Всему свое время

Елена Филимонова
              В народных пословицах и поговорках о старании  сказано немало: «старание и труд всё возьмут», «старание – мать успеха», «победа любит старание» и ещё многое-многое другое.  Конечно, чтобы что-то получилось хорошо, нужно очень постараться.  Вот только иногда… одного старания  оказывается недостаточно. Что же ещё может понадобиться для того, чтобы получить  хороший результат?.. Ответ - желание и мотивация!

              Как говорят психологи, желание и мотивация есть не одно и то же, а  процессы, дополняющие друг друга. Сильное желание, рождённое где-то в глубинах нашего сознательного или... бессознательного, побуждает  к  действию,  т.е. к мотивации, без которой этому самому желанию грозит так и остаться всего лишь призрачной дымкой.

              Но почему  э т о  желание появляется именно в   э т о т  день, а не в какой-то другой?.. Наверное, каждому взрослому знакомо чувство, когда вдруг, как по волшебству, возникает  неудержимое стремление попробовать свои силы в чём-то совершенно для себя новом. Например, никогда не тянуло рисовать, а тут вдруг непреодолимо захотелось  взяться за карандаш. Или  так: до определённого дня одна только мысль о кулинарии приводила в уныние и вдруг... в одночасье, приготовление вкусной еды становится для человека неиссякаемым источником радости. Может быть, всё дело в звёздах, а может быть, в каких-то особенных  химических реакциях, вдруг начавшихся в потаённых глубинах человеческого мозга?

              Есть ли вообще ответ на этот вопрос?  В конце концов, что из чего рождается, когда и почему, пусть разбираются специалисты: психологи, физиологи, психоаналитики и прочие изучатели тонких нейронных материй...

              А  эта история  о маленькой Полинке. История о том, как родилось у неё желание читать. Когда Полинке исполнилось три с половиной года, мама записала её на уроки чтения  для малышей. Но, то ли звёзды на небе как-то не так выстроились над детской головкой, то ли те самые химические реакции ещё не запустились, но процесс обучения чтению превратился в настоящее мучение как для Полинки, так и для преподавателя. Юный читатель то под стол залезет в самый разгар учебного процесса, то начнёт круги по комнате наворачивать, то станет перебивать в полный голос учителя, вставляя «необходимые» замечания. А за Полинкой  кто-нибудь из других малышей под стол юркнет или  с большим удовольствием  продолжит развивать начатую Полинкой  тему...

              Короче говоря, не родилось ещё к тому времени у малышки  желание изучать буквы, а тем более и никакой мотивации, побуждающей к этому самому действию. Одно только противодействие. В общем, саботаж, да и только.

              Помучившись недолгое время, мама решила отложить это неблагодарное занятие до лучших времён.  Она повесила  на стену в детской комнате "говорящий" коврик с буквами и  налепила на холодильник  магнитную азбуку. «На первое время вполне достаточно», — подумала мама.

              Время от времени маленькая Полинка подходила к коврику и с интересом разглядывала большие яркие буквы с картинками. Наконец, выбрав понравившуюся букву, малышка нажимала на неё.

              — Это буква «Гэ», — напевал звонкий голос в ответ.

              — Гэ, — повторяла протяжно маленькая Полинка.

              — Аист на одной ноге. Он похож на букву «Г», — продолжал тот же голос.

              Пробормотав  стишок, Полинка отправлялась в кухню, чтобы найти на двери холодильника знакомую магнитную литеру.  Иногда девчушка открывала букварь, даже пыталась прочитать пару-другую слов по слогам. Но уже через две-три минуты юный чтец начинал вздыхать, пыхтеть и переходил к менее утомительным для себя занятиям.

              Прошёл год. И... маленькая Полинка начала читать с удовольствием. Она читала всё подряд: вывески в витринах магазинов, рекламные щиты, заголовки статей в газетах и прочее, что только попадалось ей на глаза. Правда, не всегда малышке  удавались слова, начинающиеся  с гласной.

              — Зи - мульт..., — читала девочка рекламную брошюрку с надписью "из мультфильма...", от всей души недоумевая, как взрослые могут  писать подобные глупости.

              Каждую субботу Полинка с родителями отправлялась в загородный посёлок, в гости к дедушке и бабушке. Тот выходной день не стал исключением.
 
              — Баба, здравствуй! — быстро поздоровалась Полинка, переступая порог любимого дома. — А где деда?

              — Деда снова в командировке, — ответила бабушка, обнимая внучку.

              Высвободившись из тёплых объятий, Полинка отправилась  на второй этаж в кабинет дедушки. Там всегда было что посмотреть: красивые тикающие часы, барометр, настольные статуэтки, невиданные ручки и всякие другие диковинные  безделицы.

              Детское внимание привлёк рекламный проспект с какой-то научной конференции. Яркий, он заметно выделялся среди остальных  чёрно-белых книг и бумаг. Малышка залезла в кресло, взяла проспект и стала внимательно его разглядывать.  Разноцветные  фотографии изображали незнакомых, но очень — малышка нисколько в том не сомневалась — умных и уважаемых людей, а также какие-то непонятные, но, несомненно, очень нужные современному обществу, сооружения. Крупные синие буквы венчали одну из фотографий.

              — Кон-фе-рен-ция ра-бот-ни-ков а-том-ной от-рас-ли, — медленно прочитала Полинка, ставя ударение в слове "отрасли" на последний слог. 

              Удивлённая, Полинка положила проспект на коленки и задумалась. Она никак не ожидала, что в таком серьёзном на первый взгляд документе окажется подобная чепуха. Поразмыслив, девочка решила повторить попытку и прочитала фразу ещё раз, опять "ударяя" на тот же слог.
 
              И снова вышел сущий вздор. Малышка посидела молча ещё некоторое время. Наконец, получив и в третий раз ту же несуразицу, она отправилась за помощью.

              — Мамочка, а конференция — это… где много людей собирается? — спросила девочка, входя в кухню, где бабушка и мама готовили обед.

              — Да, всё верно. Как ты хорошо истолковала такое непростое слово!            — похвалила она дочку, немало удивившись.

              — А атомы?.. Это — где молекулы?

              — Точно, малыш! — мама была впечатлена услышанным.

              Полинка ещё немного подумала, а потом громко воскликнула уже с нескрываемым возмущением:

              — Я только никак понять не могу, что у них там отросло? Волосы,  что ли???