Баня

Владимир Бойко Дель Боске
                Б А Н Я
                Я люблю баню, но не с детства. Когда был маленьким в настоящей парилке никогда не был. Отец водил меня в баню иногда, очень редко и только в случае если не было возможности помыться дома. А это бывало как правило летом, когда мы ездили к бабушке в Симферополь. Она жила в старом двухэтажном доме, разделяя его с сосекой, у нее был маленький дворик и даже свой сарайчик и туалет во дворе, не было только ванной или хотя бы душа. Правда во дворике стоял страшный "мойдодыр", как его называл папа, наверное хотя бы только потому, что он и был самым настоящим мойдодыром, как из стихотворения Корнея Чуковского. Я его очень боялся. Он стоял под лестницей и выглядывал оттуда на меня. Дом был старый, с настоящей черепичной крышей, построенный из ракушечника и купленный у выселенных в течение одного дня из Крыма татар.
               Больше собственно о бане я ничего и не знал, кроме того, что в них существуют парилки. Но в тех простых, городских банях, в которые мы с отцом ходили, парилок не было, или возможно мы просто в них не заходили.
               Первый раз я встретился с парилкой с глазу на глаз в доблестных вооруженных силах и очень близко с ней познакомился, так и не попав в нее и не дав попасть, так же и всем остальным.
                *  *  *
               Дело было летом на учениях. Наш полк стоял на летней дислокации в поле под селом  Гайворон Спасск-Дальнего района Приморского края , Краснознаменного Дальневосточного Военного округа. Жили мы под открытым небом в палатках и должны были мыться в сельской бане, при которой была кочегарка. И вот в один прекрасный день почему то из всего полка в наряд по качегарке при бане поставили не кого нибудь, а именно меня и еще одного не более умного моего сослуживца родом из славного города Киева, рядового Евгения Брагина. Видимо у нас что ли вид такой был, довольно умный или может быть мы просто зачуханней всех выглядели и на лицах была написана жажда и какая то непреодолимая тяга к мылу и чистоте, сейчас мне трудно судить об этом.
               Нам конечное же было приятно от осознания того, что нам оказано особое доверие и внимание, но знаний это ничють не прибавило. Я например вообще думал, что кочегарка это что то вроде того, что бери больше кидай дальше и температура сама пойдет вверх и всем будет хорошо и тепло и весело и что самое главное, у всех поднимется настроение от чистоты и свежести нового, только что выданного, пахнущего складом и прачечной белья. И потом всем покажут фильм в клубе. А что еще юному бойцу надо от жизни? Кроме как сходить в клуб на хороший фильм?
               Примерно как то так думая мы и явились к старшему кочегару в сельскую кочегарку, в установленный нам час. Это был простой мужичонка, без имени, но с отчеством Михалыч, средней проспиртованности и прокуренности, который, увидев нас сразу же собственно и сообразил, что вечер сегодня у него будет не просто свободный, но и лихой и безрассудный в какой то степени, ведь вместо него пришли кочегарить два молодых и глупых бойца не понимающих еще толк в сельской вечерней жизни, где так много холостых женщин.
               Быстро объяснив нам где, какие краны и как надо крутить, куда кидать уголь и где его брать. Он добавил:
                -А вот этот вот барометр показывает давление. Смотрите, что бы стрелка не поднималась выше цыфры 7.-
                -А что иначе?- спросил я.
                -А иначе будет вам всем тут крышка!- спокойно сказал мужичок выплюнув одну докуренную беломорину и тут же доставая и продувая вторую, что бы придав форму фильтру и вставив ее в рот сейчас же раскурить. Так как кочегары не любят стоять без огня и дыма.
                -И еще имейте ввиду, что вот на этом термометре температура не должна падать ниже цыфры 5.- Сказал он выпустив пропущенную через прокуренные легкие обширную струю дыма. И многозначительно прищурясь добавил:
               -Что бы этого не происходило регулируйте поступление пара вот этим и этим вентилем- небрежно прикоснувшись к которым сказал он так и не указав очередность их кручения.
               -А если это не поможет, то что делать тогда? -
               -Тогда можете меня не искать, я все равно не найдусь уже- бросил он уже через плечо удаляясь хромой походкой в сторону сельпо.
               -Ну что? Давай постираемся пока- предложил я Жене.
               -Давай-
               И мы начали стирку в припасенном нами заранее бензине. Потому как лучше чем бензин еще ничего не отстирывает в мире. А форма у солдата всегда такая грязная, что проще получить новую, чем отстирать старую просто мылом. Да и время до того, как начнется час помывки личного состава еще было и мы не спешили.
               Наконец постиравшись и прополоскавши все обмундирование в чистой и еще теплой воде, что бы и запаха бензина не было и ни один офицер ничего не унюхал, мы развесив все наше форменное хозяйство начали топить котел углем. Благо он был уже растоплен до нас профессионалом и просто тлел себе и тлел, за толстой чугунной дверцей.
               Не смотря на то, что мы накидали полную печь угля, она героически продолжила гореть, даже разгораясь и дым над трубой показал всем, что процесс пошел. И потянулись батареи и роты ленивыми рядами построившись у своих палаток на поле за селом, в самую его середину, к бане на помывку.
               -Что-то температура не поднимается? - испуганно сказал Женя, посмотрев на часы.
               -Давай еще подбросим?- предложил я.
               И мы подбросили и потом еще подбросили и еще и еще. Но хоть к открывающейся печке и нельзя было уже подходить близко от нестерпимого жара, а температура на градуснике все не росла.
               -Давай краны покрутим?- предложил я с опаской, что сейчас рванет все к чертовой матери.
               -Давай, а какие? Вон их тут сколько много.
               -Может красные сначала?- с неуверенностью в голосе произнес я.
               И мы покрутили для порядку сначала красный большой кран, вправо и потом, увидев что ничего не происходит - влево. Что-то забулькало и заклокотало внутри этого адского механизма и стало проситься наружу, так и ища себе возможность вырваться  хоть бы где нибудь. Но место явно не было. Тогда мы покрутили кран по меньше и по непрегляднее, он крутился с явно более легким усилием, но результата как не было, так и не появилось.
                -Дааааа.....-многозначительно сказал Евгений.- Наверное не те крутили, надо было маленькие было крутить.
                И мы покрутили еще и их с тем же успехом, а точнее просто безрезультатно. Практически ничего не произошло, только стрелка на одном из термометров дернулась и пошла чуть чуть вверх, но показания давления на другом приборе оставались стабильно высокими и стрелка барометра угрожающе дрожала за стеклом как осиновый лист на ветру и так и грозилась подойти к зловещей цыфре 7.
                Но время шло и я бы сказал летело. Оно обладает поразительным свойством, когда нервничаешь, ускоряться все быстрее и быстрее. И вот уже со стороны угольной кучи из-за бани проваливаясь по щиколотку начищенными сапогами в мелкий уголек и матерясь от этого безобразия, которое возможно волновало даже еще больше чем отсутствие горячей воды в бане, появилась фигура прапорщика - старшины ремонтной роты. На круглом лице которого застыл немой вопрос, что то вроде того -Ну и где же тут делают теплую водичку?
                Он не ожидал увидеть полное незнание и непонимание всей глубины того ответственного процесса, которым им было поручено заниматься со стороны сиротливо оставленных бойцов, стоящих перед ним в исподнем перепачканном в угле белье и при этом мокрых от пота, но с очень честными и умными как у собаки глазами, что видавший виды опытный "кусок" в нерешительности запнулся на половине заданного вопроса. А когда выслушал наш душераздирающий расказ про все, почему то не так как им следует работать работающие краны и запоры и про мистику стоячих и недвижимых залипших стрелок, понял, что и сам то в этом всем ничего толком не понимает. В его широко раскрытых и уже, поблескивающий подозрительным блеском глазах, не смотря всего лишь на три часа дня отражались всевозможные термометры, барометры, краны, стрелки  трубки и особенно страшным из всех этих отражений виделись отблески огня из не плотной прикрытой нами топки. Казалось, что он пилот какого то супер современного космического, боевого корабля и ему нужно именно сейчас, в этот тяжелый и ответственный для всего экипажа момент, совершить решительный маневр. И он просто выбирает за какую ручку ему было бы сподручнее дернуть. Но ручек и кранов, было особенно много, по этому единственное, что он сказал, отшатнувшись от "приборной доски" это:
              -Через 15 минут я вернусь и у вас тут короче, что бы все работало. У меня бойцы мерзнут грязные. Где кипяток? Что вылупились на меня как совы бритые?
               От этих слов космический корабль сильно качнуло и опять полетел в топку уголь и пошли струйки пара из всех щелей задергались стрелки и давление не перестало расти а температура не перестала предательски стоять на месте, но появился какой- то подозрительный, нарастающий свист в ушах.
                Время было уже 15 30 и стали появлятся голые бойцы, призывающие сходить с ними на экскурсию в помывочный "отсек" корабля и убедиться самим в том, что жарко только рядом с топкой, в других же местах подозрительно холодно. Они выглядели очень убедительно, особенно сжатые в кулак неотмываемые от машинного масла руки ремонтников боевой техники, провалявшихся вместе со своими хозяевами целый день под машинами в попытке их починить.
                Я решился выйти в открытый космос.....
                Действительно из кранов текла еле тепленькая водичка,  по лавкам сидели раздетые "космонавты", "скафандры" аккуратно висели на крючках, было холодно, и этот холод, не столько физический, а скорее холод какого то предчувствия прокрадывался внутрь.
                Со мной обратно в ад кочегарки пошли самые умные бойцы с чистыми помыслами, большими кулаками, но грязные телом.
                Одинокая сахарная фигура Евгения в исподнем светилась как ангел на куче черного антрацыта. Крылья видимо были сложены сзади, за спиной и их не было видно. Лицо же находилось в неземной грусти и возлежало на кулаке, опертом на колено руки.
                Понимая весь груз взятой на себя ответственности, делегаты желающей помыться части населения в тяжелых полевых условиях сильно соскучившейся по такой простой вещи, как теплая вода и мыло с мочалкой, за прошедшую тяжелую трудовую неделю - шли смело и уверенно, не смотря на неземную атмосферу кочегарки. Первым подошел сержант рем. роты. Он имел большой авторитет в батарее, да и в полку тоже, и ввиду своих маленьких размеров с трудом дотянувшись до крана, стал его крутить своими неимоверно большими, непропорционально телу руками. Последовав его примеру все остальные принялись ему помогать, но уже хватаясь за все остальные, другие краны и крантики, пытаясь крутить их в разные стороны. Ну в общем кто куда мог.
                Техника не поддавалась, стрелки стояли на местах.
                Но вдруг из одной из трубок вырвался под большим напором и свистом пар и ударил в землю, радостно свистя и окутывая нас всех туманом. По мере исчезания испуганных лиц в этом страшном дыму свист становился все слабее и слабее. И вот облака туманности стали рассеиваться и "станция" видимо выходила из облаков. Вот уже стали видны приборы, стрелки, градусники. Температура пошла вверх, но давление почему то и не думало падать, но слава богу и не шло вверх.
                Кто то крикнул из бани:
                - Вода пошла потеплее!!!
               Я с облегчением вздохнул и хотел уже взять в руки лопату. Но Евгений спустившись на землю кидал уголек в топку, смиренно сложив за спиной крылья. Взяв вторую лопату я пристроился к нему.
               Температура,прыгнув вверх, опять остановилась, но и давление, слава Богу не росло
               Опять пошли делегаты. На этот раз старшина второй батареи и с ним двое бойцов явно имеющих непреодолимое желание помыться сегодня во что бы то не стало.
               Выслушав нашу легенду, особенно много внимания уделив в ней технике прокручивания кранов, старшина, имея прапорщицкие погоны на плечах и пока еще чистые руки и не замаранные углем сапоги, так как ходил аккуратно и выбирал те места, куда ступать ногой - сказал:
                -Надо кочегара искать. Куда он ушел?
               -Туда- сказал Женя и мне показалось, что он указал направление крылом, перепутав его с рукой.
               -Куда туда? Товарищ боец, объясните мне, что ТАМ такое находится? Потому что я например вижу там только сельские домишки и магазин.....
               -Вот куда то туда он и ушел, но через магазин- сказал я.
               -П о н я т н о- сквозь зубы ответил старшина и решительно направился на поиск вместе с бойцами, имея лишь только жалкий пеленг направления.
                -Мы же продолжили свою неравную борьбу с умной и коварной техникой, основанной на антраците и принципе: бери больше, кидай дальше.
                Перед баней столпился уже почти весь полк в ожидании своей очереди, у обочины дороги сидели почти все батареи и даже наша батарея управления. Представители каждой из них не поленились сходить на разведку в кочегарку и увидев нас, замученных и уставших от бестолковых попыток бойцов, с какой то бесисходностью во взгляде возвращались обратно. Было уже 17 30, а баня еще скажем прямо, по человечески не начиналась.
                Вдруг совсем не с той стороны куда ушла на поиски экспедиция, а совсем с противоположной, появился Михалыч, наш кочегар, при этом он был в очень хорошем настроении и почти трезвый.
                -Ну что бойцы, соскучились без меня?- спросил он даже не смотря на показания приборов, а просто молча поднимая лопату и поворачивая маленький краник в самом углу. Подцепив пару крупных кусков антрацита и отправив одним движением их в топку он сказал:
               - На ка брось еще лопаток 10-15 таких и будя. А температура то у вас хорошая, да и давление ничего, молодцы. Время даром не теряли. Да и я тоже тут не плохо отдохнул. Ну вот переживаю за кочегарку, решил заскочить одним глазком глянуть. Так и держите.- сказал он удаляясь в своем видимо как мы уже знаем любимом напрвление, в сторону сельского магазинчика, но по большей части все дворами и огородами.
               -Начиная с этого момента делегации прекратились температура пошла вверх. В общем настроение у людей поднялось. Только вот нам почему то очень захотелось закурить. Что мы и сделали присев на кучу угля. Но не успели мы достать спички, как появилась неудавшаяся экспидиция, подозревающая нас в неверной информации в отношении выбора ее направления маршрута движения.
                -Температура есть? - это были первые слова, которые мы услышали из далека.
                -Да, все нормально, мы справились - ответил я, но улыбка заговорщицки не сходила с моих глаз и уже грозилась распространиться по всему лицу, не смотря на страх быть замеченной усталыми, грязными путешественниками. Женя хотел было что-то добавить к сказанному мною, но я его остановил взглядом, приняв решение молчать о кочегаре. Почему то мне хотелось ощутить на себе кусочек чужой славы. Всего то и заключавшейся в  маленьком, человеческом счастье быть оцененным за его тяжелый и нервный труд.
               Сами то мы и не помылись тогда по человечески, как те кому посчастливилось попасть в баню, в тот момент, когда там уже была горячая вода. Мылись мы в тазике, прямо на кочегарке, по очереди, подливая воду прямо из кранов стоящих на трубах с водой проходящей через саму котельную. Но в этот нервный день помыться таким образом уже было счастьем для нас.
               Сами того не понимая, мы не просто сдали экзамен на кочегаров, при этом так ничего и не смысля в котельных, мы сдали экзамен на проход в жизнь, со всеми ее" подставами" и всевозможнейшими искушениями. Этот день дал нам хорошо и отчетливо понять то, что не Боги горшки обжигают. Понять ту простую истину, говорящую о том, что человек рождается уже самодостаточным, и все нужное уже в нем заложено. Другое дело, что не каждый, в течении жизни хочет или может всем этим воспользоваться. Иной раз из-за страха или из-за неуверенности в себе. А ведь только то и надо всего то делать дело и не бояться этого. Только сделать первый шаг и все должно получится, возможно не сразу и не совсем правильно, но за то очень интересно и не забываемо, с последующими воспоминаниями на всю жизнь. Ведь первый блин всегда комом и не обязательно идеально уметь готовить блины работая при этом, ну скажем для примера архитекторм. Но знать суть дела нужно.
               Я люблю баню и построил у себя на даче маленькую баньку сам. И иногда сидя в парилке я перебираю в памяти и сам с собою смеюсь над тем временем приобретения жизненных уроков. Спустя годы все прожитое становится уже не таким грустным, или просто смешным.
              Иногда мне вспоминается хитрое и в то же время заботливое лицо Михалыча, не забывшего о своем деле и о нас, тогда еще очень молодых и глупых, так упрямо пытающихся взорвать его работу, то место, где он пригодился, ведь где родился то мы его и не спрашивали. Зачем? Не это главное.

14.08.16