В музыкальной школе

Елена Филимонова
         Бесталанных детей не бывает. Не было и быть не может. Каждый ребёнок талантлив. Только каждый талантлив по-своему. Кто-то с раннего детства удивляет своих родных способностями к рисованию, кто-то – к футболу, кто-то  – к конструированию.  А в маленькой Полинке, полутора лет от роду,  проснулось и сразу в полный голос заявило о себе вокальное дарование.

         Какие бы неприятности  с ней не случались: надели  нелюбимые ползунки или снова не даёт покоя прорезывающийся зуб – как только  в комнате раздавались звуки мелодии, малышка забывала обо всех  огорчениях  и "погружалась" в волшебный мир музыкальных звуков.

         Околдованная красотой незнакомой мелодии, девочка замирала в своей маленькой кроватке, боясь пропустить хоть одну ноту дивного творения. Мягкие игрушки и яркие погремушки были выброшены к тому времени из кроватки и лежали забытые, отверженные,  в самом дальнем углу комнаты. Полинка же, изучив  характер музыкального произведения, начинала  напевать.

         – А-а-А, –  тянула она, виртуозно меняя высоту звучания.

         –  У-у-у, –  после нужной паузы продолжала певунья уже чуть тише.

         – О-о-о, –   новые гласные сливались с композицией, подстраиваясь под её ритм, громкость, настроение.

         Заметив такие ярко выраженные музыкальные способности у ребёнка, мама решила отдать дочь в четыре года в музыкальную школу,  в класс для самых маленьких. Девочке очень там  понравилось. На занятиях она с другими малышами рисовала музыку, знакомилась с шумовыми инструментами, пела, танцевала. Но больше всего маленькая Полинка любила индивидуальные уроки вокального мастерства, где она под руководством доброго и внимательного преподавателя разучивала  песенки уже горячо полюбившихся героев старых  мультфильмов.

         Так, в череде занятий, посвящённых основам музыкальной грамоты, ритмике и вокалу, прошли несколько месяцев. И вот однажды...

         Шёл урок сольфеджио. Мама, удобно расположившись в холле на мягком диване, вместе с другими родителями ожидала окончания занятия. Наконец, дверь распахнулась, и дюжина юных музыкантов дружно высыпала из класса. Полинки среди них не оказалось. Вслед за своими воспитанниками вышла учительница с папкой в руках и направилась в школьную библиотеку.

         «Где же Полинка?» – подумала мама. 

         Не прошло и десяти секунд, как  мама  услышала доносившиеся из класса звуки фортепиано. Она тихонько заглянула в учебную комнату. Дочь сидела на высоком крутящемся стуле и смело шлёпала всеми десятью пальчиками по клавишам инструмента. Какие чувства побудили  малышку сесть  за пианино: простое желание пошалить или, быть может, благородное стремление самой совершить волшебство рождения музыки, почувствовать себя в роли настоящего композитора, готового подарить миру  мелодию, прекрасней которой ещё никто никогда не слышал?.. Но какие бы ни были истинные причины такого дерзкого поступка, малышка так увлеклась процессом, что  не заметила, как осталась в классе одна. Маленькие пальчики бродили по чёрно-белому полотну клавиатуры  справа налево и обратно. Вся эта беззастенчивая, дерзкая какофония сопровождалась  не менее смелым вокальным исполнением.

         Вскоре вернулась преподаватель. Не говоря ни слова, она подошла к пианино и положила на него свою папку. Сольный концерт тут же прекратился, исполнительница  подняла свои чёрные, как переспелые черешни, глаза на учительницу и требовательно произнесла:

         – Юлия АНИдовна, подайте мне, пожалуйста, ноты!

Наверное, малышка поняла, что создание музыкального шедевра дело не из лёгких,  и что пока будет вполне достаточно воспользоваться трудами уже состоявшихся сочинителей.

         Юлия Леонидовна, мягко улыбнувшись, спросила:

         – Полинка,  а тебе зачем ноты?

         Почувствовав всю важность происходящего, девочка взмахнула над клавишами пухлыми ручками и горделиво произнесла:

         – Ну,  мне ведь нужно ориентироваться!

***

         ...Ни одна программа для начинающих музыкантов не обходится без уроков ритмики. Малыши очень любят эти динамичные, проходящие в весёлой  обстановке, занятия. И маленькая Полинка не была исключением.  Юлия Леонидовна  на каждом уроке предлагала ученикам новые игры, затейливые танцевальные упражнения.

         – Через движения своего тела  вы научитесь лучше слышать и понимать музыку,  –  объясняла ученикам Юлия Леонидовна,  – игры помогут вам развить вашу ритмическую память.

         По понедельникам Полинка всегда с большим нетерпением  ожидала окончания урока сольфеджио, когда, наконец, сняв туфельки и надев чешки, она сможет от души порезвиться, не нарушая при этом строгий регламент урока.

         В уютной музыкальной гостиной, где проходили уроки ритмики, на полу был расстелен  большой мягкий ковёр. В углу комнаты стоял  белый рояль,  предусмотрительно укрытый белым полотном на случай, если у кого-нибудь из юных воспитанников  возникнет  желание поимпровизировать.

         На ритмику Юлия Леонидовна всегда приносила «волшебную» картонную коробку, содержимое которой от урока к уроку никогда не повторялось.

         – Ребята, усаживайтесь в круг, – предложила учительница, открывая коробку.
 
         Все расположились кружком на мягком ковре.

         – Итак, что же сегодня лежит в нашей "волшебной" коробочке? – загадочно улыбаясь, спросила Юлия Леонидовна. – Полинка, ну-ка, возьми.

         Полинка запустила руку в коробку и вытащила сосновую шишку.

         – Теперь каждый из вас возьмёт по одной шишке, а потом я расскажу вам правила игры, – сказала Юлия Леонидовна.

         Игра заключалась в том, чтобы, поймав ритм мелодии, успеть левой рукой на слабую долю принять шишку от соседа слева, а затем на сильную долю правой рукой передать её участнику справа.

         – Вам следует повторить движениями рук равномерную музыкальную пульсацию, – объяснила Юлия Леонидовна, – нарисовать, так сказать, ритмический рисунок произведения. Главное –  не сбиться.

         Спустя некоторое время  детям удалось настроиться и  заработать в нужном темпе как единый музыкальный механизм. Но не прошло и пяти минут, как случилась оказия.

         В любом  детском коллективе всегда найдётся мальчик, которому обязательно нужно похулиганить в самый  неподходящий момент. День пройдёт зря, если он не вытворит что-нибудь этакое: громко запоёт, когда нужно тихо, затопает, когда требуется захлопать,  примется болтать с соседом, когда необходимо проявить особое внимание. Желание сделать что-то наоборот, вопреки требованиям учителя, у него на столько же сильно, на сколько сильно стремление у прилежного ученика выполнить полученное задание как можно лучше. Вот и в  классе маленькой Полинки тоже оказался такой мальчик. Пока дети сбивались, роняя шишки,  Макару нравилась игра. Но как только все настроились на одну волну, нерадивый ученик решил внести сумятицу. Замедлив передачу шишек на своем этапе и собрав, таким образом, сразу несколько, он быстро стал передавать их соседу справа. Этим соседом оказалась маленькая Полинка. Очень скоро у девочки образовалась кучка из сосновых шишек и, не в силах больше терпеть такую неразбериху, она возмущённо воскликнула:

         – Да у меня тут уже целая гора шишек!

         Все прекратили игру и уставились на Полинку.

         – Ребята, собирайте все шишки в коробку,  –  спокойно сказала учительница.

         Когда шишки вернулись в «волшебный» картонный дом, Юлия  Леонидовна таинственно  произнесла:

         – Ребята, хотите отправиться в небольшое путешествие в прошлое?  Во времена королей, рыцарей и средневековых замков?

         – Да, хотим, хотим! – закричали хором малыши. Громче всех хотел Макар.

         Тогда будем учиться танцевать полонез, – интригующе произнесла учительница.

         – Этим красивым танцем когда-то, давным-давно, открывали балы, –  сказала учительница. – Расправьте плечики, выпрямите спинки, ступайте не спеша, вытягивая носочек. Вот так, как я с Макаром, – Юлия Леонидовна положила свою вытянутую руку на руку юного партнёра и сделала с мальчиком несколько шагов.

         – Теперь  Макар будет танцевать с Полинкой, – сказала Юлия Леонидовна.

         Малыши взялись за руки. Остальные ребята тоже разбились на пары и приосанились. Юлия Леонидовна подошла к роялю, откинула полотно, скрывающее инструмент, подняла белую крышку, опустила гибкие руки на клавиши, и  по залу разлилась старинная мелодия.

         –  И-и-и,  начали, – задала тон учительница.

         Дети,  вытянув вперёд руки, принялись неторопливо вышагивать: сначала они шли прямо, затем расходились в противоположные стороны и, пройдя вдоль зала, вновь соединялись с партнёром. Каждый танцор старался высоко держать голову и вытягивать носочек подобно придворным особам на балу в средневековом замке. Танец требовал усилия и терпения.

         Терпения Макара хватило ровно на один круг. Воссоединившись в паре со своей дамой, он тут же начал кривляться, корчить гримасы, поднимать ноги до ушей. При этом он так тряс руку партнёрши, будто старался вытрясти из неё остатки и её терпения тоже.

         За несколько месяцев учебного года девочка успела привыкнуть к чудачествам Макара и относилась к ним с пониманием, подобно тому, которое испытывает  более успешный человек к своему менее удачливому или менее опытному товарищу. Но тут и её терпению пришёл конец. Юная дама не выдержала такого бесцеремонного, совершенно нерыцарского отношения  и негодующе крикнула:

         – Да меня тут уже совсем растянули!

         К счастью, произошедшая чехарда никому  не испортила настроения.  Потому, что в конце урока всех малышей ждал приятный сюрприз – мешочек с конфетами по поводу празднования дня рождения  двух родных братьев, Вани и Илюши.

         – Ребята, –  сказала Юлия Леонидовна, – пусть каждый из вас, когда получит конфетку, скажет несколько слов - пожеланий нашим именинникам.

         Дети очень обрадовались такому предложению. Каждый из них, получив сладость, от всей души желал мальчикам чего-нибудь очень хорошего: никогда не болеть, иметь много друзей, машин, щенков, подарков. Подошла очередь и маленькой Полинке сказать несколько добрых слов. Получив конфету, девочка сначала внимательно оглядела красочную обёртку, затем положила конфету в карман, после чего поправила  платье, подошла к братьям, взяла каждого из них за руку и, широко улыбаясь,  с  воодушевлением произнесла:

         – Будьте неразделительными!