Каково главное предназначение разума?

Юрий Анников 2
Земной разум человека. Каковы его особенности и задачи?
Теория познания, созданная философами по всем правилам академической науки сложна и доступна только специалистам. Но философия (особенно западная) признаёт о наступившем кризисе своей науки. Не по причине ли ухода в сложность?
Тогда почему бы людям, склонным к размышлениям, не попытаться самим подумать на означенную тему? Увязывая наш разум с Жизнью, в которую мы погружены!


1. Внешняя часть разума.

В размышлении «Дерево познания» мы отмечали:
«Чтобы каждому взрослеющему разуму объяснять азбучные истины, Бог одарил народы ЯЗЫКОМ. Каждого – своим».

В другом моём размышлении «Ра! О, сколько в этом слоге…» высказано предположение, как мог возникнуть этот первый слог у пра-народа. Привожу итоговый вывод этого размышления:
"4.1. Значит, «генная структура» языка пра-народа с вектором устремления к солнцу, имеет  естественное притяжение и свето-наполнение.
4.2. Корневые слоги этого языка несут в себе «частицы» мудрости! Мало того!
4.3. Язык, обретённый с поклонением богу-солнцу, имеет ДУХОВНОЕ наполнение".

Способ ОБЩЕНИЯ с себе подобными, очевидно, есть у всех живых существ. Для людей общение не только особенно значимо, но, очевидно, является «ВНЕШНЕЙ ЧАСТЬЮ» разума, способом его перепроверки и утверждения!

Даже очень умный человек, лишённый возможности общения, похож на семя цветка, засохшее между страниц книги, куда оно попало случайно.

06.07.16 на телеканале «СПАС» в «Консервативном клубе» звучала тема «Русский язык и русский мир». Тема НУЖНАЯ, ЗНАЧИМАЯ и очень интересная. Ссылка для просмотра:  https://youtu.be/-d1k-8-sgaQ
Там подчёркивается, что человек способен мыслить только на своём родном языке.

Итак, можно сказать, что ЯЗЫК – это способ СВЯЗИ личности с обществом, «Я» с «Мы».

Кроме устного и письменного общения с современниками, есть и общение с разумом предков. Тогда ЯЗЫК - это ещё и способ СВЯЗИ «сегодняшнего разума» с «разумом прошлым». Устная связь – способом передачи традиций, вещания былей, легенд, сказок... Письменная – через настенные росписи Храмов, иконы, летописи... На том же телеканале СПАС в беседах с А.Н. Ужанковым выясняются совершенно оригинальные открытия при прочтении русских летописей.

Современная философия много усилий затратила на исследование разумом своего индивидуального «Я». Возможно, именно недооценка значения коллективного разума «МЫ» в людской жизни – и является главной причиной наших социальных бед. От социального благополучия к благополучию индивидуальности – представляется приоритетным направлением решения всех международных проблем.


2. Другие грани воздействия на разум.

Эти грани воздействуют не на логику разума, а на общий способ восприятия действительности. Скажем, из-за особенностей характера разные народы по-разному реагируют на одно и то же событие.
На РАВнине и в степи характер у людей РОВный, СТЕПенный, размеренный.
В ГОРной местности – ГОРдый, ВОЗВЫШенный, эмоциональный.

Возможно, даже пища формирует человека. А что? У одних народов основная составляющая пищи – рожь, пшеница. (Хлеб – всему голова!) У других – кукуруза, у третьих – рис. Там, где нет зерновых, основной пищей может стать рыба, или скот. Эту тему: «пища и живой разум» наука ещё не осмысливала. А, наверно, пора. Потому что замена ЖИВОЙ пищи на искусственную – наверняка воздействует на ЖИВОЙ разум. (Заменяя живые ценности на искусственно рекламируемые).

Надо бы отметить ещё одну сторону работы мозга, которая осуществляется независимо от нашего желания, но без которой мы не смогли бы жить! Это работа по управлению нашей жизнедеятельностью. При разных способах жизни мы дышим по-разному, у нас с разной интенсивностью бьётся сердце, по разной программе функционирует кишечно-желудочный тракт, например, выделение желчи. Наконец, есть такая часть нашей жизни, когда мы спим! В этом случае вообще не понятно, «кто» нами управляет!! Повторим, наукой установлено, что всей этой сложнейшей работой мозга (составляющая его большую часть), управляется не нами самими, а по требованию Жизни!



3. Снова о языке, но уже как о Божественном даре.

Вернёмся к той передаче на телеканале «СПАС» о русском языке и русском мире. Ещё более значимая мысль там заключалась в утверждении, что язык народа сакрален! Богу нужно было наделять народы способностью вдумчивого видения «величия, красоты и стройности окружающего мира», а, значит, и умения ОТРАЗИТЬ СЛОВАМИ величие Творца нашего мира! И объяснить это детям. (Кавычками выделены слова из цитаты М.В. Ломоносова).

Но если возникает признание величия и красоты природы, то естественно и ПОКЛОНЕНИЕ такой природе, и желание стать ЧАСТЬЮ этой ПРИРОДЫ, встроить свой народ в этот Мир! Коллективное общение народа с Природой породило в древности ступень познания народа, называемую ЯЗЫЧЕСТВОМ. («Языцы» - народы).

Так внешняя часть разума, используя коллективный язык общения, формировала национа-личностное миропонимание народа.

«Вера в Природу» у славянских народов, названная язычеством, возникла за много тысячелетий до начала нашей эры. Неудивительно, что её отголоски сохраняются до наших дней. И «корневой памятью» воздействуют на нас!

Вот как просто и ясно об этом способе веры рассказывает М.В. Ломоносов:
«Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой Свою волю. Первая книга – видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей, признавал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия…»

Ненадолго прервём цитирование и вдумаемся в эти слова. Можно ли слова «величие, красота и стройность частей видимого мира» заменить ОДНИМ словом? Можно! Слово это – ГАРМОНИЯ.
Человек может понять, когда гармония просматривается в каком-то единичном сооружении, скажем, Храме. Архитектору-Мастеру такая гармония удалась совмещением в величественном сооружении очень многого в ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. Поэтому веками не иссякает людское паломничество в такие Храмы.

Но в данном случае речь идёт о целом ВИДИМОМ МИРЕ!! И Он настолько гармоничен, что кажется ПРОСТЫМ и привычным! Мало того, Мир этот – ЖИВОЙ, то есть сам себя воспроизводящий БЕЗ НАШИХ УСИЛИЙ. Зачем тогда нам о нём думать? Ведь это – привычная ДАННОСТЬ !  Вот она – Божественная Простота Жизни!

Все мы видели Живой Храм, глядя на лес, горы, степи, реки, моря…
И что? Склоняется ли человеческий разум в восторженном поклоне Творцу видимого земного мира? Нет? Или Да?
Нормальным и привычным оказывается такой ответ: и Да, и Нет! И это поразительно похоже на многовековое решение вопроса: «Есть ли Бог?»
- Да, наверно, есть! Хотя… кто из нас знает? (Ведь ЗНАЕТ только Бог, а человек может, всего лишь, ПОЗНАВАТЬ. Постепенно!)
Иногда Божественная Простота проявляется, позволяя человеку ПОВЕРИТЬ в Бога сразу и навсегда!
Такая Вера чувством (у святых людей) – столь же редка, как и выдающийся разум.

Итак, причина ЖИВОЙ неопределённости ответа «и Да, и Нет» происходит тогда, когда ВЕЛИКОЕ одновременно является и ПРОСТЫМ! Именно такое совпадение является признаком Божественного Творения. Но человек и его разум – тоже часть Творения Божьего, часть Его общей Гармонии в земном мире. Поэтому, оценивая ИЗНУТРИ общего – его ЧАСТИ, разум видит Гармонию как единственно возможную ПРОСТУЮ ДАННОСТЬ взаимной связанности Всего во Всём!

Да! Но что заставило славян заменить веру в Природу… на веру в необходимость менять способ взаимоотношения между людьми?
Очевидно, причиной стал тот факт, что разбойные угрозы от соседних народов становились тактически, сиюминутно... более опасными, чем стихия природы.

И ЯВИЛСЯ БОГОЧЕЛОВЕК. И указал путь спасения. И вновь вознёсся на Небо.


4. Разум и вера. Необходимость взаимопроникновения.

Возвращаемся к цитате М.В. Ломоносова. Вот её продолжение:
«…Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению...»
Значит, взрослея, человек обязан думать не только о себе, но и о своём отношении к «ближнему». А каждый народ – должен быть благожелателен к соседним народам?! Помните, вначале мы предположили о недооценке значения коллективного разума «МЫ» в людской жизни – как главной причине наших социальных бед?

Для Разума это означает необходимость подняться на Новый уровень, когда твоё «Я» должно думать не только о нуждах твоей СЕМЬИ, твоего народа, но и… вникать, как ВСЕМ людям стать ЕДИНЫМИ в устремлении СПАСТИСЬ от ВРАЖДЫ на нашей густо заселённой планете.
Сегодня именно от международной жизни зависит мир на нашей планете.

Что же мешает людскому Разуму «стать зрячим»? И последовать учению Иисуса Христа?
Вникая в этот ВОПРОС, Разум догадывается, что одно дело – поВЕРИТЬ Богочеловеку. Вера – осеняет личность! А Разум должен искать доводы для коллективного сознания, для «МЫ». Значит, Бог ждёт, что и Разум должен подняться на Уровень, к которому призвал Богочеловек?!

А это, в свою очередь, означает, что Разум должен использовать такие Основы для своих умозаключений, которые были бы ОДНОВРЕМЕННО и Божественные и Земные! Что или Кто на Земле обладает такими свойствами, качествами?
Ими обладает Жизнь, в которую МЫ погружены! МЫ – вместе со всей другой живностью. Жизнь – это часть Творения, часть земного мира. А живой человек и его живой разум – это часть Жизни.

Всё! Последнее логическое заключение земного разума позволяет ему взойти на Уровень признания Бога. Проникнутся к Нему как к Отче… А далее смотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Этот блудный сын и есть наш земной разум подросткового возраста человечества. (А тот второй старший сын, который всегда был рядом с отцом – это человеческая возможность ЧУВСТВА ВЕРЫ в Бога).

Кстати! Чувство веры в Бога оказалось тоже не безгрешно: оно обиделось, что Отче так обрадовался возвращению прежнего неслуха-разума, что от радости временно отвернулся от всегда преданного старшего сына.
Да, Вера – старше разума, но разум покаявшийся – будто оживший сын. Такой Разум, вернувшийся к отцу, понял свой грех горьким опытом своей жизни, ПРАВОТУ Заповедей Отца и Его Умение ПРОЩАТЬ. (Читайте Лк. 15, 11-32.)


Итак. Вместить в свою душу Бога можно лишь чувством. Для разума Бог – непостижим!
Но Жизнь, в которую мы погружены – наша часть! В Неё мы верим без призывов, так как Она останется и после нашего присутствия в Ней, нашего ощущения Её!
Остаётся Жизнь в наших детях, внуках, будущих поколениях.
И если разум сумеет утвердиться, что третье Лицо Бога – Бог Дух Святой – можно отождествить с Жизнью (а Жизнь познавать и можно, и нужно), то Разум может подняться на Уровень, к которому призвал Богочеловек! И тогда вера в Бога станет ПОНЯТНА Разуму и Бог согласится с необходимостью менять способ взаимоотношения между людьми!

О возможности отождествления Святого Духа с Жизнью, следует из Евангелий, где сказано о недопустимости хулы на Святого Духа. (В моём размышлении «Уяснение думающей верой понятия Святой Троицы» приводится логика такого отождествления http://www.proza.ru/2014/12/29/432.)


И, возможно, после восхождения повзрослевшего Разума на Уровень, к которому призывал Богочеловек, обычный человек обретёт высшее образование Жизни и поднимется до уровня ПОМОЩНИКА Бога на земле!

Чувство и Разум совместно выработают общечеловеческое понимание нашего МЫ – как части земного устроения Жизни! А национа-личностное миропонимание каждого народа сменится общечеловеческой ответственностью перед Замыслом Творца и Его Задачей для своих помощников на земле.

Тогда главной задачей нашего сегодняшнего разума является обязанность изучать Жизнь. И устраивать общую людскую жизнь так, чтобы она стала достойной частью общей Жизни на нашей планете.

И Разум перестанет «спотыкаться» в своих логических выводах: ведь они будут опираться на ДОВОДЫ ЖИЗНИ! Вот он – Богочеловеческий Путь земного Разума.

А главный вопрос познания известен ещё со времён Ветхого Завета: надо не просто познавать «всё и сразу». Нет! Надо познавать ДОБРО и ЗЛО на каждой ступени познания!
(Вспомним название дерева, плоды которого младенцу-человеку непозволительно было есть? «Дерево познания ДОБРА и ЗЛА»!)

Сегодня человечество, вроде бы, повзрослело? Так ли? На Олимпийских Играх до сих пор народы меряются только силой и ловкостью! Извините, но это нужно для воспитания ТЕЛА ! И вполне закономерно, что многократным олимпийским чемпионом стал спортсмен из США! Вот кому нужна и сила, и финансовая мощь, чтобы… подчинить все народы одному!

Не пора ли повзрослеть заокеанскому разуму? И повести за собой другие народы для познания и развития духовной составляющей человека?!

И тогда, глядишь, МЫ начнём развивать общую культуру, общую духовность? И для всего человечества главной задачей станет изучение ЖИЗНИ. 

5. ИТОГ.
Значит, главное предназначение нашего разума – понять Жизнь, в Которую мы погружены, помнить о Её Творце, пытаться понять, зачем Ему мы нужны и выполнять своё предназначение!
И если сумеем всё это понять, тогда, можно надеяться на помощь Бога и постепенно вместе с по-знанием нашим повзрослевшим Разумом Добра и зла – становиться частью простой и великой Божественной Гармонии!