Какую историю преподносят нам в Ельцин-Центре

Галина Чудинова
   Признаюсь, что желание посетить ”Ельцин-Центр” в Екатеринбурге преследовало меня давно, едва ли не с момента помпезного его открытия, но моей мечте суждено было осуществиться лишь в последней декаде нынешнего аномально жаркого августа, когда по приглашению друзей вновь оказалась я в городе на Исети.
   
    Расположен ”Ельцин-Центр” не абы где, не на глухой окраине, а в самом историческом центре города, на берегу Верхнеисетского пруда, на улице Бориса Ельцина, 3, неподалеку от двух домов, где некогда жил первый президент  России. Огромное  здание, левым своим крылом уходящее ввысь, с конференц-залом и кафе на первом этаже уже своими размерами впечатляет экскурсантов. У входа – памятник Борису Ельцину. Лицо  напоминает скрытый от всех в потаённой комнате портрет Дориана Грея – из романа Оскара Уайльда  – со следами всевозможных пороков на физиономии. “Удачный памятник!” – отметил один из посетителей “Центра”.
   
     Обширная экспозиция музея первого президента России разместилась на втором и третьем этажах здания. Посетителей встречает выставка подарков Б.Ельцину и чёрный бронированный президентский лимузин. Все желающие тут же могут посмотреть вводный фильм “Россия в потоке истории”. Над узким и отчасти извилистым входом в музей символическая надпись “Лабиринт”: на втором этаже оробевший посетитель, по замыслу руководителей проекта, погружается то в жуткий мрак тоталитаризма, то в лучезарный световой поток демократии.

     Хроника российской истории ХХ века начинается  с  первой Мировой войны да последовавших за ней драматических событий.  Справа и слева – фотографии, плакаты, надписи на мраморном полу, озвученные фильмы на экранах: от всего этого в залах царит постоянный гул. От обрушившегося на него многоголосия и многоглазия посетитель растерян, ошеломлён, сбит с толку. Однако, стараниями кукловодов блуждающий взор экскурсанта направлен в центр каждого зала, где на массивных опорах белыми буквами по чёрному мрамору высечена на скрижалях история семьи Ельциных и нашего главного героя: “Основатель новой страны Борис Николаевич Ельцин происходил из семьи раскулаченных уральских крестьян…Родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка… Шаг за шагом Борис Ельцин становился лидером перемен и основателем  демократической России”.
      По ходу осмотра вдумчивый посетитель начинает понимать, что экспозиция музея всецело построена на приёме антитезы, где  “поток истории” раз от разу становится всё мутней. Вот злодеи-большевики, обманув народ, захватили власть в стране, а вскоре Сталин основал в ней тоталитарное государство: “Сталин уничтожил своих политических противников. Ряд показательных судебных процессов, массовые расстрелы и репрессии – погрузили СССР в атмосферу тотального страха и доносительства… В стране была создана настоящая машина смерти – система лагерей ГУЛАГа”. Сказана “правда” и о характере Сталина: “Подозрительность, мстительность, жестокость, иезуитское чувство юмора”. Тут же – плакаты сталинских времён,  фотографии и фильмы о зверствах тоталитарного режима.
   
     Разумеется, ни слова не сказано о том, что затянувшееся крепостное рабство и нерешённый земельный вопрос в эпоху правления Романовых привёли Россию к революции 1917-го года. Не сказано, что среди  большевиков сразу же после победы революции возникли две враждующие группировки. Одна, во главе с Львом Троцким, была заточена на победу мировой революции и полный развал страны, другая, во главе со Сталиным, на построение сильного независимого государства. Не сказано, что система лагерей создана была, не Сталиным, а троцкистами, и первым её воплощением в практику стал Соловецкий лагерь особого назначения – СЛОН. Все желающие подробнее узнать о нравах, царивших в этом лагере, могут прочесть труды лучших отечественных историков и роман Захара Прилепина “Обитель”. Не сказано, что только за две первых пятилетки в СССР был в сорок раз увеличен объём промышленного производства, что помогло стране одержать победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. И, конечно, ничего не сказано,  сколько заводов, фабрик и предприятий перестали существовать в ходе  “реформ” Ельцина – Гайдара – Чубайса.
   
     Биография Бориса Николаевича написана литературными “неграми” с множеством утепляющих деталей. В “Исповеди на заданную тему” говорится, что зимой его спасала от холода коза, к тёплым бокам которой любил прижиматься наш герой. Эпизод с разборкой гранаты и оторванными двумя пальцами преподнесён как урок мужества, данный сверстникам-пацанам. Советский школьник, юноша-студент, строитель, партийный руководитель,  оказывается,  всю жизнь противостоял и “культу личности”, и хрущёвской травле интеллигенции, и брежневскому “застою” с вводом войск в Афганистан. Все эти годы вызревал у него характер мощного реформатора, круто изменившего судьбы страны, способного на рывок в будущее. И вот час его настал! “Борис! Ты прав!” – яростно хрипели, срывая голоса, его сторонники.
   
     Осмотр второго этажа завершается большой выставкой книг. Привожу некоторые названия: Алексей Иванов “Хребет России”, Егор Гайдар “Дни поражений и побед”, “Гибель империи”, “Государство и революция”, “Эпоха Ельцина”, Борис Ельцин “Записки президента”, “Президентский марафон”, Борис Минаев “Ельцин” – из серии ЖЗЛ. Об уровне исторической “правды” красноречиво свидетельствуют сами заголовки. Писатели в этом ряду – под стать квазиполитикам. Открываю роскошно изданную книгу Алексея Иванова на двадцатой странице и читаю главку “Несбывшийся подвиг” о Трифоне Вятском: “И началась неистовая карьера Трифона. Ему было мало обычных послушаний – он ещё и сам, голый, молился на болоте, отдавая себя на съедение гнусу”. Не берусь судить, из каких источников почерпнута эта болотная грязь и вылита на читателей. Святые карьеру не делают, голыми – да ещё на болоте! –  не молятся: это обязан знать любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с основами Православия.
   
      Тысячи высоко оплачиваемых специалистов: архитекторов, строителей, отделочников, дизайнеров, художников, фотографов, историков, журналистов, публицистов, писателей, музейных работников и прочих – трудились над осуществлением  проекта – создания грандиозного мифа о Ельцине.  Вылилось всё это в десятки миллиардов рублей. Часть денег из гигантской суммы пожертвована была маститыми олигархами, теми, кто был обязан Ельцину неправедно нажитым богатством. Уровень фальсификации истории в ”Ельцин-Центре”, буквально, зашкаливает!
    
      На третьем этаже интересно задумана “Президентская площадь”, где сидящий на скамеечке Ельцин внимательно смотрит на экран: там о великих его “реформах” рассуждают родные и друзья. Статуя сидящего первого президента – неизменный прикол для экскурсантов, спешащих сфотографироваться рядом с ним. Любопытен и находящийся рядом “Зал свободы”, задумка которого – “Свобода мысли и слова, собраний и объединений, свобода передвижения”.
– Я полюбил его! – доверительно вещает с экрана Билл Клинтон. Ещё бы не полюбить за такой развал и разорение России на радость нашим заокеанским “партнёрам”! Ельцина медоточиво хвалит и Андрей Макаревич, и множество нынешних либералов за данную им свободу оголтелой клеветы на Родину. 
   
    Изюминкой экспозиции, несомненно, являются “Семь дней, которые изменили Россию”. Здесь в семи комнатах каждый условный день равен определённому историческому отрезку времени. День первый. “Мы ждём перемен!” На левой стене – портреты членов Политбюро да видных деятелей науки того времени, на правой – народная поддержка Ельцину. В центре – фигура Ельцина на трибуне и знаменитая его речь о выходе из состава Политбюро и полным разрывом с КПСС. Рядом в полную величину установлен троллейбус, на котором ездил демократ-Ельцин, и звучащие с экрана воспоминания Наины Иосифовны об откровении  её мужа: “Я с этой бандой работать не хочу!”.
    
      День второй.  Августовский путч. Это надо видеть и слышать! На диораме – сваленные в груды лестницы, старая мебель,  цистерна, словом, всё, что было на баррикадах тех дней, включая танк, а над какофонией хлама – гремящая речь Ельцина да восторженный рёв толпы. Итогом этого стали Беловежские соглашения о создании независимых республик.
    
     День третий.  Непопулярные меры. То бишь,  ваучерная приватизация по Чубайсу, “реформы” и отставка Гайдара, назначение Виктора Черномырдина на пост премьер министра.  Ничего не сказано о том, как, приехав в Москву, стучали касками об асфальт голодные шахтёры, а железнодорожники в отчаянии ложились на рельсы. Вдоль одной из стен  экспозиции привлекает внимание  пустая витрина  в магазине.  Украшает её лишь пирамидка с банками морской капусты – вот чем питались советские люди до мужественного реформатора Ельцина! “Реформатор” от пуза накормил их импортными продуктами, разорив под корень собственных производителей.
   
     День четвёртый. Рождение Конституции. На стендах – похвала ей, надолго закабалившей Россию, сделавшей её зависимой от международных законов. Тут же – попытка переворота 3 октября 1993-го года и расстрел “Белого дома”. Комментарии излишни, но надо отдать должное мастерству дизайнеров, погрузивших нас в атмосферу тех лихих, преступных  лет.
   
     День пятый. Голосуй или проиграешь. Избирательная кампания, в ходе которой больной Ельцин сумел одержать победу над Геннадием Зюгановым при помощи новых беспринципных политтехнологов.
     День шестой. Президентский марафон. Тут и операция на сердце, и первая чеченская война, и новые похвалы “несгибаемому” Ельцину.
    
      День седьмой. Прощание с Кремлём. В просторной комнате полностью воспроизведён кабинет Ельцина, где с телеэкрана звучит его знаменитое новогоднее обращение 31 декабря 1999-го года.  Примечательны исторические слова: “Я хочу попросить прощения!”. Произносит их шепелявым голосом больной, уставший от дел и постоянно пьющий человек.
   
     Хочу привести два наиболее характерных анекдота на эту тему: “Ельцину предложили включить в состав правительства представителей от
КПРФ. Но  президент  не согласился, заявив как истинный ценитель:
“А стоит ли мешать красное и белое?”.
    Второй анекдот.
    Посетитель: “Я записан на приём. Может ли Борис Николаевич принять меня?”
    Охранник: “Примет, если сможет оторваться от работы над “документом”!”.
   
    Завершив осмотр,  вновь ненадолго вернулась я в “Зал свободы”. Из окон его открывался чарующий вид на Верхнеисетский пруд в окоёме величественных административных зданий. На противоположном берегу сверкали под солнцем золочёные купола Храма-на Крови.  Невольно задумалась я о роли Екатеринбурга-Свердловска в судьбах России и о судьбе первого её президента.
   
     Несомненно, что он, поддавшись  речам лукавых царедворцев о скорейшем встраивании в западный свободный мир, к концу правления ощутил свою огромную вину перед народом и долго искал преемника. Выбор пал на Владимира Путина, что было неожиданным для многих. Крепко поддерживала Ельцина за все годы его правления Семья, особенно здравомыслящая Наина Иосифовна, верная и преданная жена с твёрдым характером.  Это Семья поставила Путину непременное условие – увековечить память Ельцина, и он сдержал слово.
   
     Каким будет ”Ельцин-Центр” при победе духовно-нравственной и социально справедливой России? Думаю,  его надлежит оставить таким же, какой он есть сейчас: давно пора отказаться от варварской практики сноса памятников и уничтожения мемориалов. Только вот комментарий ко всей огромной экспозиции должен быть иным: правдивым и объективным, как требует того от нас история.