В народных пословицах и поговорках о старании сказано немало: «старание и труд всё возьмут», «старание – мать успеха», «победа любит старание» и ещё многое-многое другое. Конечно, чтобы что-то получилось хорошо, нужно очень постараться. Вот только иногда… одного старания оказывается недостаточно. Что же ещё может понадобиться для того, чтобы получить хороший результат?.. Ответ - желание и мотивация!
Как говорят психологи, желание и мотивация есть не одно и то же, а процессы, дополняющие друг друга. Сильное желание, рождённое где-то в глубинах нашего сознательного или... бессознательного, побуждает к действию, т.е. к мотивации, без которой этому самому желанию грозит так и остаться всего лишь призрачной дымкой.
Но почему э т о желание появляется именно в э т о т день, а не в какой-то другой?.. Наверное, каждому взрослому знакомо чувство, когда вдруг, как по волшебству, возникает неудержимое стремление попробовать свои силы в чём-то совершенно для себя новом. Например, никогда не тянуло рисовать, а тут вдруг непреодолимо захотелось взяться за карандаш. Или так: до определённого дня одна только мысль о кулинарии приводила в уныние и вдруг... в одночасье, приготовление вкусной еды становится для человека неиссякаемым источником радости. Может быть, всё дело в звёздах, а может быть, в каких-то особенных химических реакциях, вдруг начавшихся в потаённых глубинах человеческого мозга?
Есть ли вообще ответ на этот вопрос? В конце концов, что из чего рождается, когда и почему, пусть разбираются специалисты: психологи, физиологи, психоаналитики и прочие изучатели тонких нейронных материй...
А эта история о маленькой Полинке. История о том, как родилось у неё желание читать. Когда Полинке исполнилось три с половиной года, мама записала её на уроки чтения для малышей. Но, то ли звёзды на небе как-то не так выстроились над детской головкой, то ли те самые химические реакции ещё не запустились, но процесс обучения чтению превратился в настоящее мучение как для Полинки, так и для преподавателя. Юный читатель то под стол залезет в самый разгар учебного процесса, то начнёт круги по комнате наворачивать, то станет перебивать в полный голос учителя, вставляя «необходимые» замечания. А за Полинкой кто-нибудь из других малышей под стол юркнет или с большим удовольствием продолжит развивать начатую Полинкой тему...
Короче говоря, не родилось ещё к тому времени у малышки желание изучать буквы, а тем более и никакой мотивации, побуждающей к этому самому действию. Одно только противодействие. В общем, саботаж, да и только.
Помучившись недолгое время, мама решила отложить это неблагодарное занятие до лучших времён. Она повесила на стену в детской комнате "говорящий" коврик с буквами и налепила на холодильник магнитную азбуку. «На первое время вполне достаточно», — подумала мама.
Время от времени маленькая Полинка подходила к коврику и с интересом разглядывала большие яркие буквы с картинками. Наконец, выбрав понравившуюся букву, малышка нажимала на неё.
— Это буква «Гэ», — напевал звонкий голос в ответ.
— Гэ, — повторяла протяжно маленькая Полинка.
— Аист на одной ноге. Он похож на букву «Г», — продолжал тот же голос.
Пробормотав стишок, Полинка отправлялась в кухню, чтобы найти на двери холодильника знакомую магнитную литеру. Иногда девчушка открывала букварь, даже пыталась прочитать пару-другую слов по слогам. Но уже через две-три минуты юный чтец начинал вздыхать, пыхтеть и переходил к менее утомительным для себя занятиям.
Прошёл год. И... маленькая Полинка начала читать с удовольствием. Она читала всё подряд: вывески в витринах магазинов, рекламные щиты, заголовки статей в газетах и прочее, что только попадалось ей на глаза. Правда, не всегда малышке удавались слова, начинающиеся с гласной.
— Зи - мульт..., — читала девочка рекламную брошюрку с надписью "из мультфильма...", от всей души недоумевая, как взрослые могут писать подобные глупости.
Каждую субботу Полинка с родителями отправлялась в загородный посёлок, в гости к дедушке и бабушке. Тот выходной день не стал исключением.
— Баба, здравствуй! — быстро поздоровалась Полинка, переступая порог любимого дома. — А где деда?
— Деда снова в командировке, — ответила бабушка, обнимая внучку.
Высвободившись из тёплых объятий, Полинка отправилась на второй этаж в кабинет дедушки. Там всегда было что посмотреть: красивые тикающие часы, барометр, настольные статуэтки, невиданные ручки и всякие другие диковинные безделицы.
Детское внимание привлёк рекламный проспект с какой-то научной конференции. Яркий, он заметно выделялся среди остальных чёрно-белых книг и бумаг. Малышка залезла в кресло, взяла проспект и стала внимательно его разглядывать. Разноцветные фотографии изображали незнакомых, но очень — малышка нисколько в том не сомневалась — умных и уважаемых людей, а также какие-то непонятные, но, несомненно, очень нужные современному обществу, сооружения. Крупные синие буквы венчали одну из фотографий.
— Кон-фе-рен-ция ра-бот-ни-ков а-том-ной от-рас-ли, — медленно прочитала Полинка, ставя ударение в слове "отрасли" на последний слог.
Удивлённая, Полинка положила проспект на коленки и задумалась. Она никак не ожидала, что в таком серьёзном на первый взгляд документе окажется подобная чепуха. Поразмыслив, девочка решила повторить попытку и прочитала фразу ещё раз, опять "ударяя" на тот же слог.
И снова вышел сущий вздор. Малышка посидела молча ещё некоторое время. Наконец, получив и в третий раз ту же несуразицу, она отправилась за помощью.
— Мамочка, а конференция — это… где много людей собирается? — спросила девочка, входя в кухню, где бабушка и мама готовили обед.
— Да, всё верно. Как ты хорошо истолковала такое непростое слово! — похвалила она дочку, немало удивившись.
— А атомы?.. Это — где молекулы?
— Точно, малыш! — мама была впечатлена услышанным.
Полинка ещё немного подумала, а потом громко воскликнула уже с нескрываемым возмущением:
— Я только никак понять не могу, что у них там отросло? Волосы, что ли???