Смирение и творчество. Дискуссия с ДП

                                                                                                                                  Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
                                                                                                                                  Смиряться под ударами судьбы,
                                                                                                                                  Иль надо оказать сопротивленье
                                                                                                                                  И в смертной схватке с целым морем бед
                                                                                                                                  Покончить с ними?
                                                                                                                                                          Шекспир. Гамлет
                                    
                                                                                                                                   Нужно называть вещи своими именами.
                                                                                                                                                                  Конфуций   
 
Сначала, видимо, следует привести отрывок, в котором Вы, уважаемый ДП, формулируете ваше понимание смирения.   
Итак:

«Для того чтобы победить силу, маг должен прийти к смирению.
- А что ты понимаешь под смирением?
- Конечно, не то, что ты. Смирение раба божьего - это покорность, готовность стерпеть, принять нечто неприятное, не протестуя, не стараясь увильнуть. Другое дело, смирение сына божьего. Для сына божьего смирение - это безупречность, не имеющая внешнего оправдания.
- Не понял?
- Безупречность мага на третьей стадии должна перестать зависеть от событий мира, от мнений, оценок и даже от него самого, - Сэсэ вопросительно посмотрел на Дорожную Пыль, как бы проверяя, не утратил ли он нить понимания, и продолжил. - Ты любишь джаз? Настоящий джаз с импровизацией, непредсказуемый и живой? - Дорожная Пыль довольно закивал головой. - Это бывает не часто и не по желанию участников. Если они профессионалы, то у них полно всяких накатанных музыкальных всплесков, неожиданных выходов, но это не то. Когда наступает момент настоящего джаза - это чувствуют все. Все участники вдруг начинают понимать, что будет делать тот партнер и тот, и когда ему самому надо что-то сделать и как. Каждый своей волей вплетается в это кружево, которое принадлежит уже им всем и даже не только им. Они не вольны над собой, но они вольны. Они слушают, мир, чтобы узнать, что делать и делать так, как только они и способны сделать. Они с радостью и счастьем покоряются этому потоку, потому что в нём гармония, превышающая гармонию каждого. Ты понимаешь, что я говорю? Они безупречны не перед собой, не перед слушателями. Они безупречны перед тем духом, который ведёт их. Они безупречны, потому что из кожи лезут, чтобы сделать точно так, как этому духу надо, потому что только так получится, как надо им самим. Их намерение отдано намерению силы мира, а сами они превратились в тончайший слух, чтобы, не дай бог, не пропустить что-то важное и не сделать. Это и есть истинное смирение, которое не просто не ограничивает, а, наоборот, возвышает мага до уровня творца, превращая его в со-творца.
Понимаешь теперь, что я имею в виду, когда говорю о необходимости смирить свою силу и понять, что она не твоя, она принадлежит миру!? Сила мага может быть использована только в соответствии с намерением мира, а никак не своим»


                                               * * * * * * * * * * * * * * *


Теперь можно высказать свои, пока что сырые и сумбурные, соображения на этот счет.

Мне кажется, что по сути, по мироощущениям, мы являемся единомышленниками (или единочувственниками?)
Разногласия, если они и есть, относятся, скорее, к словоупотреблению. Можно, конечно, называть смирением безупречность, но, на мой взгляд, это некоторое насилие над словом, которое прежде всего предполагает самоограничение, подчинение, покорность. Не так ли?
Посмотрите, ведь Вы и сами невольно подтверждаете это: «покоряются этому потоку», «дух, который ведёт их», «сделать точно так, как этому духу надо» …

И образ мага положения не спасает. Ведь маг у Вас, насколько я понимаю, - это творческая, созидающая личность, а ей не ограничение требуется, а свобода. Только свобода эта полная – и от внешних уз, и от внутренних. Поймите меня правильно: я вовсе не отстаиваю асоциальность и аморализм. Просто законопослушность и добродетель должны быть органично встроены в натуру творца (тогда они и не воспринимаются им как узы). В противном случае никакое смирение не поможет – безупречности, наверное, достигнете, а вот творческого парения – вряд ли. Подавление своих желаний – это ведь не освобождение от них.

Вот Вы очень правильно пишете о джазистах – «Вольны и не вольны одновременно». Вольны, потому что их ничто не сковывает, и не вольны, потому что в момент импровизации чувствуют себя частью целого – группы, композиции, зала. Если эта принадлежность, сопричастность органична, она не воспринимается как бремя. Ведь национальная принадлежность, к примеру, в нормальных условиях не тяготит, а окрыляет.

Я исхожу из того, что творцу, созидателю надо не смиряться, а, напротив, почувствовать себя единосущным миру (или хотя бы его неотъемлемой частью), слиться с ним и в момент слияния обрести дополнительные силы.

Звучит все это, конечно, очень пафосно, но кое-что можно и обосновать, если вспомнить основы системотехники.

Она ведь учит, что любая система (и человек в том числе) состоит из элементов и связей. Благодаря ним, связям, система и обретает нечто новое - свойства, которых нет у ее элементов. Температура, прочность, проводимость, - все это новые качества, присущие телу, но не составляющим его частицам. Но верно и обратное: «систематизированная» частица становится участником, ретранслятором, передаточным звеном системных процессов. Отсюда следует, что человек, сознательно или интуитивно настроившийся на нужную волну, становится как бы представителем этой системы (в Вашей терминологии – духа), она говорит через него. И это действительно похоже на добровольное подчинение чужой воле.

Иное дело – человек созидающий. Тут наши мнения расходятся. Я полагаю, что в процессе творчества он не растворяется в духе, мире, системе без остатка, а, несмотря ни на что, сохраняет свою индивидуальность. То есть меня нет и я есть в одно и то же время. Скажете, фантазия? Нет, реальность, но - диалектическая. Мы все много раз переживали какие-то события на сцене и экране, практически участвовали в них, но при этом отлично понимали, что сидим в удобном кресле.
Ваши джазовые музыканты, с головой погружаясь в импровизацию, все-таки головы не теряют, слышат себя и других.
То есть это – реальное, но более сложное состояние, чем просто полное погружение.

                 Технически оно аналогично компьютерным многопоточным вычислениям, при которых происходит быстрое
                 переключение с одного потока на другой и обратно так, что кажется, будто оба процесса идут параллельно, не
                 прерываясь.
                 Голова наша способна работать даже в двухпроцессорном режиме (реальные параллельные процессы),
                 поскольку имеет два относительно автономных вычислительных устройства – правое и левое полушарие.
                 А еще в нашей психике есть раздвоение на Эго и СуперЭго, которое мы воспринимаем, как внутренний голос (из-
                 за него Ницше даже шутил, что никогда не может остаться наедине с самим собой)

Такая способность быть собой и иным одновременно позволяет творцу слышать иное и перерабатывать, интерпретировать это на свой лад, то есть творить новую реальность. Не быть только ретранслятором, но и вносить что-то свое, опираясь на свою единосущность.

Возвращаясь к смирению и свободе, мы опять нащупываем здесь двойственность, диалектику – не «или-или», а «и-и».
Смирение (ограничение) себя в чем-то на данный момент второстепенном позволяет музыкантам стать более свободными в другом отношении, более важном для них сейчас. Как справедливо отмечал Ваш оппонент Шурри-Ду, «ради этого он готов терпеть и жару и жажду, и позывы в туалет, и комара»… Терпеть, добровольно ограничиваться в одном, чтобы раскрепоститься в другом.

Здесь надо отметить и другой, очень важный момент. Добровольное смирение, покорность, подчинение чужой воле часто вызывают в покорившемся чувство удовольствия. Я вспоминаю фильмы соцреализма, пронизанные радостью коллективного труда, освоения целины, возведения новых городов и т.п. Трудящиеся массы в тяжелых условиях, ограничивая себя во всем, сознательно и добровольно исполняют волю партии, руководителей, вождя и испытывают радость от этого подчинения. Так кажется на первый взгляд, но это ошибка.

Они, эти люди, чужой волей включаются в новый проект, новое общее дело, становятся единым организмом, в котором каждый – и это главное – получает возможность одолеть то, что в одиночку ему не по силам (иначе говоря, частица усиливается за счет системы). Теперь индивид может вспахать целину, проложить дорогу, перегородить реку, снять фильм, сыграть квартет – то есть созидать вроде бы непосильное. Это умножение сил, преодоление своей индивидуальной ограниченности за счет объединения, слияния и ощущается как радость, полет и свобода.

Вот вкратце мой ответ на соотношение смирения и свободы в творчестве.


Рецензии
С моё бы кто увидел, тогда бы цену жизни понял...

Близнецы Ирвин Эллисон   30.12.2017 21:37     Заявить о нарушении
Да уж, похоже, что жизнь с Вами не церемонилась. Как очень здоровый человек, я не могу даже толком посочувствовать, так как не хватает для этого ни опыта, ни воображения.
Тем более удивительным кажется то, что пережив все это, Вы не стали хвататься за такую традиционную соломинку - религию.
Могу только пожелать Вам благоприятных перемен в наступающем году.
С уважением,

Томас Твин   31.12.2017 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.