И снова пятый день

Ольга Фер
     Пятый день оказался длиннее, чем он был на самом деле. Пятый день растянулся на целую неделю воспоминаний.
     Мы остановились на первом классе советских времен.
      Да, да, такими и были классы. Не припомню точно до какого класса сидели за партами с откидывающейся крышкой (чтобы было удобно вставать, отвечая с места на урок, чтобы удобно и незаметно списывать, чтобы незаметно прятать под партой девчоночный дневник или мальчишечью рогатку или пистолет с пистонами). Много для чего использовали эту откидную крышку. И писали на ее обратной стороне послания, и шпаргалки писали, и вырезали слова разные, например, "Петя дурак", хотя Петя вовсе не был дураком, просто слово красиво звучало, и им можно было подразнить мальчишку, дергающего тебя за косички с упрямым постоянством, тем самым (если по Фрейду) высказывая допотопное признание в симпатии.
     Говорят, историю пишут люди, а предметы ее лишь сохраняют. Но, если предметы истории уничтожать сразу после прошествия той или иной эпохи, то и писать будет не о чем. Как показывают экспозиции всех краеведческих музеев, самые бережные хранители истории - обычные, рядовые жители, те, кто не связан обязательствами что-то сохранять. Спасибо им за это.
     Соседний зал представляет давно забытые предметы, не имеющие никакой себестоимости, так как вышли в тираж. Но история их хранит и преподносит нам с завидной нежностью. Советские деньги, этикетки от различных продуктов, прейскурант цен в магазине, журналы и газеты, которым уже почти сто лет, марки, посвященные знаменательным событиям.
     Как не хочется покидать прохладный милый гостиприимный уголок прошлого, но дорога зовет, времени мало, а программа насыщена как никогда. Да, и изнуряющая жара мешает.
     Дорога идет немного вниз, к реке, резко поворачивает налево и, вот дорога к храму. Он высится под ярким летним солнцем, немного холодится на ветру и поворачивается к Волге, как будто, то одной то другой стороной. Воскресенский собор. Он масштабен, золотист куполами пределов, стены облуплены погодой и временем. Но он действующий и красуется нестандартным  узорчатым кирпичом в скатах сводов.
      Маленький городок Борисоглебск, а сколько величия и этом храме. Достаточно узнать об огромной иконе Спаса Всемилостивого, под которой прорубен ход. Следует, помолясь, три раза проползти под иконой, и милость снизойдет. Когда- то с этого места уходили собранные в народное ополчение крестьяне на войну с Наполеоном.
     Справа, за собором крутая лестница, в сто пятьдесят ступеней, доводит вас прямо на набережную, с проселечной пыльной дорогой, ведущей к пристани.
     Времени остается все меньше и меньше, жара убивает, тени на набережной нет, пешеходной дорожки тоже, но наши взгляды устремлены к мосту-призраку. Это переправа паромная. Небольшое суденышко снует туда -сюда, с одного берега на другой ровно раз в час.
     Мост. Хотели строить, но не рентабельно. Зачем мост далеко от города? Есть же мост в 40 км, в Ярослвле, вот и "хлебайте кисель". А тут - Не рентабельно. Вот и плавают жители туда-сюда на пароме. Кто-то может и водным катерком-такси воспользуется. Такая местная маршрутка между Борисоглебском и Романовым.

            Продолжение...