запах, еще и парфюм такой же. Кроме запаха они еще и шумят, едят, танцуют (сам видел , как они отрывались под арабские нескончаемые танцевальные мелодии в "Жемчужине" на бульваре), обнимаются с воздухом (другое наблюдение за женщиной, которая ходила по парку и благодарила небеса за глоток воздуха от легкого дуновения), которое в Баку даже не считается ветром. Даже Государственный Флаг знает, что ветер, это когда 15 метров в секунду.
Арабы пахнут, а наши воняют. Понаехали-зад(Зад - это ничего не значащаяся приставка типа "блин"). Заполнили улицы. Негде ходить. И прочая ерунда. Как будто летом кто то по Баку ходил. Город то всегда стоял почти мертвый летом. Кто на дачу, кто в Турцию и Европу, кто дедушке в деревню. А сейчас возмущаются. Воняют.
Все в вони. Даже мысли. Намерения. Кого бы кинуть? Кого облапошить? Кого охмурить? Арабок не охмуришь. Редкие иностранки вне пределов эротических мыслей и возможностей языка. Российские ходят семьями. Одинокие туристки-россиянки дают номера телефонов, чтоб отвязаться, а потом просто тупо не отвечают на многочисленные звонки и смс-ки. Остаются пляжи, чтоб просто поглазеть. Там тоже вонь.
Море превратилoсь в смесь морской воды с мочой почти в равных пропорциях. Теплая и грязная вода до ужаса. Берег в пищевых отходах. Все едят и тут же выбрасывают остатки на песок. Песок тоже пятьдесят на пятьдесят. Пища и песок. Песок и пища. И окурки, корки арбузные, семечки жареные, даже пищевые отходы от детского питания в памперсах. Бассейны тоже испаряются хлором. Кожа , ороговевшая и обгоревшая слезает кусками, спать не дает. Постель вся влажная, воняет человечиной. Все начинают ненавидеть лето. Хотят осени и зимы. Ни того, ни другого в общепринятом смысле тоже не будет. Лето продлится до декабря. Зима будет ветреной и мерзкой. Весна не будет ощущаться как в деревне.
Как раз в этом весь Баку. Все, всегда недовольны погодой. Все четыре сезона. Весь год в ожидании другого сезона, которая тоже не оправдает ожидания.
Я спросил российскую туристку:
-Как вы думаете, зачем люди выбрали для житья именно Баку?Почему здесь столько населения?
Она перечислила нефть, соль, вспомнила Великий Шелковый путь. я дополнил шафраном, транспортным узлом...
И  понял, что ничего для человека тут нет.
Есть только для бизнеса, для зарабатывания.
И деньги кстати, тоже пахнут.
Когда вытаскиваешь мокрые бумажные деньги с кармана.
Я уже не говорю о больших деньгах.
А дождя долго не будет.
И не надейтесь.
Все будет в пыли.
Воздух уже весь состоит из нее.
Город воняет.
Город пахнет носками.
Город пропах.
Иссох.
Город истекает потом.

Зия Ф.М.